Юлия Бутяйкина
Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях народов Поволжья
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Актуальность темы
В условиях поликультурного региона, каким и является Поволжье, образование должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.
Публикация «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях народов Поволжья» размещена в разделах
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Ссылаясь на «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России» (2009 г., а также на государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ на период 2011–2015 гг.», можно сказать, что современный период в российской истории и образовании время смены ценностных ориентиров.
Согласно ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155) познавательное развитие дошкольников предполагает формирование первичных представлений о малой родине.
Самарская область является многонациональным субъектом РФ и возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе системные знания в области различных культур, стремление и готовность к межкультурному диалогу. И дошкольное образование является первым звеном в этой работе.
Установлено, что дети способны воспринимать культуру разных народов. Яркие впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь. Этот факт актуализирует изучаемую тему.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут – русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы и др. Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступные их возрасту.
Противоречия:
– между необходимостью активного участия родителей в формировании у детей среднего дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях народов Поволжья и их пассивностью и незаинтересованностью данной работой;
– между необходимостью формирования у дошкольников первичных представлений о традициях и обычаях народов Поволжья и недостатком методических пособий по ознакомлению детей с данной темой.
С другой стороны, в своей практике нам приходится постоянно решать вопросы культурно-нравственного воспитания дошкольников. Мы знакомим их с народными праздниками. Играем в народные игры, разучиваем считалки, организуем развлечения.
Профессиональная проблема: чтобы организовать образовательный процесс в средней группе, направленный на формирование у детей представлений о традициях и обычаях народов Поволжья необходимо :
– обогатить развивающую предметно-пространственную среду;
– пополнить словарный запас детей по данной теме;
– осуществлять тесное взаимодействие с родителями;
Задачи
1. Обозначить пути формирования первоначальных представлений о традициях и обычаях народов Поволжья у детей среднего дошкольного возраста.
2. Определить содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для реализации механизма формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях народов Поволжья в условиях реализации ФГОС ДО.
2. Разработать механизм, обозначив методы, средства, приемы и формы работы по формированию у детей среднего дошкольного возраста первичных представлений о малой родине.
4. Вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, развитие детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждение создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента.
МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Механизм формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях народов Поволжья (в рамках регионального компонента ООП ДО в ДОУ)
Целевой компонент
1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта
1.1 Закреплять и расширять знания детей об обычаях и традициях народов Поволжья.
1.2 Познакомить с особенностями национальных костюмов народов Поволжья (объяснить, что костюм – это результат труда людей разных поколений).
1.3 Показать, что фольклор народов Поволжья отражает быт и эмоциональность народа.
2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционального опыта
2.1 Способствовать формированию у детей интереса к обычаям и традициям народов Поволжья.
2.2 Воспитывать эмоционально-положительное отношение к народам Поволжья.
2.3 Воспитывать у детей желание изучать фольклор и особенности национальных костюмов народов Поволжья.
3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта действий
3.1 Развивать умение в продуктивной деятельности отражать свои представления о декоративно-прикладном искусстве народностей Поволжья.
3.2 Упражнять детей в умении организовывать народные игры.
Содержательный компонент
ОД 1
Тема: «Дружная семья народов».
ОД 2
Тема «Русский национальный костюм»
ОД 3
Тема: «Татарский национальный костюм»
ОД 4
Тема: «Промыслы народов Поволжья»
Утро
Темы
1. «В тесноте, да не в обиде»
2. «Укрась платок»
3. «Семьи бывают разные»
4. Рассказывание русских и татарских сказок
Прогулка
Темы
1. «Игры народов Поволжья»
2. «Пословицы о дружбе»
Вечер
Темы
1. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
3. Чтение татарской сказки «Отцовские советы», А. Н. Афанасьев «Русские народные сказки»
2. Творческая деятельность «Красивый платок»
4. Просмотр мультфильмов:
«Жил-был пёс», «Три мешка хитростей», «Морозко».
5. «Составь узор», «Чей костюм».
6. «Вечер в крестьянской избе».
Актуальная среда
- фотоальбом «Народы Поволжья», картинки по теме;
- заготовки элементов костюма;
- размещение в книжном уголке художественных произведений по теме;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Вечер в крестьянкой избе»
- краски, цветные карандаши; фломастеры, листы белой бумаги, салфетки;
- тематический коллаж «Узоры родного костюма»
Темы
1. «День города».
2. «Изготовление элементов народного костюма».
3. «Мы вместе».
4. «Совместная выставка рисунков».
5. «Посуда народов Поволжья».
6. «Ай, люли-люли» -народный фольклорный праздник.
Технологический (процессуальный) компонент
ОД 1
Ход
1. Беседа.
2. Д/игра «Укрась платок».
3. Восприятие и обсуждение сказок
ОД 2
Ход
1. Беседа о русском национальном костюме.
2. Русские народная сказка
3. Физкульт. минутка «Дружная семейка».
4. Д/и «Найди лишнюю картинку»
ОД 3
Ход
1. Беседа «Незнакомый костюм»
2. Д/игра «Составь узор», «Чей костюм».
3. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
ОД 4
Ход
1. Вступительное слово
2. Чтение стихов
3. Музыкальный киоск «Угадай мелодию»
4. Дидактические игры для закрепления знаний о народах Поволжья. Формы организации
Методы и приемы
Утро
1. Беседа.
2. Дидактическая игра.
3. Сюжетно-ролевая игра.
4. Чтение художественных произведений.
Прогулка
1. Подвижные игры.
2. Беседа.
Вечер
1. Обсуждение пословиц и поговорок о дружбе.
2. Продуктивная деятельность (рисование). 3. Чтение.
4. Просмотр мультфильмов.
5. Дидактическая игра.
6. Сюжетно-ролевая игра
Способы взаимодействия с материалами и атрибутами
Методы и приемы
- побуждение к совместному рассматриванию, обсуждению, составлению рассказов;
- побуждение к изготовлению атрибутов и материалов для сюжетно-ролевой игры;
- побуждение к изображению полученных впечатлений (того, что увидели, что запомнили, что понравилось больше всего);
- поощрение инициативы и активности детей.
Формы и способы взаимодействия
- Круглый стол
- Мастер-класс по росписи предметов быта
- Консультация
- Участие в оформлении тематического альбома (предоставление фотографий с музеев, выставок народного творчества).
Результативный компонент
(возможные достижения ребенка) - имеет первичные представления о малой родине, проявляет интерес к культуре народов Поволжья; делится впечатлениями об полученных знаниях;
- отражение полученных представлений и впечатлений изучения народного костюма в продуктивной деятельности;
- повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, культуры поведения дошкольников;
-укрепление, расширение образовательного поля "ребенок – учреждение – семья – общество".
УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Кадровые условия
– воспитатели средней группы;
– узкие специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физическому развитию);
– почётные жители города (носители традиционной культуры народов Поволжья);
– сотрудник краеведческого музея.
2. Научно-методические условия
Программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле» / под ред. О. В. Дыбиной. – Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2014. – 210 с.
3. Материально-технические условия
– проектор;
– карта Поволжья;
– интерактивная доска, ноутбук;
– аудиозаписи фольклора народов Поволжья;
– музыкальный центр.
4. Нормативно-правовые условия
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.)
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
- "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.1.3049-13 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва)
5. Информационные условия
1. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1 – 2005.
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ,
2005. – 247с.
3. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – Москва, 1986.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008.
5. Валеев Ф. Х. Орнамент казанских татар. – Казань: Таткнигоиздат, 1969.
6. Валеев Ф. Х. Народное декоративное искусство Татарстана. – Казань: Таткнигоиздат, 1984.
7. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997.
8. Гулова Ф. Ф. Татарская народная вышивка. – Казань: Таткнигоиздат, 1984.
9. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности. – Москва, 1991.
10. Куклы в народных костюмах №19, Deagostini, 2012.
11. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6лет : Методическое пособие, М., 2007
12. Кочетков Е. Раскраска "Народные костюмы", Москва, 2006.
13. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011.
14. Файзуллина Р. Ш. Татарский народный орнамент /Пособие для воспитателей детских садов. – Казань, 1984.
15. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – Москва, 2002.
6. Организационные условия (мероприятия по планированию, организации, координации, регулированию и контролю над образовательным процессом)
– разработка конспектов образовательной деятельности, сценария итогового мероприятия;
– разработка планов-конспектов форм работы с родителями;
– подготовка презентации о народах Поволжья.