Ольга Горчакова
Формирование и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием природного материала.
▼ Скачать + Заказать документы
«Творчество- это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленных на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта»
Э. Фромм.
В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.
Публикация «Формирование и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием природного материала,» размещена в разделах
Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:
• Формирование у детей осознанно - правильного отношения к тем объектам природы, которые находятся рядом с ними;
• Формирование умений разнообразной деятельности на занятиях и в природе, становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
• Накопление детьми эмоционально - позитивного опыта общения с природой.
Задачей педагогов нашего детского сада на основе эмоционально-
эстетического восприятия детей направлять их к познанию
окружающей природы, формировать творческие способности,
воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Изучая природу своего края, проблемы взаимодействия человека и
природы, вместе со своими воспитанниками мы ходим на экскурсии и
целевые прогулки, устраиваем разнообразные экологические
праздники.
Экскурсия в лес "Встреча с русской красавицей"
Особое место в экологической работе с детьми занимают комплексные
занятия, в которых развитие творческих способностей реализуются
средствами разных видов деятельности.
Чем больше мы входим в мир природы, узнаём её тайны, тем всё
больше возникает желание как-то передать, изобразить красоту
окружающей природы - это и рисунки, и поделки из природного
материала, различные творческие проекты и экологические акции.
Экологическая акция "Поможем берёзке перезимовать"
Расскажу о некоторых интересных работах выполненных нашими воспитанниками на комплексных занятиях по экологии. Очень яркими и красивыми получились работы на занятии по экологии «Поможем берёзке надеть осенний наряд». Первая часть занятия была посвящена берёзе, как экологическому объекту. А во второй части дети при помощи засушенных берёзовых листьев создавали образ осенней берёзы.
Засушенные листья использовались не только в аппликации, но и в нетрадиционной технике рисования- печати листьями. В этой технике сделаны работы на занятии «Белая берёза под моим окном».
Природный материал-это кладовая для развития детского творчества. Организация творческой деятельности детей с природным материалом предоставляет огромные возможности для формирования у детей дошкольного возраста : экологической культуры, целостных представлений о природе, как живом организме и создания условий для развития личности ребёнка.
Работа с ним сближает ребёнка с родной природой, воспитывает бережное и заботливое отношение к ней и формирует первые трудовые навыки.
Работы с использованием природных материалов способствуют развитию сенсомоторики, совершенствованию координации движений, а главное помогают развивать творческие способности детей.
Очень нравится детям работать с различными видами и формами камней. Ведь фантазируя и воображая, каждый может увидеть в камне что-то своё. Раскрасить гладкие камешки и просто, и сложно одновременно. Мы начали с рисунков попроще: божьи коровки разных цветов, черепашка, рыбки.
Интересны работы с использованием различных круп и семян.
Панно «Олень» было сделано из риса и пшена.
Панно "Курочка Ряба" из семян тыквы и фасоли.
Из собранных на экскурсиях и прогулках листьев, получилась оригинальная коллективная работа «Осенний букет».
Некоторые из этих работ были представлены на районной выставке «Природа и мы».
Опыт показывает, что одним из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатели создавали новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает творческая деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут формироваться и развиваться творческие способности детей.