Ольга Романова
Формирование теории дошкольного образования в 50-х ‒ первой половине 80-х годов XX века
▼ Скачать + Заказать документы
Рассматривая процесс дошкольного образования в России особое внимание заслуживает его новейшая история, к которой относится период второй половины 20 века. В этот временной отрезок произошел поиск и обновление путей развития дошкольного образования, что привело к насыщенному развитию теории дошкольного образования и значительному изменению теоретических основ.
Этот период имеет несколько этапов развития, которые будут рассмотрены в последующих параграфах.
Публикация «Формирование теории дошкольного образования в 50-х ‒ первой половине 80-х годов XX века» размещена в разделах
Первый период, Богуславская Т. Н., назвала общетеоретическим. Сроки первого периода : до середины 80-х годов 20 века.
Данный период характеризуется формированием теоретической основы дошкольного воспитания, программно-методическим оформлением содержания дошкольного образования [1].
В методологической основе первого период лежат базовые теории Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Запорожцем А. В., Элькониным Д. Б. которые были сформулированы в 1950-е 70-е гг. 20 века.
Вклад Запорожца А. В. в область дошкольного образования заключается в том, что он затронул проблему управления содержанием дошкольного образования в зависимости от определенного возрастного периода. Запорожец А. В. основывается на утверждении того, что периоды дошкольного детства обладают качественным своеобразием и несут непреходящую ценность. Дошкольное детство – период уникальных возможностей, развития психических процессов и качеств личности человека. Главная идея трудов Запорожца А. В. относительного дошкольного образования - идея амплификации, т. е. обогащение развития психики и личности дошкольника посредством специально организованной системы обучения и воспитания [3].
Эльконин Д. Б. сформулировал концептуальные подходы развития теории дошкольного образования. Можно выделить три главные установки:
• созидательность жизни ребенка в отличие от ее адаптивности;
• принципиальная общественность в отличие от наличной социальности;
• формы детской жизни представляются становящимися, переходными, развивающимися.
Эльконин Д. Б. уделял внимание процессу развитию детей дошкольного возраста, но не как объект исследования, а как способ изучения какого-либо психического явления. В экспериментальном исследовании данного вопроса Эльконин Д. Б. основывался на идею Выготского Л. С., смысл которой заключается в том, что обучение детей должно идти впереди их развития, а развитие в форме обучения основной фактор деятельности педагога [6].
Область научных интересов Венгера Л. А. лежала в изучении развития образных форм познания и творчества, которые характерны для детей дошкольного возраста. Также он рассматривал то, как именно резервы для усвоения содержания дошкольного образования используются.
Венгер Л. А. разработал теорию развития восприятия ребенка; целостную система сенсорного воспитания дошкольников; теорию и практику развития общих умственных способностей детей дошкольного возраста, которая в дальнейшем приобрела статус естественной основы для изучения проблемы умственной одаренности в дошкольном возрасте [2].
Поддъяков Н. Н. разработал подход к трактованию процесса развития творчества дошкольников, особенностей творческого усвоения детьми дошкольного возраста знаний как универсальных средств передачи и закрепления содержания дошкольного образования, а усвоение дошкольником ЗУН, правил и норм поведения изучалось как специально организованный творческий процесс, который приводит к освоению дошкольниками усложняющегося содержания [5].
Лисина М. И. выделила способы овладения детьми дошкольного возраста содержания образования в процессе общения, ею была определена роль коммуникации в формировании познавательной активности дошкольников. Лисина М. И. благодаря своим исследованиям смогла выделить не только частные знания, представления ребенка дошкольного возраста о своих возможностях и способностях, которые составляют его образ себя, но и центральное, основное образование, через которое преломляются все частные представления ребенка о себе, и где содержится непосредственное переживание дошкольником себя как личностью [4].
Список использованных источников
1. Богуславская Т. Н. Развитие теоретических основ содержания дошкольного образования в отечественной педагогике 80-х гг. XX - начала XXI века : дис. … канд. пед. наук / Татьяна Николаевна Богуславская. – М., 2009. – 270 с.
2. Венгер Л. А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М. : Педагогика, 1986. С. 5-18.
3. Запорожец А. В. Психическое развитие ребенка // Избранные психологические труды. В 2-х томах / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. Т. 1. М. : Педагогика, 1986.
4. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб. : Питер, 2009. 318 с.
5. Поддъяков Н. Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников. М. : Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 1998.
6. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского). М. : Тривола, 1995.