Приложение МААМ

Опыт работы «Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»

Анна Федонова
Опыт работы «Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые коллеги!

Представляю Вашему вниманию опыт работы по теме :

«Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»

«Воспитывать и развивать только по

сказкам невозможно, поскольку каждый ребёнок

неповторимо индивидуален;

Публикация «Опыт работы „Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

воспитывать и развивать без сказок неразумно – никто не в силах превзойти мудрость народов, мудрость тысячелетий;

воспитывать и развивать с помощью сказок, с опорой на сказку, с учётом мирового опыта- значит не повторять типичных и подчас опасных ошибок, значит экономить время и силы»

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Экзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни (на слайде).

Ребёнок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими людьми, и эти отношения со временем всё более усложняются и преобразуются. В период дошкольного детства (от 3 до 7 лет) он получает основные уроки взаимодействия с другими людьми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях.

Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в сказках.

Важными источниками развития коммуникативных навыков и речевого творчества являются художественная литература и фольклорные произведения. Корней Иванович Чуковский в книге «От двух до пяти» отмечал: «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка». Поэтому в качестве средства для развития речи дошкольников мною были использованы русские сказки.

С детской сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей, и чем чаще они их слышат, тем в большей степени впитывают гармонию слова, учатся употреблять в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками слова и выражения. Дети, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинают задумываться над их прямым и переносным значением. Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения – это позволяет ребенку обогатить словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки.

ФГОС ДО в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму в разделе 2.6.«Содержание Программы» речевое развитие выделено как структурная единица (образовательная область и включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

На современном этапе развития системы дошкольного образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социально-коммуникативных и речевых навыков, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими, как важного фактора успешной социализации дошкольников.

Данная проблема определила цель углубленной работы : развитие речи детей в процессе театрализованной деятельности с использованием сказок.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- создать необходимые условия для развития речи детей в процессе театрализованной деятельности с использованием сказок;

- формировать устойчивый интерес к слушанью сказок и их инсценировкам;

- способствовать развитию речи детей, используя театрализованные, речевые, логоритмические игры и упражнения;

- развивать творческие способности детей в театрализованной и речевой деятельности;

- осуществлять взаимодействие с родителями по данной теме с целью развития речевой и творческой активности детей.

Для эффективной и планомерной работы работу по данной теме я строила поэтапно (этапы работы отражены на слайде)

Сказка способствует коммуникативному развитию детей. А речь и коммуникация понятия неразделимые. Сказка учит общаться, вселяет оптимизм в жизнь ребёнка, веру в торжество добра. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие взаимоотношения.

Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно, так как сказки для детей просты по содержанию и носят цикличный характер, т. е. один и тот же эпизод повторяется многократно с небольшими изменениями.

Слушая сказку, дети вновь и вновь переживают события, которые в ней происходят. Впечатление, производимое на них сказкой, сильно ее сказочными образами : лиса - хитрая, сообразительная, находчивая; волк - страшный, глупый и злой; а заяц - трусливый.

Для того чтобы сказка помогла сформировать образы героев, для детей дошкольного возраста, она должна быть зримой, наглядной.

Именно зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий, которые происходят в сказке. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действия, разыгранные воспитателем при помощи элементов настольного театра. Дети, усваивают знания при многократном повторении. В то же время они не любят однообразной деятельности, от которой быстро устают. Поэтому необходимо использовать различные приемы, которые, с одной стороны, помогли бы детям сформировать определенный образ героев сказки, и с другой стороны, не утомили бы их.

Изучив научно-методическую литературу и опыт коллег по данной проблеме я строила свою работу в данном направлении с опорой на театрально - игровую деятельность.

В 2013 году была продолжена работа кружка «В гостях у сказки», разработана рабочая программа «В гостях у сказки» целью которой являлось развитие речевых и коммуникативных навыков детей в процессе театрализованной деятельности с использованием сказок.

Работа в кружке осуществлялась с учё том интеграции образовательных областей в рамках ФГОС ДО:

- обучать искусству общения в различных формах и ситуациях (сказочных и реальных);

- работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развивать грамматический строй, связную, выразительную речь;

- обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;

- развивать у детей мышление, воображение, память, эмоциональную отзывчивость;

- воспитывать умение анализировать поведение сказочных героев, соотносить события, развивающиеся в сказке с реальностью, отличать сказочные ситуации от реальных. ;

Для реализации программы мною была создана развивающая среда группы с учётом требований ФГОС ДО (3.3. Требования к развивающей среде) Она содержательно – насыщена, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна

Я изучила и подобрала художественную и методическую литературу, организовала создание мини-музея «Сказки моего детства», изготовила костюмы для театрализации, маски и несколько видов театра, организовала сотрудничество с центральной детской библиотекой, подобрала иллюстрации разных художников к одной сказке, собрала картотеку художников-иллюстраторов, сказки о животных, волшебные сказки, сказки народов России, мною были преобретены настольные игры.

Приступая к работе по данной теме я следовала определё нным требованиям:

- педагогу необходимо стремиться к максимальной естественности и раскованности в общении и движениях, как своих, так и детей;

- речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной;

- при рассказывании, чтении, в театрализованных играх и упражнениях педагог должен быть примером в использовании уместных средств выразительности;

- педагог должен слышать недостатки в произношении детей и уметь их исправлять;

- необходимо пользоваться голосом нормальной высоты и силы, как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.

Реализация программы осуществлялась по трё м основным направлениям:

-ознакомление со сказками (рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, знакомство с художниками –иллюстраторами, слушанье сказок в аудиозаписи, просмотр сказок – мультфильмов, коллективное рассказывание и обыгрывание сказок, обсуждение поведения героев, проекция на реальность, продуктивная деятельность по прочитанным произведениям)

- сказкотерапия (занятия-тренинги на примере сказок и сказочных героев – пантомимические этюды, психогимнастика) ;

- театрализация, проигрывание эпизодов сказок (логоритмические игры и упражнения, упражнения на ритмитизацию, пантомимические этюды)

Произведения русских народных сказок подбирала таким образом, чтобы они знакомили детей с разными сторонами действительности: явления живой и неживой природы, миром человеческих отношений, произведениями культуры, миром собственных переживаний. Ребята любят обыгрывать и обсуждать какие-то отдельные эпизоды, связанные с переживаниями героев, их превращениями. Часто начинаю сказку с присказок, которые нравятся детям: «Сказка, сказка, прибаутка…», Сказка бродит у ворот…» и т. д. после рассказа сказки узнавала с помощью вопросов: поняли ли дети сказку, т. е. ее смысловое значение и чему учит та или иная сказа. Работа по сказке строилась следующим образом:

- чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению;

- рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

-драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Дети самостоятельно выбирают для себя роли, могут менять начало или окончание сказки.

Детям очень нравятся игры – беседы с куклами-персонажами сказок я заранее готовлю персонажей, с которыми будет происходить общение. Внесение кукол способствует ведению диалога, проявлению речевой инициативы детьми, творчества.

После рассказывания, например, сказки «Заюшкина избушка», загадываю ребенку загадки, в которых он должен узнать персонажей сказки :

У кого хороший нюх?

Кто помчался во весь дух?

По следам она идет-

Все отыщет, все найдет.

(Собака)

Сама вся сероватая,

Походка мешковатая,

Важная персона,

Зовут ее (Ворона)

Что за трусишка: хвост – коротышка,

Ушки вдоль спинки, глазки с косинкой,

Одежда в два цвета – на зиму и лето.

(Заяц)

В процессе чтения сказки предлагаю детям поиграть, составляя цепочки из слов. Скажите: «У среднего зайца – усы, у маленького зайца усики, а у большого – усищи».

Глаза - (глазки, глазищи); лапы - (лапки, лапищи); хвост - (хвостик, хвостище).

С помощью иллюстраций, атрибутов и игрушки организовываю игры «Из какой сказки пришли эти герои От рассматривания иллюстраций, игр с персонажами, когда дети «схватывают» внешний признак героев, постепенно переходим к простейшему моделированию. Для плавного перехода использую дидактические игры «Кого я загадала?», «Назови, какой?». Кроме того, использую опыт своих коллег (работа с мнемотаблицами). Начинаем с простейших мнемоквадратов, на которых графически изображены герои сказки, либо отдельный эпизод. Затем переходим к мнемодорожкам, и к мнемотаблицам.

Работу со сказками часто сопровождаем показом слайдов. С большим интересом дети воспринимают презентации по сказкам. Очень любят играть в игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» в мультимедийном оформлении.

Играя в сказку с детьми, используем различные виды театра. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью театра на ладошке. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок.

Для активизации речевого общения друг с другом предлагаю детям различные творческие задания и дидактические игры, пазлы, кубики со сказочными сюжетами.

Работая в группе «Радуга» мною была заведена такая традиция - включать сюжеты сказок в различные режимные моменты: умываемся, одеваемся, засыпаем, просыпаемся вместе со сказкой. Динамические паузы, упражнения на релаксацию подбирались с учётом сказочного материала в рамках комплексно-тематического планирования.

Дети очень активно включаются в игры-задания «Интервью», которые способствуют общению. А кто берёт интервью, кто его даёт, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказок; игры-задания «Вопрос-ответ»; для того чтобы научить детей рассуждать, нередко используем игру «Хорошо-плохо»; а постановка проблемных вопросов - «А если бы зайка поступил так…», «А если бы лиса пригласила…»- позволяет поставить ребёнка в позицию творца и фантазёра.

Сказка сама подсказывает, какой вопрос или какое задание дать детям. Это позволяет насыщать сказочный материал творческими заданиями, проблемными вопросами, проблемными ситуациями, различными словесными играми, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования.

Формированию процесса речевой коммуникации способствует использование метода сказотерапии, созданного петербургскими авторами Т. Д. Зинкевич и А. М. Михайловым и нацеленного на интеграцию личности, расширение сознания и совершенствование взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Основной принцип сказотерапии - духовное, целостное развитие личности ребёнка, забота о его душе (терапия в переводе с греческого означает “забота о душе”).

Метод сказотерапии помогает в решение следующих речевых задач:

- развитие умения преодолевать речевые трудности;

- выявление и поддержка творческих способностей;

- формирование навыков конструктивного выражения эмоций;

-развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Во время непосредственной деятельности, я наблюдаю, как ребенок реагирует на те или иные поступки героев, для того, чтобы выявить ценностные представления, страхи; отследить позы ребенка, движения, мимику. Кроме комментариев ребенка истолковываю невербальные сигналы, чтобы выявить наиболее значимые места.

Обращаю внимание на шутки и смех ребенка, на тревогу, на те моменты, которые вызывают особый интерес или, наоборот, не привлекли внимания ребенка, на его комментарии по ходу рассказа. Хочу отметить, что с кем из героев сказки себя идентифицировал ребенок; догадаться об этом нетрудно по личностным реакциям, то есть проявляемым эмоциям.

Сопереживая героям сказки, ребенок легко погружается в свой внутренний мир, создать который помогает рассказчик своей историей, представляющей сложное сплетение наблюдений, обучающих навыков, интуитивных подсказок и целеполаганий. В результате ребенок получает ценный и важный посыл, стимулирующий его неповторимые ассоциации и переживания.

Для определения результативности моей углубленной работы я использовала педагогическое наблюдение за развитием детей по данному направлению. Проводила итоговую НОД, сравнительный анализ речевого развития в разные периоды.

Дети стали лучше, эмоционально – выразительнее рассказывать сказки, находить в них эпитеты, сравнения и активно их использовать; строить развернутые ответы на вопросы по содержанию знакомой сказки и сочинять собственные, используя наглядные модели.

Сравнительная таблица результатов педагогического наблюдения

2013-2014г 2014-2015г

Начало года Конец года Начало года Конец года

2,7 (68%) 3,4 (85%) 3,4 985%) 3,8 (95%)

3,4 (85%) 3,8 (95%)

Уровень развития детей по теме «Роль сказки в речевом развитии детей» повысился на 1.1 балла (27%)

Вывод: сказка способствует развитию речевых навыков детей старшего дошкольного возраста

Работа кружка «В гостях у сказки» результативна, потому что она находит продолжение в семье. На протяжении всего периода реализации программы я строила свою работу в тесном взаимодействии с родителями, активно привлекая их к работе над развитием речевых навыков детей. Работа в тесном контакте с родителями позволяет выработать общие требования к речи ребенка, способам его общения с окружающими, что окажет существенное влияние на формирование у него умений и навыков речевой коммуникации.

Формы работы с родителям

Форма взаимодействия с родителями Цели работы

Индивидуальная беседа Выявление особенностей развития речевой коммуникации в семье; Выявление трудностей семейного воспитания по заявленной проблеме

Анкета «Семейное чтение» Выявление особенностей общения ребенка в семье.

Консультации, семинары-практикумы, «шпаргалки», рекомендации Совершенствование приемов работы с детьми по развитию речевой коммуникации. Рекомендации по совершенствованию внутрисемейного общения с детьми.

Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников» Ознакомление с формами, функциями общения; Углубление знаний родителей о психолого-педагогических основах речевой коммуникации детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и детьми.

Приглашение родителей в группу: (Открытые просмотры деятельности педагогов с детьми; посещение дней открытых дверей; приглашение участвовать в театрализованных играх; участие в конкурсах) Ознакомление родителей с жизнью группы; Выработка общих требований к воспитанию детей;

Участие родителей с детьми в совместных проектах.

Вывод:

Основной вывод данной работы состоит в том, что сказка – незаменимый инструмент формирования речи и личность в целом. То, что ребёнок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого в последствие будет строиться его речь и фантазия. Считаю, что работа по данному направлению дает положительные результаты, так как имеющиеся знания, благодаря их многократному практическому и наглядно-действенному воспроизведению в игре, театрализации обыденной жизни, опытно-экспериментальной деятельности приобретают прочный и осознанный характер. Внутри образовательного процесса сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, что, в свою очередь, побуждает каждого ребёнка к деятельности. И ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником образовательного процесса.

Высокие результаты над проблемой достигнуты в процессе активного взаимодействия с родителями воспитанников.

Анализируя результаты работы, можно сделать вывод о том, что восприятие сказки является особым, интегративным видом деятельности, который способствует решению большинства образовательных задач и повышению качества освоения Программы в рамках ФГОС ДО.

Публикации по теме:

Система работы воспитателя по речевому развитию дошкольников (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский «Прежде всего, и главнейшим образом.

Конкурс чтецов-форма работы учителя-логопеда с детьми и родителями. Опыт работы Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает нас: - на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия.

Опыт моей любимой работыОпыт моей любимой работы Я работаю в Королёвском социально-реабилитационном центре "Забота". Мне хотелось бы поделиться своими идеями и опытом с педагогами по работе.

Опыт работыОпыт работы " Опыт работы Тема: «Познаю мир через дидактические игры» Воспитателя Капаевой Татьяны Викторовны Ставропольский край, Красногвардейский.

Опыт работы: «Игровой стретчинг» Игровой стретчинг- как технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста Инструктор по физической культуре МКДОУ.

Опыт работы по теме «Организация и эффективность работы по речевому развитию c использованием театрализации» Театр — это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познает мир. С. И. Мерзляков Важность театрализованной деятельности.

Опыт работы. «Театрализация». Театральная деятельность в детском саду всегда вызывает интерес, но и некоторые затруднения у воспитателей. Педагог должен быть знаком с.

Опыт работы «Толерантность: мы вместе!» До конца XVIII века латинское слово tolerantia переводилось на русский язык словом "терпеливость". Позднее для этого стало использоваться.

Опыт работы по здоровьесбережению Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный.

Опыт работы «Формирование навыков коллективной работы в различных видах изобразительной и прикладной деятельности» Отчет Анализируя поступки детей в д\ саду и на улицах, можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 9 октября 2016 в 15:11
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Федонова (УИ 50188) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД