Формирование навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста

Валентина Белова
Формирование навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста

Формирование навыков безопасного поведения

в быту у детей дошкольного возраста.

«Везде, где есть жизнь, есть и опасность»

Эмерсон

Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми аспектами человеческого бытия.

Проблема воспитания у детей безопасного поведения в повседневной жизни является одной из актуальных проблем дошкольного учреждения и родителей.

Это подтверждает медицинская статистика детского травматизма. Она четко показывает в процентном соотношении высокий уровень бытового травматизма у детей: ушибы, раны, ожоги, переломы.

Для решения этой проблемы важно, чтобы ребенок имел первоначальное представление об опасностях.

Важно не просто передать детям знания о правилах безопасности, а больше внимания уделять приобретению дошкольниками опыта безопасного поведения.

Опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращаться с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.

С целью выявления у детей знаний и умений мы провели комплексную диагностику согласно Т. Г. Храмцовой «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста».

Проанализировав полученные результаты мы поставили перед собой

цель: сформировать у детей основные понятия опасных ситуаций и особенностей поведения в них.

Для реализации цели мы наметили перед собой следующие задачи:

• Стимулировать развитие у детей самостоятельности и ответственности в различных ситуациях;

• Воспитывать у детей потребность научиться находить правильные решения в опасных ситуациях.

Для решения выше изложенных задач определили следующие формы и методы организации детской деятельности: НОД - специальные, комплексные, познавательные и др; Игры - дидактические;

• подвижные, творческие; Прогулка -экскурсии, наблюдения; самостоятельная деятельность детей в течении дня.

В соответствии с ФГТ выделили интегративные качества ребенка:

• способный усваивать своим поведением планировать свои действия;

• соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

• овладевший необходимыми и умениями и навыками.

Работу по формированию у детей навыка безопасного поведения в быту вели ступенчато.

Свою работу мы начали с обогащения предметно-пространственной развивающей среды в группе. Мы приобрели соответствующий дидактический материал, сделали пособия, трафареты, внесли схемы, модели, альбомы, подобрали детскую литературу, иллюстрации, которые стимулировали познавательную активность и интерес каждого ребенка. Мы создали макет домашней обстановки: «комнаты и кухни», для разыгрывания ситуаций опасно – неопасного поведения в быту. В дополнение к макету выполненные из бумаги и дерева: мебель, инструменты, бытовая техника и др. Для обогащения игрового уголка группы подобрали пластиковую посуду, столовые приборы, бытовую технику (миксер, мясорубку, терку, плиту).

Освоение навыков безопасного поведения детьми осуществляли поэтапно. Первый этап – «Обогащающий» - накопление и систематизация знаний детей о правилах безопасного поведения в быту.

На этом этапе преимущество отдали дидактическим играм, беседам, чтению художественной литературы, загадыванию загадок, при отборе которых обращали внимание на наличие в них указаний на опасность или меры предосторожности. Художественная литература заставляет детей задумываться и прочувствовать то, что затруднительно для них в повседневной жизни. Анализируя произведения дети самостоятельно выделяют меры предосторожности. При ознакомлении с бытовой техникой, инструментами и другими источниками опасности, особую роль отводили игровому персонажу Стобед (герой произведения Орловой). Он заставляет своими историями, происходящими из-за нарушения правил безопасности, задумываться, помогает им понять правила безопасного поведения: - предвидеть опасность;

- по возможности избегать ее;

- при необходимости действовать.

Второй этап – «Имитационный» - формирование у детей безопасного поведения в быту.

На этом этапе мы ставили детей в условия жизненных ситуаций

предметно практического характера, где ребенок сам проявляет свои умения обращаться с потенциально опасными предметами быта, с соблюдением правил безопасности, такие как «Прачечная» - гладить утюгом; «Достань книгу» - доставать предмет с высоты и т. п. Для закрепления знаний о действиях в опасных ситуациях мы использовали такие творческие игры как «Мы спасатели» и др. Необходимо отметить, что роль воспитателя в игре меняется: при ознакомлении с игрой – организатор, затем участник, а в дальнейшем с помощью героя Стобеда – наблюдатель, при этом подсказывая детям.

Третий этап – «Практический» - формирование умений безопасного обращения с доступными потенциально опасными предметами домашнего обихода. На этом этапе мы предлагали детям реальные действия с предметами домашнего

обихода: такими как утюг, пылесос, нож, терка, иголка, гвоздь с молотком и др.

В конце учебного года была проведена диагностика детей. В результате проведенной работы у детей выявлена динамика перехода к более высокому уровню знаний и умений безопасного поведения в быту.

Наиболее эффективными в работе с детьми были методы развивающего обучения: такие как моделирование проблемно-игровой ситуации, схемы, тренинги, разные виды развивающих игр и др.

Главным показателем в своей работе мы считаем не количественные показатели, а качественные изменения гуманистического характера. Мы увидели, что дети стали не безразличны к себе и друг другу, более внимательно относятся к соблюдению правил безопасности, повысилась самостоятельность и ответственность детей во всех видах деятельности.

У детей сформировались определенные знания и умения о правилах безопасного поведения в быту, соответственно их возрастных особенностей, а именно: сформировались познавательные и игровые умения. Дети умеют по картинкам выделять возможные опасные предметы и объяснить выбор. Умеют с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать, чтобы не причинить травму себе и другому, почему нельзя играть ножницами и ножом, трогать руками провода, оставлять разбросанные игрушки и др. Умеют отличать горячие предметы и жидкости от холодных. Из набора фигурок, изображающих членов семьи и предметы быта, отражать разные сюжеты их жизни дома, связанные с соблюдением правил безопасности. Дети умеют в случае беды рассказать и показать рану взрослым, пользоваться телефоном, если родителей нет дома, для вызова пожарных. Умеют оказывать себе при необходимости первую помощь при порезах и ссадинах, ожогах, ушибах, а также обратиться за помощью.

Использование системы разнообразных методов и приемов в работе с детьми с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку, во взаимодействии с родителями и работы со специалистами способствуют прочному усвоению знаний и умений и формированию первичных навыков безопасного поведения детей.

Мы планируем продолжать работу по формированию опыта безопасного поведения детей с учетом других видов опасностей. Углубление работы с родителями по данной теме.

Публикации по теме:

Формирование у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улицах города За безопасность необходимо платить, а за её отсутствие расплачиваться. Уинстон Черчилль Современный мир таит в себе большое количество разных.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге Актуальность проекта Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на проезжей.

Игра как средство формирования навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста Безопасность наших детей представляет серьезную проблему современного мира. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит.

Дидактические игры как средство формирования безопасного поведения в быту у детей среднего и старшого дошкольного возраста Дидактические игры как средство формирования безопасного поведения в быту у детей среднего и старшого дошкольного возраста Автор: Чумак.

Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Формирование основ безопасного поведения у детей.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге Улица полна Неожиданностей и опасностей Выходя на улицу, Приготовь заранее, Вежливость и сдержанность, А главное, внимание! Проблема обеспечения.

Консультация для воспитателей «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в быту» Консультация для воспитателей. Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в быту. Человеческая жизнь сложна.

Проект «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге» Автор проекта:.

Роль театрализованной игры в формировании у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения О. В. Сидорова воспитатель МАДОУ «МАЯЧОК» дс «Капитошка Нижний Тагил Аннотация: В статье раскрывается проблема формирования навыков безопасного.

Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста Статья о правилах дорожного движения Отто Н. А. Статья о правилах дорожного движения «Формирование навыков безопасного поведения на дороге.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Формирование навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 марта 2017 в 15:56
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Перспективное планирование «Домашние животные и их детеныши» по программе «Истоки» в...
1 неделя. Тема: «Домашние животные и их детеныши». Цель. Закрепить знания детей о домашних животных, правильно называть их детенышей. Итоговое мероприятие....
Оформление группы к празднику 8 марта
Каждый год к весеннему празднику 8 марта хочется украсить свою группу по особенному, чтобы понравилось детям и чтобы приятно удивить и порадовать оформлением...
Опыт работы по приобщению дошкольников к национальному культурно-историческому...
«Родной край, его история – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества». Общество лишь тогда способно ставить и...
Проект «Волшебный песок» в младшей группе
ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК» 1. 1 Тип проекта: исследовательский. 1. 2 Срок проекта: краткосрочный ( 2 недели) 1. 3 Участники проекта: воспитатель,...
Проведение дня открытых дверей как одна из форм взаимодействия семьи и ДОО
Проведение дня открытых дверей как одна из форм взаимодействия семьи и ДОО Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены,...