Лучший педагог года

Формирование словарного запаса в среднем и старшем дошкольном возрасте средствами крупных фольклорных форм

Инна Гирина
Формирование словарного запаса в среднем и старшем дошкольном возрасте средствами крупных фольклорных форм

Формирование словарного запаса в среднем и старшем дошкольном возрасте средствами крупных фольклорных форм

Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего слова. Именно благодаря речи мы общаемся между собой, регулируем свое поведение и деятельность. Огромную роль речь играет в жизни наших детей. Именно благодаря речи, ребенок развивается целостно и всесторонне, потому что она является основным средством общения. Речь привлекает внимание ребенка к предметам и действиям. Речь взрослого играет важную роль, так как ребенок пытается ему подражать. Если общение с взрослым носит эмоциональный, положительный, предметный характер, то это является основой и предпосылкой для активного общения со сверстниками.

Публикация «Формирование словарного запаса в среднем и старшем дошкольном возрасте средствами крупных фольклорных форм» размещена в разделах

Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Дети дошкольного возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Задачи, которые можно решить с помощью устного народного творчества:

-обогащение словаря и развитие связной речи.

-развитие звуковой культуры речи;

-развитие грамматического строя речи;

-развитие фонематического слуха; а также

-развитие артикуляционного аппарата.

Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», произошло от соединения двух английских слов: folk — «народ» и lore — «мудрость».

Детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, сочиненные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного творчества взрослых. То есть структура детского фольклора ничем не отличается от структуры детской литературы. Многие жанры связаны с игрой, в которой воспроизводятся жизнь и труд старших, поэтому здесь находят отражение моральные установки народа, его национальные черты, особенности хозяйственной деятельности. В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких.

Более крупные произведения детского фольклора — песня, былина, сказка.

Детский фольклор используют в разных видах деятельности:

- в обучении правильному произношению;

- в приобщении детей к русской национальной культуре;

- в образовательной деятельности;

- в беседах;

- в наблюдениях

- в народных подвижных играх;

- в играх на развитие мелкой моторики;

- в театрализованной деятельности;

- в инсценировках.

Использование детского фольклора в играх с детьми является основным видом деятельности детей. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Русские народные песни играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. В детской среде песня бытует с незапамятных времен. В детский фольклор вошли и песни из взрослого народного творчества — обычно дети приноравливали их к своим играм. Есть песни обрядовые («А мы просо сеяли, сеяли.», исторические (например, о Степане Разине и Пугачеве, лирические. В наше время ребята чаше распевают песни не столько фольклорные, сколько авторские. Есть в современном репертуаре и песни, давно свое авторство потерявшие и естественно втянутые в стихию устного народного творчества.

С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи. Пропевая слоги в словах, ребёнок имеет возможность услышать все звуки, особенно в слабых позициях, почувствовать ритмический рисунок слова, что способствует развитию фонематического слуха, а также значительно обогащается и словарный запас ребенка.

Пестушки – это отточенный веками и проверенный многими поколениями метoд развития младенца. Например, когда мама купала ребенка, oна приговаривала: " Как с гуся вода, вся с Вани худоба! Или когда проснулся ребенок мама тянет ребенка за ручки вверх и приговаривает: "Потягушки, потягушки!" А если пo научному, производя действия - потягивая, поглаживая, пошлепывая и при этом, проговаривая определенные слова, мама сoздает в кoре головного мозга определенные нервные связи, то есть настраивает ребенка на окружающий мир, формирует слoва, которым соответствуют осязательные, обoнятельные и другие образы. В потешках, песнях, прибаутках отражается суть раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша – без лукавства и фальши. Поэтому значительное место в практике воспитания отводится эмоциональному воспитанию именно средствами музыкального фольклора. Потешки очень помогают воспитателям наладить эмоциональный

контакт с детьми при приеме, одевании, кормлении, укладывании спать и в игровой деятельности.

Музыкально-фольклорные произведения (песни, хороводы, народные игры с напевами) являются для ребёнка дошкольного возраста той точкой опоры, от которой берёт своё начало огромный мир идей и образов, эмоционально окрашенных и оттого доступных его восприятию. Часто в образовательном процессе объединяются, например, пение, движение и игра на народных инструментах. Народная песня является наиболее органичной формой в работе по развитию речи дошкольников. Она же часто служит основой народной игры, в которой сочетаются: декламация и пение, хореографическое движение и пляска, драматическое действие, костюмированное переодевание, состязания на быстроту и ловкость.

Былины. Это героический эпос народа. Он имеет огромное значение в воспитании любви к родной истории. В былинах всегда повествуется о борьбе двух начал — добра и зла — и о закономерной победе добра. Самые известные былинные герои — Илья Муромец. Добрыня Никитич и Алеша Попович — являются собирательными образами, в которых запечатлены черты реальных людей, чья жизнь и подвиги стали основой героических повествований — былин (от слова «быль») или старин. Былины — грандиозное создание народного искусства. Присущая им художественная условность нередко выражается в фантастическом вымысле. Реалии древности переплетаются в них с мифологическими образами и мотивами. Гипербола — один из ведущих приемов в былинном повествовании. Она придает персонажам монументальность, а их фантастическим подвигам — художественную убедительность.

Работа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к былинному эпосу выстраивается по следующей схеме:

Предварительный этап начинается с прослушивания былинного стиха, написанного на древнерусском языке, мелодично построенных фраз, особенностей звучания древнерусских слов, сложных для восприятия. После этого дети погружаются в содержание былинного эпоса. Былина читается в литературной обработке с последующей беседой по её содержанию. На этом этапе уделяется большое внимание словарной работе: толкованию сложных слов, поэтичности выражений, сравнения.

После предварительной работы проводится основной этап, в котором дети играют в русские народные подвижные игры, пересказывают отрывки из былин, подбирают пословицы и поговорки, объясняя их смысл, знакомятся с русским бытом и народным костюмом. Сложные древнерусские слова вводятся в активный словарь ребенка. Через занятия основного этапа ребёнок "проживает" события, происходящие с былинными героями, систематизирует ранее полученные знания.

Одним из компонентов основного этапа работы является изобразительная деятельность, которая включает в себя не только традиционные техники, но и работу с витражами, тканью, бумагой (квилинг, где детям даётся возможность отразить свои впечатления об услышанном и увиденном, раскрыть собственные творческие замыслы. Завершает работу над былиной итоговый этап, который проводится в форме комплексного занятия. На нем обобщаются и систематизируются полученные знания по данной былине.

Сказки. Они возникли в незапамятные времена. Сказывание сказок было распространенным увлечением на Руси, их любили и дети, и взрослые. В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она ни повествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и птицы.

В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие-то тайники древнего миропонимания. Они находят в сказочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания. Воображаемый, фантастический мир оказывается отображением реального мира в главных его основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает малышу и возможность сравнивать ее с реальностью, с окружением, в котором существуют он сам, его семья, близкие ему люди. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.

Для детей вовсе не важно, кто герой сказки: человек, животное или дерево. Важно другое: как он себя ведет, каков он — красив и добр или уродлив и зол. Сказка старается научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не прибегает к психологическому усложнению. Чаще всего персонаж воплощает какое-нибудь одно качество: лиса хитра, медведь силен, Иван в роли дурака удачлив, а в роли царевича бесстрашен. Персонажи в сказке контрастны, что и определяет сюжет: прилежную, разумную сестрицу Аленушку не послушался братец Иванушка, испил воды из козлиного копытца и стал козликом, — пришлось его выручать; злая мачеха строит козни против доброй падчерицы. Так возникает цепь действий и удивительных сказочных событий. Сказка строится по принципу цепной композиции, включающей в себя, как правило, троекратные повторы. Иногда повтор осуществляется в форме диалога; тогда детям, если они играют в сказку, легче перевоплощаться в ее героев. Часто сказка содержит песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их.

Сказка имеет собственный язык — лаконичный, выразительный, ритмичный. Благодаря языку создается особый фантастический мир. По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно исследователи выделяют три большие группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые (сатирические).

Работа над сказкой как нельзя лучше даёт возможность решать поставленные задачи, потому что сказка, «как образное отображение мира – близка и интересна детям». Сказочные сюжеты требуют особых качеств восприятия, творческого воображения, развитой наблюдательности, чувства образного слова, понимания внутренних мотивов поведения героев.

Поразительная мощь языкового творчества народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Сказки – это одно из самых доступных средств полноценного развития речи каждого ребенка. Сказка может служить основой и для различных речевых упражнений. Сказку можно не только пересказывать, можно придумывать задания на формулировку предложений или игры со словами и буквами в сказочном контексте.

1. «Придумай сказку». Из сундука достаются герои из разных сказок. Предлагается придумать новую сказку (выбираются несколько участников).

(С остальными участниками проводятся другие игры.)

2. Пальчиковая игра «Репка».

3. «Я назову, а вы продолжите».

Мышка - … (норушка)

Лягушка - … (квакушка)

Зайчик - … (побегайчик)

Лисичка - … (сестричка)

Волчок - (Серый бочок)

Медведь - … (косолапый)

Петушок - (Золотой гребешок)

Гуси - (Лебеди)

Сестрица - (Алёнушка)

Братец - (Иванушка)

Серый … (волк)

Баба - … (Яга, костяная нога)

Коза - … (дереза)

Красная (шапочка)

Курочка - … (Ряба)

Муха - … (Цокотуха)

4. «Волшебный клубок»

Назовите волшебные принадлежности из сказок, передавая клубочек друг другу (волшебная палочка,сапоги-скороходы,скатерть-самобранка, ковер-самолет, волшебный клубок, шапка-невидимка).

5. Логоритмика «Колобок». В развитии речевой и психической деятельности детей положительную роль играют занятия логоритмикой. В данных занятиях также можно использовать сюжеты из сказок.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, ведь отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную, однообразную. Без яркости и красочности речь блекнет и тускнеет.

Басня – литературный жанр, краткий, обычно стихотворный рассказ в иносказательной форме, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения. Басня – незаменимый литературный материал при разъяснении теории образа, который обязательно должен заключать в себе общую мысль, а не быть просто изложением некого случая.

Басня помогает сформировать установку на художественное восприятие: этому способствует подчеркнуто условный и замкнутый мир басни, ее неопределенное пространство и время, аллегорические персонажи, уже знакомые юным читателям по сказкам о животных.

Желание и умение читать басни приобретает для старшего дошкольника личностно-значимый смысл, но только в том случае, если педагог и дети воспринимают басню как особый литературный жанр с ярко выраженной спецификой художественного видения ее автором явлений реальной действительности и отражения их в форме.

Одним из действенных средств приобщения детей к моральным ценностям своего народа являются мифы, легенды и предания. Издавна в народной педагогике они использовались как средство поучения и наущения детей. Воздействуя на эмоции дошкольника, они ненавязчиво помогают ему понять значение моральных норм и правил общества. Этому способствует такая особенность мифов, легенд и преданий, как сжатость повествования, дающая возможность показать мотивы поступка, сам поступок и его последствия, как для самого героя, так и для других персонажей.

Проживая жизнь героев, ребенок вбирает, присваивает их духовный опыт, который становится для него собственным, личностным, начинает влиять на его поступки. Но для того чтоб облик героя стал, личностно значим для дошкольника и начал влиять на его действия и поступки, необходимо уметь воспринимать их. Непосредственное восприятие устного народного творчества вызывает незначительные изменения в мотивационно-эмоциональной сфере ребенка: отдельные моменты остаются непонятными для него. Поэтому необходимо организовать работу, которая постепенно подготовила бы дошкольника к более глубокому пониманию и прочувствованию нравственного смысла их, оценке поступков персонажей.

Для того, чтобы определить, насколько осознанно дети 6-7 лет относятся к моральным нормам общества, необходимо систематически знакомить детей с мифами, легендами и преданиями не только на занятиях, но и в повседневном общении с детьми. Для большей эффективности максимально использовать разнообразные формы работы: специально организованные занятия, игры, развлечения, отдельные режимные моменты. В индивидуальных беседах с дошкольниками определяется их отношение к положительным и отрицательным поступкам героев мифов, легенд и преданий, умение мотивировать поведение героев, видеть значимость должного поведения. С этой целью отбираются эпизоды из знакомых мифов, легенд и преданий, в которых герои совершают неблаговидные поступки. Детям предлагается дать совет мифологическим героям – как им нужно поступить в этой ситуации – и мотивировать свое предложение.

Одним из основных приемов является рассказывание мифов, легенд и преданий с остановками, во время которых детям предлагается подумать: что будет дальше, как разовьются события мифов, легенд и преданий, каким образом развитие событий связано с поступком героя. Такое прогнозирование мифологической ситуации возможно только на основе понимания взаимосвязи между поступком и его следствием для самого героя, а также для развития сюжета мифа в целом.

Таким образом, работа с мифами, легендами и преданиями способствует лучшему осознанию дошкольниками смысла должного поведения, а также понимания детьми того, что моральный долг является ценностью не только для мифологического героя, но для людей в реальной жизни.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней, устанавливает преемственность между прошлым и будущим. В течении всего дошкольного возраста дети любят слушать сказки, пересказывать их и сочинять свои. Сказки в целом способствуют развитию фантазии, воображения, творческого мышления, делают мир ребёнка волшебным, учат добру и отзывчивости, состраданию и пониманию.

Читайте сказки чаще!

Публикации по теме:

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрастеЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Конструирование из строительного материала в старшем дошкольном возрастеКонструирование из строительного материала в старшем дошкольном возрасте Самостоятельная игровая деятельность «Творим и мастерим» Конструирование в дошкольном возрасте полностью отвечает интересам детей, их.

Космические игры в старшем дошкольном возрасте Космические игры в старшем дошкольном возрасте День космонавтики – это праздник, посвящённый первому полёту человека в космос и освоению.

Лего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игрЛего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игр В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование словарного запаса в среднем и старшем дошкольном возрасте средствами крупных фольклорных форм
Опубликовано: 6 января 2024 в 18:37
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД