Наталья Котерева
Игра как средство формирования навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасность наших детей представляет серьезную проблему современного мира. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наши квартиры, до отказа заполнены различной бытовой техникой, химией и медикаментами, а также всевозможными предметами представляющими интерес для малышей, но в тоже время несущие в себе опасность для их здоровья. Поэтому, привитие детям дошкольного возраста навыков безопасного поведения, основ личной безопасности весьма актуальная проблема на сегодняшний день. И прививать их надо как можно раньше. Дошколята не понимают, что для них безопасно, а что нет. Таким образом, наша задача - рассказать им об этом и показать.
Публикация «Игра как средство формирования навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Какой же самый эффективный метод формирования у дошкольников опыта безопасного поведения дома, который их научит предвидеть опасность, по возможности ее избегать, при необходимости - действовать. Это игра.
Сегодня пойдет речь об игре, как средстве формирования навыков
безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста, которую Вы, родители, можете использовать в условиях дома.
Каждая семья по-своему создает уют и комфорт дома, но для всех едины правила соблюдения безопасности и устранения источников опасности, из-за которых ребенок может получить травму. Необходимо сформировать у ребенка представления опасности для их жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту, научить его соблюдать определенные правила, разбирая различные ситуации, объясняя причины категорических запретов.
Детям необходимо дать знания о предметах, которыми ребенку категорически запрещается пользоваться (спички, кухонная плита и другие) и предметами, которыми ребенку следует научиться пользоваться (нож, иголка, ножницы).
Для этого можно организовать следующие игры:
-«Каждой вещи - свое место» : родитель дает знания ребенку о том, что каждый предмет имеет свое назначение и тот, кто им пользуется, должен соблюдать правила безопасного обращения, многие полезные и необходимые предметы при неумелом обращении могут причинить вред или стать причиной бедой. Давайте поиграем! Я буду называть предметы, а Вы – рассказывать о правилах их использования: нож, лекарства, молоток, утюг.
-«Самый умный» : ребенку необходимо задать вопросы, а ответы вместе обсудить: какие предметы называются «электроприборы»? для чего дома необходимы розетки? для чего в доме нужна аптечка?
-«Где опасность?» : предложите ребенку взять красные круги и обойти квартиру, раскладывая их рядом с опасными предметами или в тех местах, которые, по его мнению, являются травмоопасными, пусть ребенок пояснит свои действия.
-«Найди опасные предметы» : предложить найти ребенку в доме или на заранее подготовленных картинках опасные предметы.
- «Источники опасностей» : ребенку дать картинки с изображением разных предметов и задать вопросы: что может быть источником пожара? Чем можно получить человеку травму? Ребенок отвечает на поставленные вопросы, находя нужную картинку.
-«Угадай профессию»
В каждой семье наступает момент, когда взрослые решают, достаточно ли подготовлен ребенок, чтобы остаться дома одному, есть ли уверенность в том, что правильно себя в критической ситуации. Важно заранее объяснить ребенку, как следует себя вести, но делать это не напрямую, а исподволь - в играх :
-«Поиграем в сказку» : напоминает ребенку сказку «Волк и семеро козлят», где волк-«злоумышленник», а козлята – «доверчивые». Предложите детям обыграть сказку игрушками или картинками.
-«Телефон» : ребенку называем службу «скорая помощь», «полиция», «пожарная охрана», а ребенок быстро, не задумываясь, отвечает номер телефона.
Предлагаю Вам попробовать: «Скорая помощь» - 103, «Пожарная охрана» - 101, «Полиция» - 102.
-«Алло, мне нужна помощь» : предложить ребенку игрушечный телефон и попробовать разыграть ситуацию, когда ему необходима помощь, построить вместе с ребенком диалог на данную тему.
-«Четвертый лишний» : ребенку даются карточки, на каждой из которой изображены четыре предмета, один из которых лишний, т. е. несет опасность. Именно ее ребенок должен найди и объяснить свой выбор.
Итак, задача нас с Вами, взрослых, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы с детьми показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научиться их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.
Берегись бед, пока их нет! Берегите себя и своих близких!
Спасибо за внимание!