Ольга Генералова
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
Генералова Ольга.
В условиях современного общества остро стоит вопрос о безопасном поведении детей на улицах города. Не зная правил дорожного движения, не имея практических навыков, дети попадают на дороге в самые трагические ситуации. И виноваты в этом не дети, а взрослые, которые не научили соблюдать правила дорожного движения.
Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Знание и соблюдение ПДД помогает снизить процент дорожно – транспортных происшествий. Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части. Необходимость введения в систему знаний по ПДД уже очевидна.
Приступая к своей работе, я изучила литературу и посчитала необходимым выяснить уровень знаний у детей о правилах дорожного движения. При анализе диагностического обследования данные результаты показали, что многие воспитанники имеют недостаточные знания о правилах дорожного движения.
На основе полученных данных я составила тематическое перспективное планирование по следующим разделам: перспективный план целевых прогулок, перспективный план занятий познавательного цикла по ознакомлению детей с ПДД.
Затем, в соответствии с проблемой была определена цель проекта: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.
Для того чтобы разрешить проблему, реализовать цель я разработала следующие задачи:
• Создать условия для сознательного изучения с детьми ПДД.
• Знакомить с правилами безопасного поведения на улице и дороге.
• Воспитывать привычку соблюдать ПДД.
В старшем возрасте ребенок учится систематизировать и анализировать свои знания, самостоятельно добывать и обогащать их. Исходя из этого, в групповом помещении необходимо создать среду, в которой ребенок мог бы постоянно получать новый опыт, новые знания. Поэтому следующим шагом моей работы стало создание развивающей среды в группе: оборудование для игр, место для проведения занятий, настольные игры. Я сделала макет, на котором представлены перекресток, дома, светофор, машины, дорожные знаки. Используя макет, можно знакомить детей с такими темами, как: «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт», «Светофор», «Пешеходный переход», «Перекресток», «Сигналы регулировщика». Основной интерес вызывают у детей изготовленные макеты улиц, напольный коврик с дорожными знаками и разметкой.
Дети имеют возможность познакомиться с материалами не только наглядно, но и использовать все пособия в свободной самостоятельной деятельности. Предметы, пособия, книги помогают детям расширять кругозор, уточнять, конкретизировать поступающие и имеющиеся знания, активизировать собственные познавательные интересы. Пособия и дидактический материал постоянно пополняются и обновляются в соответствии с разработанным планом.
Рассматривание плакатов, фотографий я считаю важным методом обучения детей. Рассматривание наглядности развивает наблюдательность, мыслительные процессы, такие как сравнение, различия, обобщения, а также обогащает речь. Картинка дает пищу воображению, творческой деятельности детей. Рассматривая иллюстрации книг, плакаты, фотографии, дети расширяют свой кругозор, получают представления о правилах ДД, которых нет в их личном опыте.
Опираясь на изученный материал, создала свою систему работы с детьми старшего дошкольного возраста. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определяем мы сами в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей, вида занятий и т. д.
В организации деятельности детей я использую различные формы работы. Тематические занятия – это основная форма работы с детьми. Назначение занятий состоит в углублении, обобщении опыта детей, в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности. Обучение я строю, как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Тематические занятия повышают мыслительную активность детей. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, обращения к опыту детей. Дети учатся самостоятельно анализировать, делать выводы.
Знания по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей, как на занятиях, так и вне занятий. Изображая дома, дорогу, дети рисовали пешеходные переходы, светофор, регулировщика, дорожные знаки. На занятиях по конструированию дети с увлечением делают «светофор», различные марки машин.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей. В игре формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике. Подвижные игры активизируют мышление ребенка, ставят его перед необходимостью самостоятельно находить решение, использовать имеющиеся знания. Дети очень любят подвижные игры и эстафеты, где они хорошо запоминают и усваивают ПДД.
Мною были подобраны дидактические, настольно-печатные игры, которые помогают формировать у детей знания о правилах дорожного движения. Благодаря им дети быстрее запоминают ПДД и самостоятельно применяют свои знания на практике.
Для расширения и закрепления знаний о ПДД сделала атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Инспектор ГИБДД», «Шофёр». Через ролевую игру познакомила с профессиями «водитель», «регулировщик» и «работник ГИБДД».
Для закрепления знаний организую с детьми беседы, просмотры мультипликационных фильмов «Азбука безопасности», «Уроки безопасности». Значительное место я отвожу практическим формам обучения : наблюдениям, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.
Особую роль в ознакомлении с правилами дорожного движения играет совместная работа инспекторов ГИБДД и детских дошкольных учреждений. Приход инспектора в группу детского сада, его беседы, загадки, викторины с детьми делают работу более действенной.
В книжном уголке подобрала книги, в которых наиболее ярко описаны правила безопасного поведения на улице. А книга С. Волкова «Про правила дорожного движения» стала настольной и прочитывается нами многократно.
В игровом уголке на макете города мы моделируем возможные ситуации, имитируем образцовое поведение. Этот метод необходим для освоения ПДД, так как дети, обыгрывая различные ситуации, приобретают опыт поведения на улице. Я стремилась сформировать у детей качественно новые двигательные навыки, бдительное восприятие окружающей обстановки, умение предвидеть возможную опасность в конкретно меняющейся ситуации и способность к построению адекватного безопасного поведения. Этому способствовали в большей степени игровые тренинги на темы: «Перейди дорогу», «Ловушки на дорогах», «Что будет, если…. ?» и другие.
Для развития творческих способностей я предлагаю детям разнообразные темы и варианты обыгрывания макета. Для мальчиков – «Стройка», «Город будущего», а для девочек – «Город для куклы Барби», «Мы идём на прогулку».
Считаю, что эту работу невозможно было бы качественно реализовать без помощи и участия родителей. Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глаза у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому стараюсь привлечь родителей к данной проблеме через наглядную информацию, родительские собрания, консультации, совместные праздники, конкурсы, указывая на ее важность, значимость, чтобы формировалась активная родительская позиция, чтобы цели детского сада и родителей были общими.
Была организована выставка работ детей с родителями на тему «Осторожным надо быть!». Все родители приняли активное участие, и было приятно смотреть на детей, которые наперебой обсуждали свои рисунки.
В результате выставки в книжном уголке появилась новая рукописная книга по безопасности «Давай дружить, дорога!».
Благодаря, организованной выставке «Дорожные знаки», дети закрепили знания о дорожных знаках, и уголок по ПДД пополнился знаками для игр.
Я считаю, что родители внесли большой вклад в решение задач по ПДД у детей. И своим примерам помогли заинтересовать детей соблюдать правила дорожного движения.
За период работы в практикуемой мною системе, я отметила существенное изменение в уровне знаний правил дорожного движения, которое отражает диагностическое обследование дошкольников на конец года.
Результат обследования детей говорит о качестве выбранной мною системы работы.
На заключительном этапе моей работы, я с уверенностью могу сказать, что у детей, а так же и у родителей, обогатились знания о правилах дорожного движения. У детей появился интерес к познанию и соблюдению правил дорожного движения. Так по результатам итоговой диагностики, уровень знаний детей значительно повысился.
Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод о важности и значимости работы по ПДД. Я буду продолжать работу в этом направлении, т. к. важнее здоровья и безопасности наших детей ничего нет. Ребенок усвоит правила дорожного движения, если работу вести систематически, в игровой доступной ребенку форме, используя ситуации на улице, во дворе, на дороге.
Уберечь ребенка от беды на дорогах – долг нас, взрослых!