Лариса Шадьянц
Проект «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Фомирование у детей дошкольного возраста экологического воспитания»
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Публикация «Проект „Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому. Дошкольное детство – это период развития ребенка, в который начинает складываться его эмоциональная сфера. Ребенок этого возраста чуток и отзывчив. Он начинает сопереживать героям сказок и мультфильмов. Сочувствие побуждает к помощи другому, будь то плачущий ровесник или хромая собачка.
Актуальность проекта :
Если отношение к природе – гуманное, познавательное, эстетическое – теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний, то знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей.
Цель проекта :
· создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
· изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы. Целью данной работы является рассмотрение и решение проблемы экологического воспитания и развития любви к природе у дошкольников на материале художественной литературы.
Задачи:
формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;
развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;
развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного края.
Проектная поэтапная работа по формированию экологического воспитания реализуется по трем направлениям:
1. Работа с детьми
2. Работа с родителями
3. Методическое сопровождение.
В ходе исследования мы попытаемся решить следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание эстетического воспитания дошкольников.
2. Показать суть экологического воспитания дошкольников, формирование норм и правил экологического поведения.
3. Составить комплекс мероприятий по экологическому воспитанию дошкольников.
4. Показать воспитание любви к природе у дошкольников средствами искусства и, в частности, художественной литературы.
5. Представить план такого занятия.
Формирование экологических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. (Приложение 2).
В основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях живой и неживой природы. Природа окружает ребенка с ранних лет. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, во многом зависит от взрослых, направляющих его развитие. Мы предполагаем, что у детей дошкольного возраста можно очень продуктивно воспитывать любовь к природе через художественную литературу и что тексты писателей-классиков могут способствовать экологическому воспитанию дошкольников, именно в этом возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: природы, различных природных связей.
В процессе реализации проекта по работе с детьми используются: игры – занятия, игры – развлечения, праздники, художественные постановки, экскурсии по огороду, чтение художественной литературы, занятия с использованием электронных презентаций, опыты-эксперименты. (Презентация «Яблоки из Жигулёвских садов" представлен в приложении 3). Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Мною были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Экологические представления формируются у дошкольников в первую очередь на материале художественной литературы. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.
Выводы:
Хочется вспомнить слова В. Белинского: Животное, родившись от льва и львицы, делается львом без всяких стараний и усилий со стороны родителей, без всякого влияния счастливого стечения обстоятельств; но человек, родившись не только львом или тигром, даже человеком в полном значении этого слова, может сделаться и волком и ослом и чем угодно». Поэтому именно от взрослых зависит, какими будут наши дети. Естественно воспитатели хотят, чтобы ребята любили природу, понимали её и берегли. Но мало хотеть, этого, надо добиваться всем нам совместными усилиями.
Я считаю, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.
Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного ее формирования ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь.
Литература:
1. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. П-1965.
2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. Изд. 2-е П-1973.
3. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. П-1978.
4. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети взрослые и мир вокруг. П-1993.
5. Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. : Учеб. -метод. пособие. Чита, Изд-во ЗабГПУ, 2002.
6. Мазурина А. Ф. Наблюдения и труд детей в природе. Изд. 3-е. П-1976.
7. Макаровская М. М. Уголок природы в детском саду. П-1989.
8. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Издат. центр «Академия» 1999.
9. Николаева С. Н. Метод пособие к программе «Зеленая тропинка». П-2001.
10. Николаева С. Н. Как приобщать ребенка к природе. Метод. матер. для работы с родителями учреждений. П-1993.
11. Николаева С. Н. Юный эколог. Изд. «Мозаика синтез».
12. Саморукова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. Изд-е 2-е П-1973.
13. Шишкина В. А. Прогулки в природу. П-2002.
14. Шиленок Т. «Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников». Дошкольное воспитание, 7-8/1992.
15.https://xreferat.ru/71/(17.10.2013)
16. https://festival.1september.ru(17.10.2013)
17. https://do.gendocs.ru/(17.10.2013)