Получи документы

Формирование творческих способностей у детей с отклонением в развитии

Анна Бастрыкина
Формирование творческих способностей у детей с отклонением в развитии
▼ Скачать + Заказать документы

А. Ю. Бастрыкина

Т. В. Беркетова

Человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом.

Л. С. Выготский

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. За последние десять лет число детей с проблемами в развитии увеличилось в два раза.

Публикация «Формирование творческих способностей у детей с отклонением в развитии» размещена в разделах

В современной психологии и коррекционной педагогике утвердилось положение не только о необходимости раннего выявления и преодоления различных отклонений в развитии детей, но и о развитии их творческих способностей, которые помогут проявлению индивидуальности, связанной с возможностью проявить свободу мысли, самостоятельность в выборе оптимальных способов деятельности. Формирование творческих способностей, определяющих, в конечном счете, движение общества вперед. выдвигает на первый план приоритеты образования, связанных с развитием в каждом ребенке креативности и на его основе творческой личности.

Современные исследователи и ученые постоянно обращаются к проблеме развития творческого потенциала. Связано это не только с определением его значимости в становлении личности, но и с необходимостью выделения специальных технологий, позволяющих создать оптимальные условия для его развития. Ведь известно, что творчество способно развиваться только в обстановке психологической свободы и безопасности, которая является гарантом творческой активности. В конечном счете, ставится вопрос об истинно гуманном отношении к ребенку, проявляющемся в выявлении индивидуальных генетически заложенных возможностей психики ребенка и создании условий в образовательном учреждении для их реализации.

Л. С. Выготский в своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» писал: «Творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде, где человек воображает, планирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей не казалось это новое по сравнению с созданием гениев». Очень важно в работе с детьми понимать, что не только и не столько ценен сам результат творческой деятельности, сколько сама деятельность детей по созданию чего-то нового для него. Поэтому одним из необходимых условий развития творчества является соблюдение принципов гуманистической психологии, безоценочности, принятия, безопасности и поддержки.

В дошкольном возрасте у детей с отклонением в развитии наблюдается отставание в развитии творческого воображения. Коррекция в развитии данной психической функции дает положительный результат в том случае, когда работа педагога в этом направлении носит целенаправленный характер и организуется в два этапа: первый – пропедевтический, где формируются предпосылки творческого воображения, второй – основной, в процессе которого формируются самостоятельные творческие проявления детей в художественной деятельности.

Создание ситуации успеха особенно важно в работе с детьми, у которых необходимо преодолеть пассивность, агрессию, страх, неуверенность, вызванные нарушением в психическом развитии.

В художественно-творческой деятельности ситуация успеха достигается в результате определенных художественно-эстетических действий, связанных с выполнением тех ли иных видов художественного творчества. Это может быть рисунок, поделка из бумаги, глины, дерева и т. д. При этом от педагога во многом зависит, получит ли ребенок удовлетворение от своей деятельности или нет. Задание, которое он дает ребенку, должно быть не только интересным, увлекательным, но и посильным. Ребенок должен видеть положительный результат своей деятельности. Ощущение успеха рождается, когда ребенок с помощью взрослого или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх, затруднение, прикладывая к этому усилия. Взрослый помогает ребенку преодолеть страх перед новой деятельностью, новым заданием, порожденный неуверенностью в себе. Помощь педагога направлена на то, Чтобы ребенок поверил в себя, в собственные силы, способности. Необходимо поддерживать в нем оптимизм, веру то, что он справится с выполнением задания.

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К. Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума : «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще неизвестные». Видимо это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобразительного и исследовательского таланта. Наша обязанность помочь ребенку встать на этот путь. Этому служат развивающие игры, занятия творческим трудом, искусством и т. д.

Публикации по теме:

«Что неправильно нарисовал художник?»«Что неправильно нарисовал художник?» При обучении детей сюжетному рисованию очень важно научить их правильному композиционному построению рисунка. Показывать линию горизонта,.

Знакомим дошкольников с понятием раньше и позже Умение управлять собственным временем – очень важный навык не только для самоорганизации, но и, вообще, для жизни в социуме. Но перед тем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование творческих способностей у детей с отклонением в развитии
Опубликовано: 3 декабря 2014 в 14:55
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование творческих способностей у детей с отклонением в развитии» (включая файлы) размещена пользователем Анна Бастрыкина (УИ 280091) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД