Папки-передвижки

Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях народов Поволжья

Юлия Бутяйкина
Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях народов Поволжья

Введение

Актуальность темы

В условиях поликультурного региона, каким и является Поволжье, образование должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.

Публикация «Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях народов Поволжья» размещена в разделах

Ссылаясь на «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России» (2009 г., а также на государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ на период 2011–2015 гг.», можно сказать, что современный период в российской истории и образовании время смены ценностных ориентиров.

Согласно ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155) познавательное развитие дошкольников предполагает формирование первичных представлений о малой родине.

Самарская область является многонациональным субъектом РФ и возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе системные знания в области различных культур, стремление и готовность к межкультурному диалогу. И дошкольное образование является первым звеном в этой работе.

Установлено, что дети способны воспринимать культуру разных народов. Яркие впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь. Этот факт актуализирует изучаемую тему.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут – русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы и др. Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступные их возрасту.

Противоречия:

– между необходимостью активного участия родителей в формировании у детей среднего дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях народов Поволжья и их пассивностью и незаинтересованностью данной работой;

– между необходимостью формирования у дошкольников первичных представлений о традициях и обычаях народов Поволжья и недостатком методических пособий по ознакомлению детей с данной темой.

С другой стороны, в своей практике нам приходится постоянно решать вопросы культурно-нравственного воспитания дошкольников. Мы знакомим их с народными праздниками. Играем в народные игры, разучиваем считалки, организуем развлечения.

Профессиональная проблема: чтобы организовать образовательный процесс в средней группе, направленный на формирование у детей представлений о традициях и обычаях народов Поволжья необходимо :

– обогатить развивающую предметно-пространственную среду;

– пополнить словарный запас детей по данной теме;

– осуществлять тесное взаимодействие с родителями;

Задачи

1. Обозначить пути формирования первоначальных представлений о традициях и обычаях народов Поволжья у детей среднего дошкольного возраста.

2. Определить содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для реализации механизма формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях народов Поволжья в условиях реализации ФГОС ДО.

2. Разработать механизм, обозначив методы, средства, приемы и формы работы по формированию у детей среднего дошкольного возраста первичных представлений о малой родине.

4. Вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, развитие детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждение создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента.

МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Механизм формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях народов Поволжья (в рамках регионального компонента ООП ДО в ДОУ)

Целевой компонент

1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта

1.1 Закреплять и расширять знания детей об обычаях и традициях народов Поволжья.

1.2 Познакомить с особенностями национальных костюмов народов Поволжья (объяснить, что костюм – это результат труда людей разных поколений).

1.3 Показать, что фольклор народов Поволжья отражает быт и эмоциональность народа.

2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционального опыта

2.1 Способствовать формированию у детей интереса к обычаям и традициям народов Поволжья.

2.2 Воспитывать эмоционально-положительное отношение к народам Поволжья.

2.3 Воспитывать у детей желание изучать фольклор и особенности национальных костюмов народов Поволжья.

3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта действий

3.1 Развивать умение в продуктивной деятельности отражать свои представления о декоративно-прикладном искусстве народностей Поволжья.

3.2 Упражнять детей в умении организовывать народные игры.

Содержательный компонент

ОД 1

Тема: «Дружная семья народов».

ОД 2

Тема «Русский национальный костюм»

ОД 3

Тема: «Татарский национальный костюм»

ОД 4

Тема: «Промыслы народов Поволжья»

Утро

Темы

1. «В тесноте, да не в обиде»

2. «Укрась платок»

3. «Семьи бывают разные»

4. Рассказывание русских и татарских сказок

Прогулка

Темы

1. «Игры народов Поволжья»

2. «Пословицы о дружбе»

Вечер

Темы

1. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

3. Чтение татарской сказки «Отцовские советы», А. Н. Афанасьев «Русские народные сказки»

2. Творческая деятельность «Красивый платок»

4. Просмотр мультфильмов:

«Жил-был пёс», «Три мешка хитростей», «Морозко».

5. «Составь узор», «Чей костюм».

6. «Вечер в крестьянской избе».

Актуальная среда

- фотоальбом «Народы Поволжья», картинки по теме;

- заготовки элементов костюма;

- размещение в книжном уголке художественных произведений по теме;

- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Вечер в крестьянкой избе»

- краски, цветные карандаши; фломастеры, листы белой бумаги, салфетки;

- тематический коллаж «Узоры родного костюма»

Темы

1. «День города».

2. «Изготовление элементов народного костюма».

3. «Мы вместе».

4. «Совместная выставка рисунков».

5. «Посуда народов Поволжья».

6. «Ай, люли-люли» -народный фольклорный праздник.

Технологический (процессуальный) компонент

ОД 1

Ход

1. Беседа.

2. Д/игра «Укрась платок».

3. Восприятие и обсуждение сказок

ОД 2

Ход

1. Беседа о русском национальном костюме.

2. Русские народная сказка

3. Физкульт. минутка «Дружная семейка».

4. Д/и «Найди лишнюю картинку»

ОД 3

Ход

1. Беседа «Незнакомый костюм»

2. Д/игра «Составь узор», «Чей костюм».

3. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

ОД 4

Ход

1. Вступительное слово

2. Чтение стихов

3. Музыкальный киоск «Угадай мелодию»

4. Дидактические игры для закрепления знаний о народах Поволжья. Формы организации

Методы и приемы

Утро

1. Беседа.

2. Дидактическая игра.

3. Сюжетно-ролевая игра.

4. Чтение художественных произведений.

Прогулка

1. Подвижные игры.

2. Беседа.

Вечер

1. Обсуждение пословиц и поговорок о дружбе.

2. Продуктивная деятельность (рисование). 3. Чтение.

4. Просмотр мультфильмов.

5. Дидактическая игра.

6. Сюжетно-ролевая игра

Способы взаимодействия с материалами и атрибутами

Методы и приемы

- побуждение к совместному рассматриванию, обсуждению, составлению рассказов;

- побуждение к изготовлению атрибутов и материалов для сюжетно-ролевой игры;

- побуждение к изображению полученных впечатлений (того, что увидели, что запомнили, что понравилось больше всего);

- поощрение инициативы и активности детей.

Формы и способы взаимодействия

- Круглый стол

- Мастер-класс по росписи предметов быта

- Консультация

- Участие в оформлении тематического альбома (предоставление фотографий с музеев, выставок народного творчества).

Результативный компонент

(возможные достижения ребенка) - имеет первичные представления о малой родине, проявляет интерес к культуре народов Поволжья; делится впечатлениями об полученных знаниях;

- отражение полученных представлений и впечатлений изучения народного костюма в продуктивной деятельности;

- повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, культуры поведения дошкольников;

-укрепление, расширение образовательного поля "ребенок – учреждение – семья – общество".

УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Кадровые условия

– воспитатели средней группы;

– узкие специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физическому развитию);

– почётные жители города (носители традиционной культуры народов Поволжья);

– сотрудник краеведческого музея.

2. Научно-методические условия

Программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле» / под ред. О. В. Дыбиной. – Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2014. – 210 с.

3. Материально-технические условия

– проектор;

– карта Поволжья;

– интерактивная доска, ноутбук;

– аудиозаписи фольклора народов Поволжья;

– музыкальный центр.

4. Нормативно-правовые условия

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.)

- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

- "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН

2.4.1.3049-13 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва)

5. Информационные условия

1. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1 – 2005.

2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ,

2005. – 247с.

3. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – Москва, 1986.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008.

5. Валеев Ф. Х. Орнамент казанских татар. – Казань: Таткнигоиздат, 1969.

6. Валеев Ф. Х. Народное декоративное искусство Татарстана. – Казань: Таткнигоиздат, 1984.

7. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997.

8. Гулова Ф. Ф. Татарская народная вышивка. – Казань: Таткнигоиздат, 1984.

9. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности. – Москва, 1991.

10. Куклы в народных костюмах №19, Deagostini, 2012.

11. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6лет : Методическое пособие, М., 2007

12. Кочетков Е. Раскраска "Народные костюмы", Москва, 2006.

13. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011.

14. Файзуллина Р. Ш. Татарский народный орнамент /Пособие для воспитателей детских садов. – Казань, 1984.

15. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – Москва, 2002.

6. Организационные условия (мероприятия по планированию, организации, координации, регулированию и контролю над образовательным процессом)

– разработка конспектов образовательной деятельности, сценария итогового мероприятия;

– разработка планов-конспектов форм работы с родителями;

– подготовка презентации о народах Поволжья.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание детей при ознакомлении с культурой народов Самарской области Актуальность проекта Концепция модернизации российского образования заявляет в качестве одной из приоритетных задач достижение нового современного.

Проект «Проектирование процесса ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья»Проект «Проектирование процесса ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях народов Поволжья
Опубликовано: 1 ноября 2014 в 18:23
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД