Демченко Зинаида Яковлевна
Формирование у дошкольников знаний о правилах дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма - в чём проблема? 3-летний ребёнок знает, что дорогу надо переходить на зелёный свет. Знает - и что же! - а мама бежит с ним на красный! А ведь дети уже в детском саду изучают ПДД. Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Публикация «Формирование у дошкольников знаний о правилах дорожного движения» размещена в разделах
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Именно поэтому стоит задача выработать у детей стереотип безопасного поведения на дороге. Для этого необходимо:
1) изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы;
2) уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой коллективом детского сада, с детьми и их родителями;
3) выйти за рамки традиционных форм и методов работы - как организационных, так и методических, и образовательных;
4) сотрудничество, сотворчество и совместная деятельность сотрудников ГИБДД, воспитателей - педагогов, родителей и детей.
Правовой основой проведения дидактических занятий с дошкольниками по формированию у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в котором изложено: «Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке» (п. 1 ст. 29).
Проблема профилактики детского дорожно - транспортного травматизма является весьма актуальной и практически значимой. Основная причина ДТП с участием детей до 7 лет - их появление на проезжей части дороги без сопровождения взрослого. Вторая по частоте причина ДТП с участием дошкольников - игра на проезжей части. Анализ ДТП с участием дошкольников показывает, что их личный опыт при оценке дорожной ситуации недопустим. Даже сознательно, выполняя все правила для пешеходов, ребенок не сможет безопасно перейти проезжую часть дороги в силу своих возрастных, психофизиологических особенностей поведения, неразвитости бокового зрения, несформированности координации движений и т. д. ДТП по вине дошкольников, как правило, происходят из-за того, что, находясь одни на улице, они не понимают опасности транспортных средств. ’ Поэтому выбегают на проезжую часть перед близко движущимся транспортом. Могут появиться внезапно на проезжей части из-за стоящих транспортных средств, препятствий, сооружений, зеленых насаждений; выехать на велосипеде, роликах, других самокатных средствах; стоять и ходить по проезжей части при наличии тротуара и т,д. ДТП с участием детей - всегда трагедия для родителей и родственников. Даже если ребенок остался жив, получив травмы, даже легкие, это остается для него психологическим потрясением на всю жизнь. Поэтому основная задача профилактики ДТП, состоит в работе не только с дошкольниками, но и взрослыми, которые являются основными виновниками, а их дети - потенциальными жертвами ДТП.
Стремление играть в любых ситуациях способствует непредсказуемости и импульсивности поведении ребенка. Находясь на улице, ребенок получает много новых впечатлений. Он может побежать на дорогу за укатившимся мячом, или неожиданно появиться на дороге на велосипеде, роликовых коньках, самокате и т. д., не понимая опасности движущегося транспорта. У дошкольника отсутствует способность быстро принимать решения, формировать пространственные программы движения, соразмерять скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него, сразу предугадывать все возможные варианты поведения водителя. В экстремальной ситуации, когда ребенок поставлен перед выбором, как поступить, он легко теряется, впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности. Дошкольник плохо распознает источники звуков. Он слышит только те звуки, которые ему’ интересны. Есть и индивидуальные особенности поведения дошкольника. Так, для ребенка с сильной нервной системой приятны шумные игры, громкое радио, яркий свет. И при громком сигнале автомобиля такой ребенок отреагирует быстро. Ребенок же со слабой нервной системой в этом случае может испугаться, оказаться в замешательстве. У него при сильных раздражителях возникает противоположная реакция - реакция торможения. У дошкольника не развита координация движения, и он не может одновременно выполнять сразу несколько действий. Ребенок считает, что если он видит автомобиль, то и водитель тоже его видит и объедет. Дошкольник не способен видеть издалека приближающиеся транспортные средства и оценивать дорожную ситуацию. Он начинает наблюдение за движением на дороге, только подойдя к краю проезжей части. Ребенок по-разному реагирует на различные виды транспортных средств. Он боится больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивает опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов. Дошкольник не понимает, что автомобиль не может остановиться мгновенно, даже если водитель видит ребенка. Исследования показывают, что у дошкольника не развито боковое зрение, угол зрения в 10 раз меньше, чем у взрослого. Чем опаснее ситуация на дороге, тем более медленно и неправильно он принимает решение, так как
теряется, не зная, что делать. Именно поэтому дошкольника нельзя одного отпускать на улицу, и взрослые всегда должны держать его за руку. Формируя у дошкольников умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах и дорогах, воспитатель одновременно и воспитывает их, применяя методы внушения, убеждения, примера. В этом возрасте дети особенно поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослыми. Воспитывать детей следует постоянно в процессе игр, прогулок, при выполнении каких-либо заданий по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи с использованием слов, выражений, имеющих отношение к дорожной тематике. Воспитание организуется на основе педагогических принципов, закономерностей, форм и методов, отражаемых в общей программе работы с детьми. Для каждой возрастной группы определяются цели и ориентиры, к которым должен стремиться воспитатель. Во время прогулок можно наглядно показать реальные светофоры, пешеходные переходы, дорожные знаки, движение транспортных средств для того, чтобы дошкольники имели представление реальных картин дорожного движения и могли рассуждать об увиденном в процессе дидактических занятий. Поскольку прогулки бывают в разное время года и в любую погоду, рассказывала детям об опасностях, которые могут быть при плохой погоде. Например, в пасмурный день обращала внимание детей на то, что повышается опасность. Из-за недостатка освещения пешеходы не видят движения автомобилей. Водитель тоже плохо видит пешеходов, если туман, идет дождь, снег и т. д. Так, в процессе наблюдения за дорожной ситуацией детям прививала умение анализировать, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные действия необходимо предпринять. Например, ставила детям задачу на развитие логического мышления. Показала картинку «Мальчик уронил варежку на проезжую часть дороги». Дети отвечали, как они должны поступить в этой ситуации. Ответ: попросить взрослых поднять варежку. Самому это делать не следует, так как на него может наехать транспорт, водители которого могут не заметить ребенка маленького роста, который еще и нагнулся, чтобы поднять варежку. Показывала иллюстрацию, где ребенок не предвидит опасность, пролезает на проезжую часть через кусты, дети, рассматривая картинку, объясняли, в чем опасность такого поведения. Рассматривая вместе с детьми иллюстрации, плакаты, другие наглядные средства, просила детей рассказать по картинкам, что на них изображено. Развивается речь ребенка, понимание и осознания им опасных и безопасных действий на улице. Например, просила детей ответить на вопросы:
Какие опасности могут быть во время дождя?
Какие предметы могут мешать обзору дороги, закрывают видимость приближающегося транспорта (капюшон, тугой шарф, зонт?
Показывая другую картинку, объясняла, что проезжую часть нужно переходить прямо, а не наискосок, как это делает мальчик. Прошу детей подумать и ответить, почему нельзя так переходить дорогу. Вступая в диалог с детьми, объясняла, что, если идти не прямо, а наискосок, путь увеличивается. Мальчик будет дольше находиться на проезжей части, а это опасно. Кроме того, он не смотрит по сторонам, забыл об опасности приближающегося транспорта, не видит его и может попасть под автомобиль. Просила детей мысленно начертить прямую линию, показать на картинке, как мальчик должен был идти к остановке автобуса.
В процессе игр обогащала опыт детей разнообразными сенсорными впечатлениями, что способствовало развитию интереса к дорожной среде, средствам передвижения, правилам поведения. При этом обязательно обращала внимание на опасные и безопасные места на улицах и дорогах. Для развития внимания и памяти детей проводила дидактические игры: «Скажи, что запомнил», «Найди по схеме», «Что изменилось?», «Найди, о чем расскажу», «Хорошо - плохо», «Лабиринты» и др. В настольных играх: «Дорожное домино»; «Пазлы»; «Лото»; «Дорожные знаки» и т. д. есть модели дорожных знаков, светофоров, фигурки пешеходов и др., с помощью которых дети выполняют определенные действия. В подвижных играх : «Трамвай»; «Заяц»; «Воробушки и автомобиль»; «Автобус»; «Поезд» и т. д. отрабатывала путем многократных упражнений действия с поворотами головы при переходе проезжей части. Определяла с детьми, где левая и где правая сторона (обычно по руке). Прививала им умения и навыки правильного поведения на улице. Затем рисовали пешеходный переход «зебра» или изображали с помощью нарезанных детьми белых полос из бумаги. Дети воображали, что они стоят на тротуаре и собираются перейти на противоположную сторону дороги по пешеходному’ переходу «зебра». Делают повороты налево, направо, опять, налево, идут, доходят до середины, делают поворот направо, осматривают дорогу со всех сторон й продолжают движение до конца. На игровой площадке организовывала перекресток, где проводились игры, в ходе которых закреплялись знания о назначении дорожных знаков, умение пользоваться пешеходным переходом. Играли в сюжетно-ролевые игры: «Улица города»; «Гараж»; «Пассажиры» и т. д. Между детьми распределяли роли. Одни дети выступали в роли пассажиров, другие - взрослых, которые держат их за руку, Один ребенок - водитель. В определенном порядке отрабатывались следующие действия:
1) нахождение на посадочной площадке:
2) вход в автобус;
3) нахождение в салоне автобуса;
4) высадка из автобуса;
5) переход на противоположную сторону дороги при высадке из автобуса
Литература.
Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003.
Азбука безопасности на дороге. Образовательная программа по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в дорожно-транспортных ситуациях. – Толстикова О. В., Гатченко Т. Г. - Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО».2011г. – 75 с.
Богуславекая З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславекая, Е. О. Смирнова. М. : Просвещение, 2003.