Лучший педагог года

Формирование навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста

Валентина Белова
Формирование навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста

Формирование навыков безопасного поведения

в быту у детей дошкольного возраста.

«Везде, где есть жизнь, есть и опасность»

Эмерсон

Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми аспектами человеческого бытия.

Проблема воспитания у детей безопасного поведения в повседневной жизни является одной из актуальных проблем дошкольного учреждения и родителей.

Публикация «Формирование навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Это подтверждает медицинская статистика детского травматизма. Она четко показывает в процентном соотношении высокий уровень бытового травматизма у детей : ушибы, раны, ожоги, переломы.

Для решения этой проблемы важно, чтобы ребенок имел первоначальное представление об опасностях.

Важно не просто передать детям знания о правилах безопасности, а больше внимания уделять приобретению дошкольниками опыта безопасного поведения.

Опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращаться с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.

С целью выявления у детей знаний и умений мы провели комплексную диагностику согласно Т. Г. Храмцовой «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста».

Проанализировав полученные результаты мы поставили перед собой

цель: сформировать у детей основные понятия опасных ситуаций и особенностей поведения в них.

Для реализации цели мы наметили перед собой следующие задачи:

• Стимулировать развитие у детей самостоятельности и ответственности в различных ситуациях;

• Воспитывать у детей потребность научиться находить правильные решения в опасных ситуациях.

Для решения выше изложенных задач определили следующие формы и методы организации детской деятельности: НОД - специальные, комплексные, познавательные и др; Игры - дидактические;

• подвижные, творческие; Прогулка -экскурсии, наблюдения; самостоятельная деятельность детей в течении дня.

В соответствии с ФГТ выделили интегративные качества ребенка:

• способный усваивать своим поведением планировать свои действия;

• соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

• овладевший необходимыми и умениями и навыками.

Работу по формированию у детей навыка безопасного поведения в быту вели ступенчато.

Свою работу мы начали с обогащения предметно-пространственной развивающей среды в группе. Мы приобрели соответствующий дидактический материал, сделали пособия, трафареты, внесли схемы, модели, альбомы, подобрали детскую литературу, иллюстрации, которые стимулировали познавательную активность и интерес каждого ребенка. Мы создали макет домашней обстановки: «комнаты и кухни», для разыгрывания ситуаций опасно – неопасного поведения в быту. В дополнение к макету выполненные из бумаги и дерева: мебель, инструменты, бытовая техника и др. Для обогащения игрового уголка группы подобрали пластиковую посуду, столовые приборы, бытовую технику (миксер, мясорубку, терку, плиту).

Освоение навыков безопасного поведения детьми осуществляли поэтапно. Первый этап – «Обогащающий» - накопление и систематизация знаний детей о правилах безопасного поведения в быту.

На этом этапе преимущество отдали дидактическим играм, беседам, чтению художественной литературы, загадыванию загадок, при отборе которых обращали внимание на наличие в них указаний на опасность или меры предосторожности. Художественная литература заставляет детей задумываться и прочувствовать то, что затруднительно для них в повседневной жизни. Анализируя произведения дети самостоятельно выделяют меры предосторожности. При ознакомлении с бытовой техникой, инструментами и другими источниками опасности, особую роль отводили игровому персонажу Стобед (герой произведения Орловой). Он заставляет своими историями, происходящими из-за нарушения правил безопасности, задумываться, помогает им понять правила безопасного поведения : - предвидеть опасность;

- по возможности избегать ее;

- при необходимости действовать.

Второй этап – «Имитационный» - формирование у детей безопасного поведения в быту.

На этом этапе мы ставили детей в условия жизненных ситуаций

предметно практического характера, где ребенок сам проявляет свои умения обращаться с потенциально опасными предметами быта, с соблюдением правил безопасности, такие как «Прачечная» - гладить утюгом; «Достань книгу» - доставать предмет с высоты и т. п. Для закрепления знаний о действиях в опасных ситуациях мы использовали такие творческие игры как «Мы спасатели» и др. Необходимо отметить, что роль воспитателя в игре меняется: при ознакомлении с игрой – организатор, затем участник, а в дальнейшем с помощью героя Стобеда – наблюдатель, при этом подсказывая детям.

Третий этап – «Практический» - формирование умений безопасного обращения с доступными потенциально опасными предметами домашнего обихода. На этом этапе мы предлагали детям реальные действия с предметами домашнего

обихода: такими как утюг, пылесос, нож, терка, иголка, гвоздь с молотком и др.

В конце учебного года была проведена диагностика детей. В результате проведенной работы у детей выявлена динамика перехода к более высокому уровню знаний и умений безопасного поведения в быту.

Наиболее эффективными в работе с детьми были методы развивающего обучения: такие как моделирование проблемно-игровой ситуации, схемы, тренинги, разные виды развивающих игр и др.

Главным показателем в своей работе мы считаем не количественные показатели, а качественные изменения гуманистического характера. Мы увидели, что дети стали не безразличны к себе и друг другу, более внимательно относятся к соблюдению правил безопасности, повысилась самостоятельность и ответственность детей во всех видах деятельности.

У детей сформировались определенные знания и умения о правилах безопасного поведения в быту, соответственно их возрастных особенностей, а именно: сформировались познавательные и игровые умения. Дети умеют по картинкам выделять возможные опасные предметы и объяснить выбор. Умеют с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать, чтобы не причинить травму себе и другому, почему нельзя играть ножницами и ножом, трогать руками провода, оставлять разбросанные игрушки и др. Умеют отличать горячие предметы и жидкости от холодных. Из набора фигурок, изображающих членов семьи и предметы быта, отражать разные сюжеты их жизни дома, связанные с соблюдением правил безопасности. Дети умеют в случае беды рассказать и показать рану взрослым, пользоваться телефоном, если родителей нет дома, для вызова пожарных. Умеют оказывать себе при необходимости первую помощь при порезах и ссадинах, ожогах, ушибах, а также обратиться за помощью.

Использование системы разнообразных методов и приемов в работе с детьми с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку, во взаимодействии с родителями и работы со специалистами способствуют прочному усвоению знаний и умений и формированию первичных навыков безопасного поведения детей.

Мы планируем продолжать работу по формированию опыта безопасного поведения детей с учетом других видов опасностей. Углубление работы с родителями по данной теме.

Публикации по теме:

Формирование у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улицах города За безопасность необходимо платить, а за её отсутствие расплачиваться. Уинстон Черчилль Современный мир таит в себе большое количество разных.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге Актуальность проекта Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на проезжей.

Игра как средство формирования навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста Безопасность наших детей представляет серьезную проблему современного мира. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит.

Дидактические игры как средство формирования безопасного поведения в быту у детей среднего и старшого дошкольного возраста Дидактические игры как средство формирования безопасного поведения в быту у детей среднего и старшого дошкольного возраста Автор: Чумак.

Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Формирование основ безопасного поведения у детей.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге Улица полна Неожиданностей и опасностей Выходя на улицу, Приготовь заранее, Вежливость и сдержанность, А главное, внимание! Проблема обеспечения.

Консультация для воспитателей «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в быту» Консультация для воспитателей. Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в быту. Человеческая жизнь сложна.

Проект «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге» Автор проекта:.

Роль театрализованной игры в формировании у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения О. В. Сидорова воспитатель МАДОУ «МАЯЧОК» дс «Капитошка Нижний Тагил Аннотация: В статье раскрывается проблема формирования навыков безопасного.

Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста Статья о правилах дорожного движения Отто Н. А. Статья о правилах дорожного движения «Формирование навыков безопасного поведения на дороге.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 марта 2017 в 15:56
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД