МААМ-картинки

Хороводные игры как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Ирина Васильева
Хороводные игры как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Хороводные игры как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность проблемы:

Мне представляется перспективным дальнейшее изучение вопросов об использовании эффективных нетрадиционных технологий речевого развития детей дошкольного возраста. Мы планируем продолжить работу по проекту «Школа красивой речи» в контексте развития речи уже старших дошкольников. Предварительное название следующего этапа проекта «ГОВОРУНЫ», основной целью которого будет формулировка ФГОСДО :

Публикация «Хороводные игры как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

«Речевое развитие включает владение речью как средства общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной монологической и диалогической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»

Анализируя результаты реализации проекта «Школа красивой речи», мы пришли к выводу, что речь наших детей, в целом, стала более красивой, образной, выразительной, на лицо положительная динамика уровня развития звукопроизношения, словарного запаса, связной речи. Однако наблюдается еще не достаточный уровень коммуникативной культуры наших ребят, коммуникативные умения развиты не в полной мере.

Все это побудило меня к поиску эффективных форм работы в этом направлении.

Изучив литературу по данной проблеме, (и еще немаловажный момент- посетив курсы, автором которых была …. и которые меня очень впечатлили) я еще раз убедилась в правильности выбранной мной темы- «Хороводные игры как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста».

Дадим определение: Коммуникативные умения – освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми, к ним относятся умение входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его личные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить своё поведение.

Позитивное влияние на развитие коммуникативных навыков и умений детей оказывают хороводные игры. Хоровод представляет собой удивительный тип коммуникации.

Вообще, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.

Хороводные игры доступны ребенку, потому что они:

* просты по содержанию при относительной краткости и многократности повторности одного и того же действия;

* музыкальны;

* имеют установку на забаву, развлечение.

В освоении хороводных игр используются следующие приё мы:

* целостный показ игры;

* частичное разучивание;

* совместный анализ игровых образов;

* сочинение игровых образов.

КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЮТ ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ?

Они способствуют развитию связной, диалогической речи, учат детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами.

Устное народное творчество представляет собой ценнейший литературный материал, повышающий речевую активность детей, способствующий коррекции нарушений коммуникативной сферы. Это тот материал, который воспитывают художественный вкус, развивает связную речь, учит детей лучше понимать окружающий его мир.

В настоящее время набирает силу процесс огрубления нравов общества, что влечёт за собой упадок и общей культуры, и речевых традиций. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Речь детей-дошкольников уже «засорена» словами-паразитами, дети не умеют общаться при помощи речи (правильно выстроенных предложений). Хороводные игры почти забыты, однако они актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.

Хороводные игры – часть национальной культуры, которое сконцентрировало в себе мудрость русского народа, его духовную силу, красоту родного языка, и является действенным фактором социализации (куда входят и коммуникативные умения) и развития личности.

В теории и практике дошкольного воспитания утверждается, что устное народное творчество пробуждает первые образные представления детей о Родине, её культуре, даёт верные духовно-нравственные ориентиры, способствует максимальному раскрытию индивидуальности и творческих способностей, развитию речи. Но одним из малоизученных направлений можно считать использование устного народного творчества в формировании коммуникативных умений у детей.

Условия для проведения хороводных игр :

* Воспитатель осуществляет отбор хороводных игр с учетом возраста и эмоционального состояния своих воспитанников.

* Хороводные игры используются воспитателем как «моменты радости», стабилизирующие и оптимизирующие эмоциональное состояние детей в течение дня.

* Развивающий потенциал игры направлен на совместное «раскодирование» педагогом и ребенком эмоций и чувств, их выражение и импровизацию.

* Применение методики, способствующей развитию у детей умения творчески воспринимать и исполнять игровые образы и хороводную игру в целом как художественно-игровое произведение;

* Участие ребёнка в хороводной игре как субъекта игровой деятельности, а не пассивного объекта педагогического воздействия.

месяц Разучивание хороводных и русских народных и авторских игр

сентябрь «Тыква»

Народная игра «Репка»

«Кабачки»

«Осень»

октябрь «Во саду ли, в огороде»

«Урожайная»

Авторская игра педагога Людмилы Ершовой «Варим суп из овощей»

ноябрь «Яблочко»

«Арина»

«Огородная хороводная»

декабрь «Воевода»

«Снежинка»

«Новогодний хоровод»

январь «Воробейка»

«Дударь»

«Как зимой нам поиграть»

февраль «Ходит барин по хороводику»

«Метелица»

«Бубен»

март «Бабушкка Маланья»

«По дорожке Валя шла»

апрель «Бабка Ежка»

«Заря заряница»

май «Золотые ворота»

«Змея» «Жмурки с колокольчиком»

Перспективный план работы по приобщению детей к хороводным играм 2016-2017 гг.

месяц Формы работы

С детьми С педагогами С родителями

сентябрь -Диагностика коммуникативных умений

- Провести анализ уровня знания хороводных игр у детей группы.

-Познакомить детей с русскими хороводными играми. Дать детям понятие, что такое хоровод. Познакомить со структурой и правилами русских хороводных игр в доступной для их возраста форме.

-«В царстве осени» хороводная игра малой подвижности «Тыква» Знакомство с движениями игры, разучивание слов игры. Развитие координации речи с движением. Налаживание положительного эмоционального контакта между детьми.

-«Кабачок» хороводная игра малой подвижности. координация речи с движением, обогащение словаря, обучение элементам релаксации

-Разучивание хороводной народной игры «Репка»

Как результат: Знание детьми слов и движений игр, использование в повседневной жизни, передача знаний своим друзьям. -Подборка необходимой литературы, конспектов бесед, иллюстраций, атрибутов для игр, создание картотеки хороводных игр, создание оптимальных условий

-Изучение дидактических материалов, художественной литературы и практики других педагогических работников по приобщению детей к народным хороводным играм, разработка перспективного плана

*Совместно с учителем – логопедом подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

*Знакомство с темой по самообразованию на педсовете педагогов, работающих с детьми, обсуждение содержания и степени участия специалистов. Знакомство с Перспективным планом

*Обзор литературы, опыта работы по приобщению дошкольников к хороводным играм

*Перспективный план * Размещение информации в закрытой группе «Анютины глазки» «Роль хороводный игр в развитии коммуникативных умений старших дошкольников»

* Анкетирование родителей на тему: «Ярмарка хороводных игр» Выяснить отношение родителей к хороводным играм.

-Привлечь родителей к сбору познавательного материала по народным и хороводным играм

октябрь

-«Весёлый хоровод»

Знакомство с историей возникновения русских хороводных игр. (мультимедийная презентация»

- разучивание игр «Во саду ли, в огороде» и «Урожайная»

«Осень» - Программное содержание: координация речи с движением, обогащение глагольного словаря, закрепление знаний детей о признаках осени.

-Прослушивание аудиозаписи «Как у наших у ворот», «Ах вы сени». - Для педагогов и родителей оформление картотеки русский народных и хороводных игр

- ознакомление педагогов с интернет ресурсами по речевому развитию и развитию коммуникативной культуры дошкольников

- консультации для педагогов «как организовать хороводные игры с детьми»

-На празднике «Осенины»- «Собирайся, народ, мы пойдем на огород»

(демонстрация разученных хороводов) -Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к хороводным играм

- Коллективная работа по аппликации: «Вот весёлый хоровод». Привлечение детей и родитлейк совместной деятельности, закрепление знаний о хороводах, умение использовать полученные знания в других вида деятельности.

-Мини-лекция + практическая работа -«Весёлый хоровод» Знакомство с историей возникновения русских хороводных игр. (мультимедийная презентация)

ноябрь Разучивание игр

«Яблочко» Программное содержание: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков, обогащение словаря, развитие творческого воображения и двигательной подражательности, обучение элементам пантомимы.

«Арина»

«Огородная хороводная» - Открытый просмотр: прогулка «Хороводные игры как средство развития коммуникативной культуры и двигательной активности детей» для педагогов и родителей.

«Для чего нужны хороводные игры-Рекомендации родителям по организации хороводных игр в семейном кругу

-Наглядная агитация «Немного истории: возникновение хороводных игр»

-Совместный праздник «Осенины или Капустная вечеринка»

декабрь «Воевода»

«Новогодний хоровод» Программное содержание: координация речи с движением, развитие двигательной подражательности, обогащение словаря, развитие чувство ритма, работа над слоговой структурой.

«Снежинки» Программное содержание: координация речи с движением, обогащение глагольного словаря. Развитие творческого воображения и двигательной подражательности, развитие общих речевых навыков.

Творческая лаборатория для педагогов «Венок хороводных игр» (мастер- класс) Родительское собрание «А как речь–то говорит, словно реченька журчит!»

- Особенности развития речи детей шестого года жизни.

-Тема «Развитие связной и выразительности речи у ребенка».

-Творческая лаборатория- совместная деятельность «Роспись керамического набора к сказочному театру «Репка»

январь «Воробейка» Слова: вкруг (вокруг)

Закрепляем дикий животных, птиц, способы их передвижения

«Дударь» Новые слова: дударь (то же что дудочник- музыкант, играющий на дудке, колода (лежачее толстое дерево, бревно,

Учим части тела, ориентировка на себе, на другом.

«Как зимой нам поиграть» Программное содержание: координация речи с движением, обогащение словаря, развитие творческого воображения и двигательной подражательности, обучение элементам пантомимы, закрепление знаний детей о зимних забавах. Выступление на семинаре для воспитателей:

«Развитие коммуникативных умений посредством хороводных игр»

Сделать заранее чучело масленицы, привлечь родителей.

-тренинг «Собирайся, народ, вставай с нами в хоровод

февраль «Ходит барин по хороводику»

«Метелица» Цели: Развитие двигательной активности. Формирование чувства равновесия.

«Бубен»

Предоставить свой опыт педагогам:

- календарно - перспективное планирование, картотека хороводных игр для детей среднего возраста, аудиотека для проведения музыкальных хороводных игр, видеотека хороводных игр

- конспекты, сценарии мероприятий,

- фотографии, видеозаписи мероприятий,

- атрибуты, элементы костюмов для хороводных игр. Народное гулянье «Широкая Масленица»

март «Бабушкка Маланья»

«По дорожке Валя шла»

Консультации на тему «Календарь хороводных игр» -«Позовём скорей друзей

В хоровод иди скорей»! Итоговое развлечение с передачей опыта изученных детьми хороводных игр своим родителям.

Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.

апрель «Бабка Ежка»

«Заря заряница»

-«Песня — душа народа»

Рассказ о любви русского народа к песне. Исполнение песен и стихов. Хоровод «Во поле березонька стояла» Развлечение для младших дошкольников «Мы на луг ходили, хоровод водили» -Фото или видео отчет «Хороводные игры в нашей жизни»

Открытое занятие для родителей

Тема «Весна красна»

-“Работы выходного дня”, конкурсы рисунков, выставки семейных работ

-Проводить ежегодный «День открытых дверей» (показать родителям

тематическое занятие на фольклорной основе)

-Акция книголюбов «День чтения вслух».2 апреля - Международный день детской книги.

Посещение библиотеки, запись в библиотеку

май «Золотые ворота»- Закрепляем последовательность и названия месяцев

«Змея» «Жмурки с колокольчиком»

- интервьюирование детей «Что ты знаешь о хороводных играх, нравятся ли они тебе, какие полюбил больше всего и почему?» В ходе беседы выяснить отношение детей к хороводным играм. Видео-отчет для педагогов «Хороводные игры в нашей жизни» на итоговом педсовете Сообщение на итоговом родительском собрании

Тема: «Мы много хороводов знаем, себя мы сами развиваем» «Время подводить итоги».

Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

Библиография:

Бударина Т. А., Маркеева О. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» «Детство -Пресс»

Гаврилова И. Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду» Санкт-Петербург

«Детство -Пресс»

Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» «Детство-Пресс»

Круглов Ю. Г. «Русское народное поэтическое творчество» Санкт-Петербург

Некрылова А. Ф., «Круглый год» Москва

Николаева С. Р., Катышева И. Б. «Народный календарь — основы планирования работы с дошкольниками» «Детство -Пресс»

Рыженков Г. Д. «Народный месяцеслов», Москва

Шангина И. И. «Русские традиционные праздники», Санкт-Петербург

Бойчук И. А., Попушина Т. Н. «Ознакомление детей младшего и среднего возраста с русским народным творчеством»

Бударина Т. А., Маркеева О. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» «Детство -Пресс»

Костина Э. П. «Программа обучения детей раннего и дошкольного воззраста «Камертон»

Круглов Ю. Г. «Русское народное поэтическое творчество» Санкт-Петербург

Некрылова А. Ф., «Круглый год» Москва

Николаева С. Р., Катышева И. Б. «Народный календарь — основы планирования работы с дошкольниками» «Детство -Пресс»

Рыженков Г. Д. «Народный месяцеслов», Москва

Шангина И. И. «Русские традиционные праздники», Санкт-Петербург

1. Боровик О. В. Развитие воображения: Методические рекомендации. – М. : Центр Гуманитарной Литературы «РОН», 2000. – 55 с.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб. : «Союз», 1997. – 93 с.

3. Дьяченко О. М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. – 1987. - № 1 С. 45 – 50.

4. Доронова Т. Н. Играем в театр. – М. : Просвещение, 2004. – 125 с.

5. Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. – 1993. - № 2. – С. 54 – 60.

7. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М. : Педагогика, 1978. – 304 с

Публикации по теме:

Игры с блоками Дьенеша как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Технологическая карта проекта: «Игры с блоками Дьенеша, как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного.

Моделирование как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Моделирование как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Новые федеральные государственные.

Развитие коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности Уважаемые коллеги! Я бы вам хотела представить консультацию на тему Формирование коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста.

Развитие социально-коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучающие игрыРазвитие социально-коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучающие игры Материал был подготовлен к практическому семинару по теме «Социально-коммуникативное развитие дошкольника через игровую деятельность»..

Дидактическая игра как средство формирования сенсорного эталона цвета у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Основные.

Игра как средство формирования коммуникативных умений у детей Доклад Игра как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей. (из опыта работы) Самоотчет по игровой.

Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста На современном этапе развития общества произошли серьезные изменения в области образования, вышли в свет новые нормативные документы (Федеральный.

Семинар «Развивающие игры как средство формирования психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» Актуальность данной работы заключается в том, что у детей с задержкой психического развития при поступлении в школу обнаруживается недостаточность.

Театрализованная деятельность как средство формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста является на современном этапе развития социальных отношений одной из.

Влияние коллективных игр на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольников — игра — способствует развитию коммуникативных умений ребенка. Возникают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Хороводные игры как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 сентября 2016 в 21:50
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Хороводные игры как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Васильева (УИ 388044) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД