МААМ-картинки

Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Лариса Курмалиева
Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию представляются результаты работы на тему «Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Публикация «Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

На педагогическом уровне актуальность формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста усиливается социальным заказом общества, так как нормативный уровень их сформированности является одним из необходимых показателей готовности ребенка к школьному обучению, обеспечивая ему возможность адекватного усвоения школьной программы.

В рамках Федерального государственного образовательного стандарта формирование коммуникативной компетентности у дошкольников, их подготовка к обучению является одной из задач дошкольного образования, а одним из основных средств становления и развития коммуникативной компетентности детей в дошкольном учреждении является театрально-игровая деятельность. Следовательно, погружение ребенка-дошкольника в театрализованную деятельность рассматривается как средство формирования коммуникативных навыков.

В педагогике проблемы коммуникативного развития личности изучаются в формате нескольких направлений: во-первых, как неотъемлемая часть воспитательного процесса (A.B. Мудрик и др., во-вторых, как характеристика личностной культуры (В. А. Кан-Калик и др.); в-третьих, как необходимый компонент готовности к школе (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, A.B. Запорожец, В. С. Мухина и др.).

Таким образом, ученые-исследователи с довольно разнообразных позиций изучают различные аспекты проблемы. Но, вместе с тем, разработка методических подходов к процессу формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности на современном этапе не находит должной исследовательской активности, что определило выбор темы.

В ходе исследования нами применялась диагностическая программа, состоящая из следующих методик:

1) «Игровая комната» (автор Дьяченко О. М.)

2) Схема наблюдения (по М. Я. Басову).

3) Авторская методика анкетирования педагогов, работающих с детьми контрольной и экспериментальной групп.

Процесс формирования коммуникативных навыков рассматривается как одно из условий общего психического развития ребенка и наполняет содержанием важнейший компонент психологической готовности к обучению в школе - коммуникативный.

Формирование коммуникативных навыков старших дошкольников средствами театрализованной деятельности есть не что иное, как педагогический процесс организованного, постепенного и непрерывного усвоения знаний и норм культурного речевого действия диалогового характера, основным источником которого является театрализованная деятельность.

Специфичными чертами коммуникативных навыков старших дошкольников, формируемых в процессе театрализованной деятельности, выступают различного вида речевые и символические средства, а именно: словарный запас, выразительность речи, правильное звукопроизношение, мимика, пантомима, пластика, речевые вокализации.

Эффективность формирования коммуникативных навыков старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности может быть обеспечена следующими педагогическими условиями:

-организацией пространственно-предметной социокультурной среды в дошкольном образовательном учреждении, погружение в которую мотивирует театрально-коммуникативную деятельность старших дошкольников;

-созданием единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей, усилия которых направлены на поиск эффективных форм и методов формирования коммуникативных навыков старших дошкольников в театрализованной деятельности;

- реализацией опытно-экспериментальной программы формирования коммуникативных навыков старших дошкольников в театрализованной деятельности.

Педагогический процесс формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников средствами театрализованной деятельности осуществляется в контексте педагогической программы «Ступеньки театрального творчества», направленной на решение следующих задач: мотивировать у детей интерес к театральному искусству, его истории; формировать умения создавать партнерские отношения через театрализованную деятельность, развивать потребности в самостоятельной театрализованной деятельности, формировать элементарные представления о приемах актёрской выразительности, совершенствовать творческую самостоятельность старших дошкольников посредством постановки мини спектаклей.

Теоретический анализ современных подходов к проблеме формирования коммуникативных навыков старших дошкольников в театрализованной деятельности позволил нам разработать теоретическую модель педагогического процесса. Наибольшее значение мы придаем следующим компонентам: цели, базовым ориентирам, принципам, условиям реализации, этапам организации педагогической деятельности, функциям, формам, методам, критериям оценки результативности, предполагаемым результатам деятельности.

Выполняя эмпирическую часть исследования, мы реализовывали цель: экспериментально апробировать педагогические условия, обеспечивающие эффективность театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков у старших дошкольников.

Экспериментальное исследование выполнялось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 1 аула Кошехабль. Общую выборку составило 50 детей в возрасте 6-7 лет, в числе которых 25 детей находились в контрольной группе (КГ) и 25 детей – в экспериментальной (ЭГ). Диагностика развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста проводилась дважды : в сентябре 2015 г. - констатирующий этап исследования, и в апреле 2016 г. - контрольный этап исследования.

На констатирующем этапе исследования мы проводили диагностику коммуникативных навыков детей, а именно выявляли инициативу и позицию в общение, благополучия общения и коммуникативные и игровые навыки, а так же выявляли уровень межличностных коммуникаций старших дошкольников.

Подводя предварительный итог констатирующего этапа эмпирического исследования, отметим, что качественные и количественные показатели сформированности коммуникативных навыков детей КГ и ЭГ не имели каких-либо принципиальных различий и соответствовали среднему уровню. На следующем этапе нашего исследования – формирующем – мы создавали педагогические условия, которые, согласно нашей гипотезе, могли способствовать повышению уровня сформированности коммуникативных навыков детей.

Считаем необходимым дать краткую характеристику основным фрагментам педагогических условий. Первое условие касалось создания предметно-развивающей среды, создавая предметно-развивающую среду в экспериментальной группе.

Важным атрибутом организации среды явился театрализованный центр, в который были включены разнообразные объекты, например, такие как уголок «Играем в театр», «Костюмерная».

Уголок «Играем в театр» был оснащен различными видами театров : настольным, пальчиковым, театром на фланелеграфе, перчаточным, плоскостным; реквизитами для разыгрывания сценок, сказок и спектаклей; набором кукол, ширмой для кукольного театра. Рядом располагался уголок «Костюмерная». Все это заметно развивало творчество детей, побуждало к коммуникациям.

Вторым условием являлось создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей. В работе с родителями мы использовали следующие формы :

-анкетирование с целью изучения отношения родителей к театрализованной деятельности детей в условиях ДОУ;

-просветительская работа с родителями в форме семинаров-практикумов и круглых столов о роли театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков детей;

-привлечение родителей к изготовлению атрибутов для театрального уголка;

-совместные театральные драматизации;

-фотовыставка «Наш театр»;

-индивидуальная консультативная работа с родителями;

-родительские собрания с показом детских спектаклей.

В качестве третьего условия была реализация опытно-экспериментальной программы «Ступеньки театрального творчества». Программа рассчитана на семь месяцев. Основная цель программы - создание максимально благоприятных педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование у детей коммуникативных навыков в театрализованной деятельности.

В контексте программы мы рассказывали детям об истории театрального искусства, знакомили с фотографиями внутреннего обустройства театрального помещения для зрителей (фойе, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, гримёрная, репетиционная комната, костюмерная, художественная мастерская). С интересом дети воспринимали информацию о театральных профессиях (режиссёр, звукорежиссер, гримёр, актёр, художник и др.). Мы проводили специальные беседы, викторины, например: «Как Чебурашка в театр ходил», «Правила поведения в зрительном зале» и др.

Эффективность формирующего этапа эксперимента определялась на контрольном этапе, в ходе которого мы повторно провели диагностическое обследование детей.

Результаты диагностики детей свидетельствуют о том, что ЭГ проявили более высокий уровень коммуникативных навыков по сравнению с детьми контрольной группы.

Аналогичные результаты мы получили и в результате диагностики деятельности детей по методике «Игровая комната» (автор Дьяченко О. М.). К высокому уровню межличностных коммуникаций было отнесено 28% детей ЭГ, в то время как в КГ это количество составило 8%.

Подводя итог контрольного этапа эмпирического исследования, отметим, что качественные и количественные показатели сформированности коммуникативных навыков детей КГ и ЭГ претерпели принципиальные различия. Полученные данные убедительно свидетельствуют об эффективности формирующего эксперимента, в ходе которого мы создавали педагогические условия, способствующие формированию коммуникативных навыков в театрализованной деятельности.

Содержание проведенного исследования позволяет сделать основной вывод: создание специальных педагогических условий, развивают не только психические функции личности ребенка, его творческий потенциал, но и социально значимую способность к межличностному взаимодействию, помогая тем самым адаптироваться в обществе, почувствовать свою успешность.

Благодарю за внимание!

Публикации по теме:

Хороводные игры как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Актуальность проблемы: Мне представляется перспективным дальнейшее изучение вопросов об использовании эффективных нетрадиционных технологий.

Теневой пальчиковый театр как средство формирования коммуникативных навыков детей с интеллектуальной недостаточностью Таланты детей находятся на кончиках их пальцев… М. Монтессори. Одной из задач национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Опыт работы «Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию опыт работы по теме: «Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей.

Пальчиковый теневой театр как средство формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ Посещая уроки своих коллег, я всегда акцентирую внимание на то, как учащиеся используют речевые умения и навыки вне логопедического кабинета.

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития у детей дошкольного возраста С первых дней обучения в школе дети сталкиваются с серьёзными трудностями в составлении сложных предложений или рассказа, в выразительном.

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников Театрализованная деятельность, как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников Решетникова Виктория Владимировна Воспитатель.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Тема нашей работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры» Игра- ведущий вид деятельности.

Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста Театрализованные игры – это своеобразная приобщения форма ребенка будущей взрослой жизни, это школа, где ребенок познает себя и свои возможности,.

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» Формирование социально-коммуникативных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 декабря 2016 в 18:58
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД