Ольга Романова
Современные методы и приемы творческого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дошкольные образовательные учреждения пытаются совместить государственные программы с новыми гуманистическими, личностно-ориентированными подходами к образованию. Для гуманистической психологии/педагогики характерно стремление приспособить содержание, формы и методы воспитания и образования к ребёнку. Эти подходы уходят корнями в античность, откуда пришло осознание нашими современниками истины, что «человек есть мера всех вещей». Интерес к «творческой, игровой педагогике многообразия» (Б. Хазельбах, возникшей в России в последние годы, свидетельствует об изменении философии и ценностей образования. К сожалению, эта задача в современной педагогике и, в частности, в дошкольной педагогике разработана слабо. Следует заметить, что в дошкольном возрасте начинается «выращивание будущего», поскольку этот возраст является сенситивным периодом, когда ребёнок наиболее активно осваивает всё окружающее.
Публикация «Современные методы и приемы творческого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Учитывая тот факт, что в дошкольном детстве закладываются основы развития личности и формируются творческие способности, способности к саморазвитию, самосовершенствованию, умение справляться с возрастающим потоком проблем, то важным условием для развития творческих способностей детей является продуманное сочетание традиционных и современных методов и приемов психологии, их многообразие.
В связи с этим, мной была предпринята попытка интеграции современных приемов и методов, что позволило вывести детей на новый качественный уровень творческих способностей.
Цель работы - развитие творческих способностей ребенка путем обогащения системы педагогических действий современными методами и приемами.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Развить эмоциональную сферу ребенка.
2. Сформировать развитое воображение и восприятие.
3. Развивать такие качества личности как увлеченность, любознательность, инициативность, самостоятельность.
4. Обогатить опыт практических действий детей.
5. Вооружить детей знаниями об окружающем мире.
КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ.
1. Уровень развития познавательного интереса.
2. Уровень эмоционального развития детей.
3. Уровень образного восприятия.
4. Уровень развития воображения.
5. Динамика развития самостоятельности.
6. Способность к моделированию.
7. Уровень овладения изобразительными и символическими средствами.
Теоретико-методологической основой предъявленного опыта выступили труды Н. Н. Поддъякова, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Л. А. Венгера и других ведущих психологов в области развития творческих способностей детей.
Эмпирической базой предъявленного опыта выступил МДОУ_детский сад № 10 «Солнышко» г. Кашин.
Создание условий для творческого развития детей сводилось к использованию таких методов, как: проектирование (создание проектов «Цветочные мифы», «Подарок маме», «Дома на улицах города»); эксперименты; ситуационные задачи, метод творческих преобразований и многое другое.
Результатом проделанной работы стал вывод о том, что интегрированные занятия позволяют образовательным компонентам суммарно воздействовать на воспитанников гораздо более эффективно, чем по отдельности. Это обеспечивает позитивный результат развития личности, ибо требует глубокого личного участия педагога и детей.
Интегрированные занятия помогли моим воспитанникам расширить представления об окружающем мире, понять многие взаимосвязи явлений и предметов. Они способствовали развитию образного мышления и творческой активности, более глубокому познанию, пониманию окружающего мира, навыков рассуждать и доказывать.