маргарита карасёва
Учебный план по программе дополнительного образования в ДОУ «Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Учебный план по программе дополнительного образования в ДОУ
Я работаю в ДОУ с 1984 года, после окончания Ленинградского областного педагогического училища. До 1997 года за основу в своей работе брала Государственную программу воспитания и обучения детей под редакцией М. А. Васильевой. С 1997 по 2002 г. г. работала по программе «Развитие»Л. А. Венгер. С 2002 по 2010 г. г. работала по авторской программе Дороновой «Радуга», с 2011 г. и по настоящее время, работаю по общеобразовательной программе " От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая соответствует новым критериям оценки деятельности ДОУ и обеспечивает становление общечеловеческих ценностей в дошкольном детстве.
Публикация «Учебный план по программе дополнительного образования в ДОУ „Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни“» размещена в разделах
В начале работы я столкнулась с проблемой заболеваемости детей и задумалась над ней. Для повышения своего самообразования и воспитания у детей здоровьезберегающей компетенции мною была выбрана тема «Формирование привычки к здоровому образу жизни». Также мною разработана программа дополнительного образования детей в дошкольном учреждении "Формирование привычки к здоровому образу жизни".
Процесс воспитания и обучения детей своей группы осуществляю исходя из здоровьесберегающех требований :
-соблюдение режима дня, прогулок, сна.
-рациональное и сбалансированное питание
-фитотерапия
-полоскание рта прохладной водой
-дыхательная гимнастика
-аромотерапия
-психологическая релаксация
-гимнастика пробуждения
-утренний оздоровительный комплекс
Свою работу по выявлению знаний у детей привычек здорового образа жизни я начала с проведения диагностики. Исходя из данных диагностического обследования, я и построила свою дальнейшую работу с детьми.
Меня увлекла и заинтересовала тема по формированию у детей привычки к здоровому образу жизни. Для повышения своего самообразования по данной теме мною был изучен опыт работы педагогов городов Москвы, Санкт-Петербурга, Нарофоминска. Их опыт подтолкнул меня к более подробному изучению образовательных программ по этой теме.
Я поставила целью своей работы:
Воспитание валеологической культуры и приобщение детей к здоровому образу жизни, т. к. ребёнок не сможет самостоятельно заботиться о своём здоровье, пока не узнает строение своего организма и не научится заботиться сам о себе.
Для достижения своей цели я определила следующие задачи:
1. Формировать понятие о человеке,как о жителе планета Земля, от которого зависит жизнь всего живого.
2. Знакомить с особенностями строения человека.
3. Формировать элементарные представления о работе собственного организма.
4. Сформировать чувство осторожности, прививая знания основ безопасности.
5. Использовать в разных сферах детской деятельности информацию, направленную на формирование привычки здорового образа жизни.
6. Воспитать у ребёнка желание заботиться о себе, о своём организме и о здоровье в целом.
Реализацию этих задач я провожу по следующим направлениям:
1. Организованная образовательная деятельность.
2. Создание развивающей среды, способствующей формированию привычки к здоровому образу жизни.
3. Работа с родителями.
1. Мною разработан перспективный план по формированию привычки к здоровому образу жизни и по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников. Он делится на две основные темы:
«Познай себя»
«Береги себя сам»
Основной формой деятельности дошкольника является игра, поэтому в совместной деятельности с детьми я использую различные игры: «Угадай по запаху», «Угадай по вкусу», «Съедобное - несъедобное», «Что будет если?», «Хорошо - плохо», «Что тебе сказали руки?»и т. д.
Для лучшего запоминания определённых правил поведения, совместно с детьми, мы изготовили альбом с валеологическим содержанием - «Будь осторожен». Информация из этого альбома помогает детям осмыслить и выработать гуманное отношение к природе, формирует чувство осторожности, прививает знания основ безопасности.
В своей практике я широко использую темы «Зачем нужны части тела?», «Кто друзья, а кто враги нашего организма?», «Как мы понимаем друг друга», «Как мы узнаём, что перед нами?».
Для того, чтобы детям было проще их понять изготовлены информационные листы «Витамины – наши друзья», альбом «Наши помощники- органы чувств» .
В совместной деятельности с детьми я провожу беседы:
-«Откуда берётся и куда девается мусор?»
-«Витамины наши помощники»
-«Для чего нам мыло?»
-«Почему мы чистим зубы?»
-«Что нужно сделать, чтобы не заболеть?»
-«Что вокруг нас может быть опасным?»,
наблюдения:
-«Как правильно мыть посуду?»
-«За посадкой и ростом овощей»
-«У нас во дворе»
-«Откуда в снежках грязь?»,
индивидуальную работу с часто болеющими детьми, используя рекомендации медиков и физкультурного руководителя. Мы обыгрываем ситуации на близкие детям темы:
-«Заболела голова, что нужно делать?»
-«Если появился насморк»
-«Зачем одевать перчатки?»
-«Почему ноги должны быть в тепле?»
Исходя из результатов диагностики, которую провожу,используя тесты, наблюдения, беседы, группа поделена на две подгруппы. К детям стараюсь подобрать индивидуальный подход через личностно-ориентированное взаимодействие. С ребятами ведётся дополнительная работа по обучению культурно-гигиеническим навыкам, навыкам самообслуживания. Дети, у которых достаточно хорошо сформированы эти навыки, сами обучают друзей через свои умения, показ, похвалу и поощрение к действиям. Также для лучшего запоминания определённых правил, способствующих формированию навыков здорового образа жизни, совместно с детьми мы составляем модели этих правил. Модели остаются в группе несколько дней, что помогает более точному их воспроизведению и пониманию детьми.
2. Для закрепления знаний, полученных в процессе образовательной деятельности и через совместную деятельность с детьми, мною создана соответствующая предметно-развивающая среда. В группе имеется:
-физкультурный уголок с атрибутами необходимыми для общеразвивающих упражнений и нетрадиционными атрибутами из бросового материала.
-Напольная игра «Шашки», в которую дети играют лёжа на полу для разгрузки позвоночника.
-Познавательный уголок по валеологии с дидактическими играми, пособиями, альбомами, папками-передвижками.
-Уголок по основам безопасного движения и по правилам дорожного движения.
-Опытно экспериментальный уголок, где можно найти модели исследования объектов природы, лупы, весы, набор различных часов, для проведения исследований и опытов.
-Уголок психологической разгрузки, позволяющий ребёнку отдохнуть, расслабиться, уединиться.
-Уголок тренажёров, в котором находятся диск «здоровье»,массажёр для спины,изготовленный из бросового материала, массажер для глаз «ловишка мяча», офтальмотренажёр, тренажёр для дыхательного аппарата «прокати шарик»,дорожки «здоровья»для укрепления мышц стопы.
-Зелёная аптека, включающая в себя «огород на окне», где круглый год выращивается петрушка, лук, чеснок.
-Набор масел для аромотерапии (пихтовое, мандариновое, сосновое,можжевеловое).
Создавая в группе развивающую среду по формированию привычки к здоровому образу жизни, я хочу научить детей ориентироваться в ней, уметь использовать её в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья.
3. Совместно с родителями нашей группы мы проводим спортивные праздники:
«Зоологические забеги»
«Зов джунглей»,
соревнования:
«Весёлые старты»
«Мама, папа и я - спортивная семья»,
походы (на речку, в осенний парк, на снежную гору).
В течении года я выношу вопросы по формированию привычки к здоровому образу жизни на родительские собрания, на которых знакомлю родителей с образовательными мероприятиями, направленными на профилактику заболеваний и оздоровлению детей. Обучаю их приёмам точечного массажа и дыхательной гимнастике.
Родители охотно откликаются на все предложения, связанные с темой здорового образа жизни, сами делятся своим опытом по оздоровлению детей на родительских собраниях, консультациях.
Тема здоровья близка и интересна детям. Они увлечённо работают на занятиях, появилось много познавательных вопросов, связанных со здоровым образом жизни. В процессе работы у детей выросло желание заботиться о себе, появилось чувство ответственности за себя и даже за своих друзей, систематизировались представления о своём организме.
К моему удовлетворению дети активно используют свои знания по оздоровлению и посещаемость группы стала гораздо выше. Дети осмысленно пользуются предметами личной гигиены, проявляют активность в выбранных видах деятельности: все с удовольствием делают зарядку и гимнастику пробуждения, работают на занятиях физкультурой, т. к. осознают пользу движений. Ребята стараются соблюдать правила безопасного поведения в быту в различных ситуациях. Детки в моей группе приветливы, жизнерадостны, обнаруживают внутренний покой.
Учебный план
по программе дополнительного образования детей
в дошкольном учреждении
«Формирование привычки к здоровому образу жизни».
Возраст обучающихся – 5-7лет
Срок реализации программы-1год
Пояснительная записка.
Данная программа направлена на развитие позитивного самосознания, ценностного отношения к собственной жизни и жизни другого человека, на развитие свободной, здоровой личности, обладающей мышлением, чувством собственного достоинства и уважением к людям, на воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, на реализацию идеи жизнетворчества и жизнестроительства.
Программа рассчитана на детей в возрасте 5-7 лет. Реализация программного материала рассчитана с сентября по май, учебная нагрузка : 2 занятия в неделю, 36 часов в год, длительность занятий 30 минут.
Цель программы :обратить внимание ребёнка на самого себя, на своё тело, свой организм, на свои возможности и способности; научить оценивать и ценить себя; создать предпосылки к самовоспитанию, к заботе о собственном здоровье; на основе познания себя формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям; формировать основы безопасного поведения дошкольников.
В дошкольном возрасте закладываются основы миро- и самопонимания. Знания об особенностях строения, выполняемых функциях и жизнедеятельности человеческого организма органично сочетаются с проблемой здоровья, физического развития.
Общеизвестно, что картина состояния здоровья подрастающего поколения катастрофична. Рост заболеваемости по некоторым заболеваниям настолько высок, что это вызывает огромную тревогу за судьбу и здоровье нации.
Задача, которая до сих пор решается слабо и бессистемно, - это пропаганда здорового образа жизни. Здоровье человека в значительной степени зависит от его образа жизни. Физическое и психическое здоровье человека является непреходящей ценностью. Оно – «эквивалент и выражение свободы деятельности человека». Угроза жизни и здоровья населения может исходить из различных источников. Одним из них является забвение культа здоровья, как жизненной цели и громадной ценности для человека. Приоритетным направлением социально-педагогической помощи должно стать медико-санитарное просвещение родителей, детей и подростков с целью формирования здорового образа жизни.
Таким образом, направленность нашей программы на нравственное, физическое и психическое здоровье подрастающего человека обусловлено современными требованиями личностного развития.
Стержневым понятием нашей программы является познание человека, его физической и социальной сущности. Эти знания помогут ребёнку осознать себя, свои возможности, подведут его к пониманию «одинаковости» с другими людьми, т. е. ребёнок через себя научится видеть других людей, понимать их состояния, чувства, переживания.
Программа формирования привычки к здоровому образу жизни включает в себя следующие компоненты:
ценностный – формирование ценностного отношения к человеческой жизни, ответственности за свою жизнь, уважение к чужой жизни и здоровью.
гностический – специально отобранный и адаптированный к восприятию старшими дошкольниками объё м медицинских знаний: анатомо-физиологических, санитарно-гигиенических.
развивающий – формирование у ребёнка активной позиции, направленной на саморазвитие (на здоровье, счастливую жизнь).
практический – практическое осуществление и применение познанного.
В процессе формирования привычки к здоровому образу жизни, ознакомления дошкольников с человеческим организмом и основами безопасности жизнедеятельности решаются следующие задачи:
- сформировать у детей адекватные представления об организме человека (о строении собственного тела).
- создать у ребёнка целостное представление о своём теле.
- научить «слушать» и «слышать» свой организм.
- помочь осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека.
- формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни.
- привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников.
- развивать охранительное самосознание, оптимистическое миро-и самоощущение, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.
- формировать у детей самостоятельность и ответственность за своё поведение.
- научить детей выполнять основные правила безопасного поведения: предвидеть опасность, по возможности избегать опасности, при необходимости – действовать.
Программное содержание представлено в следующих разделах:
Что такое здоровье?
Сохрани своё здоровье сам.
Будь осторожен.
Система органов чувств человека.
Микробы.
Доброму все друзья.
Дорога к доброму здоровью.
Карта человеческого тела.
Спорт – это здоровье.
Предлагаемые знания о формировании привычки здорового образа жизни и о человеческом организме соответствуют интеллектуальным возможностям детей старшего дошкольного возраста, конкретности их мышления, большой опоре на наглядность, чувства, ощущения при изучении нового.
Реализация данного материала может органично включаться в педагогический процесс: в занятия познавательного цикла, физкультурные занятия и физические упражнения, игры, труд, режимные процессы, свободную деятельность, развлечения, досуги, экскурсии и т. д.
Основная часть программы включена в игры – занятия, которые предусмотрены по каждому разделу. Игровая организация детей помогает им легко войти в предлагаемую ситуацию и сохранить высокий познавательный интерес. Так же по каждому разделу предусмотрен большой комплекс других мероприятий: дополнительные занятия для детей, проявивших повышенный интерес, рассказы, познавательные беседы, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, чтение специально отобранной художественной литературы, трудовые поручения, продуктивная деятельность, различные праздники и т. д. При усвоении материала о человеческом организме и формировании привычки к здоровому образу жизни предпочтение отдаётся поисково-экспериментальным, продуктивным, игровым, проблемным методам, наблюдению за собой и за другими, практическим методам овладения навыками ухода за своим телом.
Всё предлагаемое ребёнку содержание занятий и игр должно быть направлено на привлечение его внимания к своему телу, пробуждения интереса к дальнейшему самопознанию, усиление положительной мотивации к изучению себя и другого, понимание зависимости между состоянием организма и жизнью человека.
Воспитательно-образовательная работа проводится в тесном сотрудничестве членов педагогического коллектива: воспитателей, помощников воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, врача, медсестры, руководства дошкольного образовательного учреждения и родителей.
В конце учебного года целесообразно провести диагностику для определения уровня знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о человеческом организме, об органах чувств человека, об основах безопасности жизнедеятельности, о привычках, формирующих здоровый образ жизни.
Усвоение ребёнком-дошкольником знаний о человеческом организме, об основах безопасности жизнедеятельности и привычках, формирующих здоровый образ жизни, будет способствовать лучшему самопознанию, пониманию себя как биологического существа, чья жизнь зависит от окружающей действительности и от умения предвидеть грозящую опасность. Эти знания помогут ребёнку осознать, что очень важно заботиться о себе, о своём организме и о здоровье в целом.
Календарно-тематическое планирование.
«Формирование привычки к здоровому образу жизни».
(старший дошкольный возраст)
Тема Содержание Методические приёмы
Сентябрь: «Что такое здоровье?»
«Что такое здоровье?»
«Что нужно делать, чтобы быть здоровым?»
«Береги здоровье смолоду»
«Режим дня»
«Чей режим дня лучше?»
«Твой режим дня»
«Утро»
«Надо, надо умываться».
Познакомить с определением понятия «здоровье».
Дать знания о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым.
Подвести к пониманию того, что «я здоровый и сильный, я никогда не заболею, я всегда буду здоровым, если буду заботится о себе».
Познакомить с понятием «режим дня»,для чего он нужен.
Учить сравнивать разные режимы дня, определять правильный, делать выводы.
Поговорить с ребятами об их собственных режимах дня. Рассказы из личного опыта.
Придумать рассказ о том, что было бы, если бы люди очень долго спали утром.
Закрепить знания о том, для чего нужно умываться и правила умывания и пользования полотенцем. Встреча с «доброй волшебницей»
Беседа «здоровье это…»
Викторина «Что нужно для здоровья».
Подв. Игра с мячом «Если хочешь быть здоров»
Разучивание песни «Закаляйся».
Викторина «Когда ты будешь сильным и счастливым».
Сказка «Как я делал, что хотелось».
Сценка с использованием кукольного театра «Два режима дня»
Беседа «Чей режим дня лучше».
Разучивание стихотворения Ф. И. Тютчев «Утро».
Подв. игра «День-ночь».
Чтение К. Чуковский «Мойдодыр»
Опыт «Вода и мыло».
Октябрь: «Сохрани свое здоровье сам.»
«Сохрани своё здоровье сам».
«Душ! Не забудь о закаливании».
«Зубы!Зубы!Зубы!»
«Что полезно, а что вредно для зубов».
«О еде Что едим сначала что потом»
«Как есть правильно. Сладкая страница».
«Жевательная резинка»
«Одежда»
Ноябрь: «Будь осторожен.»
«Как готовить домашние задания».
«Позанимался- отдохни»
«Движение и только движение»
«Спорт для здоровья»
«Витамины укрепляют организм».
«Сон. Грустная история».
«Здоровью надо помогать»
«Будь осторожен»
«Будь осторожен с огнём» Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приёмы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь.
Прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.
Продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены. Дать представления о детской зубной щётке и детской зубной пасте, подвести к пониманию их назначения.
Познакомить детей с методами ухода за зубами (чистка зубов, полоскание полости рта, посещение врача стоматолога).
Познакомить с тем, как надо правильно питаться, дать знания о вреде и пользе продуктов питания.
Учить ухаживать за своей одеждой.
Дать детям знания о том, как нужно содержать своё рабочее место, как правильно сидеть за столом, с какой стороны должен падать свет.
Побеседовать с детьми о том зачем нужен отдых и как правильно нужно отдыхать.
Дать представление детям о сне. Почему человек спит, зачем это ему нужно.
Поговорить с детьми о том,что можно,а чего нельзя делать для сохранения своего здоровья.
Познакомить с понятием «витамины»,закрепить знания о необходимых полезных продуктах.
Воспитывать у детей культуру питания, чувство меры. Беседа «Зачем нужен душ?».
Дидактическая игра «Узнай по запаху».
Игра с мячом»Что нужно для зубов, а что нет».
Практикум «Учимся правильно чистить зубы».
Беседа «Как есть правильно»
Дидактическая игра «Что сначала, что потом.»
Игровая ситуация «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке».
Беседа «Как мы одеты»
Дидактическая игра «Кто правильно?»
Дидактическая игра
«Кто лучше?»
Беседа «Зачем надо двигаться»
Беседа «Для чего нужен спорт?»
Подвижная игра «Ловишка с ленточкой»,
«День-ночь».
Составление рассказа «Грустная история».
Подвижная игра
«Надо- не надо»,
«Возьму –не возьму»,
«Пройди и не упади»,
«Раз, два, три огонь –гори»
Декабрь: «Система органов чувств человека.»
«Будь осторожен с электричеством»
«Будь осторожен на льду»
«Осторожно сосульки»
«Переходим улицу»
«Не вреди себе»
«Чтобы глаза не уставали»
«Слушай во все уши».
«Уши тоже надо беречь»
«Осанка»
Знакомить детей с электроприборами, их назначением и правилами пользования.
Дать детям знания о правилах поведения на льду.
Дать детям знания о сосульках, об опасности,которую они представляют.
Продолжать учить правила дорожного движения Закрепление понятий «пешеход», «переход».
Обучать детей правильному поведению в различных ситуациях. Воспитывать чувство самосохранения, чувство опасности.
Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека. Познакомить детей со строением глаза.
Дать знания об органах слуха, уточнить,что уши у всех разные. При помощи опыта учить различать силу, высоту и тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами.
Познакомить с правильной посадкой за столом и осанкой. Дидактическая игра «Электроприборы»,
«Да -нет».
Игра –эксперимент.
Беседа
Игра –практикум.
Беседа
Дидактическая игра «Найди и расскажи»
Игра –беседа
Офтальмотренажёр
Беседа-практикум
Игровая ситуация «Как мы сидим»
Беседа.
Январь: «Микробы.»
«Смотри во все глаза»
«Микробы»
«Как защититься от микробов»
«Если заболел, лечись!»
«Если дома кто-то болен»
«Спешить или не спешить?» Привести к пониманию, что зрение необходимо беречь. Воспитывать сострадание к незрячим людям, желание оказать помощь.
Дать детям знания о том, что такое микробы, как от них защищаться.
Привести к пониманию того,что нужно делать если ты заболел и что предпринять, если к тебе пришли друзья или дома кто-то болен.
Подвести к пониманию того, что спешить это не обязательно торопиться. Делать быстро и торопливо это не одно и то же. Беседа.
Беседа
Игра-практикум «Посмотри в микроскоп»
Беседа
Инсценировка проблемной ситуации
Беседа-игра
Составление рассказа «О мальчике, который спешил»
Разучивание пословиц, поговорок.
Февраль: «Доброму все друзья.»
«Драться или не драться»
«Доброму все друзья»
«Я выбираю добро»
«Делать добро спеши»
«Наши руки»
«Береги природу»
«Помоги природе»
«Какой ты?» Познакомить с правилами взаимного сотрудничества. Учить с уважением относиться друг к другу и окружающим людям.
Подвести к пониманию того,что доброму и вежливому человеку жить на земле легче чем злому и невоспитанному.
Закрепить понятие,что такое добрый человек. Воспитывать нравственность.
Дать понятие о важности человеческой руки, о тесной связи рук и мозга, о том,что с помощью рук можно выражать свои чувства. Подвести к пониманию, что развивая руки мы развиваем речь. Рассказать детям о том, что по руке можно найти человека, узнать о его здоровье, характере. Учить сознательно относиться к развитию своей руки.
Дать детям возможность выразить себя такими как они видят. Разыгрывание проблемной ситуации.
Разучивание поговорок, пословиц о дружбе.
Заучивание стихотворения М. Котин «Драчуны».
Дидактическая игра «Выбери пословицу, которая больше понравилась»
Рисование «Нарисуй добро».
Беседа.
Беседа.
Игра-практикум.
Психологическое упражнение «Нарисуй себя».
Март: «Дорога к доброму здоровью.»
«Обходи скользские места»
«Берегись насекомых».
«Подружись с зубной щёткой».
«Дорога к доброму здоровью».
«Кошка и собака наши соседи».
«Сохрани своё здоровье сам».
«Что мы должны знать о буре и урагане».
«Страна «Здоровье» и страна Простуда».
«Что приводит к болезням»
Формировать элементарные представления о гололёде. Воспитывать умения вести себя при гололёде, стремление помочь людям, попавшим в беду. Учить соблюдать правила безопасности на льду.
Формировать представление о разнообразных насекомых. Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
Закреплять правила личной гигиены. Продолжать учить правильно пользоваться зубной щёткой.
Формировать у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Выделить навыки культурно-гигиенического поведения. Определить и закрепить,полученные знания о значении витаминов, о соблюдении навыков гигиены. Выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь. Воспитывать интерес к здоровому образу жизни.
Учить детей понимать состояние и поведение животных, знать, как общаться с ними.
Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приёмы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь. Закреплять навыки самомассажа.
Закрепить знания детей об явлениях природы, знакомить с правилами поведения во время бури и сильного ветра.
Поговорить о том, каким должен быть здоровый человек и почему к этому надо стремиться.
Подвести к пониманию того, что чтобы не болеть надо вести здоровый образ жизни.
Беседа.
Беседа.
Рассматривание энциклопедии «Насекомые»
Игра-практикум.
Досуг.
Беседа.
Рассматривание энциклопедии «Поведение животных».
Беседа.
Родительский день.
Беседа.
Выступление сотрудника МЧС.
Чтение художественной литературы, беседа о прочитанном.
Заучивание наизусть «Песенка Обжоры», «Песенка Грязнули».
Апрель: «Карта человеческого тела.»
«Что надо знать, чтобы избежать опасности во время грозы».
«Осанка –красивая спина».
«Карта человеческого тела».
«Связь дыхания и сердца»
«Учимся правильно дышать».
«Приключения на весёлом озере».
«Температура воздуха и температура воды»
«Сколько времени можно находиться в воде при купании».
Май: «Спорт – это здоровье.»
«Почему надо вытираться после купания».
«Чтобы не потеряться».
«Будь внимательным».
«Взаимопомощь»
«Спорт-это здоровье»
Продолжать знакомить детей с правилами поведения во время грозы.
Учить следить за своим здоровьем, побуждать к выполнению физических упражнений, радоваться достигнутому результату.
Познакомить детей в доступной форме со строением человеческого организма.
Дать знания для чего нужны те или иные органы, как они служат человеку.
Познакомить с правилами купания на воде.
Дать знания при какой температуре человеку комфортно в воде.
Дать знания о том,сколько времени нужно находиться в воде детям при купании в открытом водоёме и бассейне
Дать детям знания о том, зачем после купания надо вытираться полотенцем насухо.
Познакомить детей с тем, что может произойти, если пойдёшь гулять один.
Подвести к пониманию того, что когда спешишь, то можно сделать что-то неправильно
Побеседовать о том, зачем нужно помогать друг другу.
Дать представление об Олимпийских играх, развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься физкультурой.
Беседа «Явления природы».
Беседа-практикум «Как держим спину».
Создание знаков-напоминаний.
Беседа.
Рассматривание энциклопедии «Анатомия человеческого тела»
Практикум «Учимся дышать».
Дыхание по Стрельниковой.
Игра «Король ветров», «Буль-буль».
Беседа.
Дидактическая игра «Что изменилось».
Практикум «Посчитай без часов».
Проблемная ситуация «Часы сломались».
Беседа.
Практикум «Вытираемся правильно»
Беседа.
Проблемная ситуация «Я заблудился, что делать?»
Игра на внимание «Переобуй мальчишек».
Игра-беседа «Палочка -выручалочка».
Просмотр мультфильма «Палка выручалка».
Спортивное развлечение «Мы дружим со спортом!».
Рисование «Я занимаюсь спортом».
Викторина «Какие виды спорта ты знаешь?»
Диагностика
Проверить,как дети усвоили материал по формированию привычки к здоровому образу жизни, о строении человеческого тела и основах безопасности жизнедеятельности. Дети рассказывают о своём здоровье, как они о нём заботятся.
Показывают приёмы оздоровительного самомассажа, дыхания по Стрельниковой.
Показывают упражнения для релаксации, гимнастики пробуждения, как надо использовать офтальмотренажёр,как правильно умываться, вытираться полотенцем,чистить зубы.
После каждого занятия «Витаминная минутка «Поможем своему здоровью».
Цель: содействовать формированию основ здорового образа жизни, его направленность на укрепление здоровья ребёнка
Литература:
1. В. К. Полынова «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».
СПб; ООО Издательство «Детство-пресс» 2010 г.
2. Т. А. Шорыгина «Беседы о здоровье» ТЦ «Сфера» Москва 2010г.
3. С. Е. Шукшина «Я и моё тело» «Школьная пресса» Москва 2009г.
4. В. Н. Журавлёва «Проектная деятельность дошкольников»
Издательство «Учитель» 2009г.
5. Н. О. Сизова «Валеология» «Паритет» Санкт - Петербург 2008г.
6. «Современная детская энциклопедия»
ООО «Издательская группа АТТИКУС»2008г.
7. В. Н. Волчкова,Н. В. Степанова «Педагогика нового времени. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.»
ТЦ «Учитель»2006г.
8. О. И. Юдина «Учебник здоровья»
ЗАО «Биосвязь»2003г.
Издательский дом «Сентябрь»2003г.
9. А. Лопатина,М. Скребцова «Начала мудрости 50 уроков о добрых качествах»
ООО «Книжный дом Локус»2002г.
10. А. С. Галанов «Игры, которые лечат»
ТЦ «Сфера»2001г.
11. А. Тру «Приключения на весёлом озере»
Издательство «Карапуз»1997г.
12. Л. В. Баль,В. В. Ветрова «Букварь здоровья» «Эксмо» 1995 г.