Татьяна Капаева
Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
" Опыт работы Тема : «Познаю мир через дидактические игры»
Воспитателя Капаевой Татьяны Викторовны
Ставропольский край, Красногвардейский район
МКДОУ Д/с №18 «Веснянка»
"Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.
И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть
представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу. "
(А. Макаренко)
Публикация «Опыт работы» размещена в разделах
Дидактические игры -это обучающие игры. Их основное назначение - способствовать усвоению и закреплению знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей.
Дидактические игры активно воспитывают такие качества личности ребенка, как умение соблюдать правила игры, подчинять им свое поведение, умение преодолевать горечь в связи с проигрышем, настойчивость в достижении победы и т. д.
Каждая дидактическая игра имеет дидактическую задачу, игровые действия, игровые правила. Дидактические игры являются и методом обучения и самостоятельной игровой деятельностью. Правила для таких игр придумываются взрослыми с целью обучения и воспитания детей, а дети должны строго выполнять эти правила.
В качестве метода обучения я использую дидактическую игру на всех видах занятий в целях обучения детей определенным способам умственных действий, для систематизации, уточнения и закрепления знаний. Я люблю играть с детьми в дидактические игры так как в играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные- настойчивость, целеустремленность, честность и д. р., так и отрицательные - эгоизм, упрямство, хвастливость. Во время игры я вижу, что одни дети много знают, смело отвечают, действуют уверенно, другие знают меньше и держатся несколько в стороне, замкнуто. Бывает и так, что ребенок знает много, но не проявляет смекалки, находчивости, а другой при меньших знаниях сообразителен, отличается быстротой и гибкостью мышления.
Труднее выявить индивидуальные особенности у детей замкнутых, малоактивных. Ведь эти дети любят чаще оставаться в роли наблюдающих за игрой, болельщиков. Они боятся что не справятся с игровой задачей. Чтобы помочь преодолеть нерешительность, неуверенность в себе я, играя вместе с детьми, стараюсь незаметно дать им более легкие вопросы и задания. И если удача следует одна за другой в разных играх, дети приобретают уверенность в своих силах и постепенно ребята преодолевают стеснительность и неуверенность в себе.
В играх проявляются такие черты характера ребенка которые могут служить примером для других детей. Товарищество, отзывчивость, скромность, честность и д. р. Я всегда стараюсь обратить внимание играющих на эти качества, делая это так что бы не обидеть других и не дать повод к зазнайству. И как приятно видеть результат своей работы. Однажды играя в игру "Поле чудес " Аля одержала победу, угадав сложное слово. И когда я похвалила девочку она краснея призналась, что была не честной и последние буквы она случайно подсмотрела. Ей нечестная победа не нужна.
С помощью дидактических игр я стараюсь устранять нежелательные проявления в характере своих воспитанников. Здесь большое значение имеют не только дидактические правила игры, но и правила общения:
- Договариваясь играть будь добрым, вежливым и справедливым;
- Не требуй всегда ведущей роли, помни, что и другие хотят быть ведущими ;
- Не мешай товарищам, если они заняты игрой;
- Если хочешь вместе играть, попроси разрешения ;
- Когда играешь с друзьями, думай, чем можешь им помочь;
- Старайся хорошо, четко выполнять свою роль и правила в игре - Если начал игру с товарищами не бросай ее без согласия;
- Помни, что к материалам для игр надо относиться бережно, так как потеря фишек, карточек приводит к тому, что потом нельзя будет играть. Поэтому закончив игру, сложи все в коробку, проверь, не забыл ли что-нибудь положить, убери коробку на место.
Все эти правила не заучиваются с детьми специально, но я всегда стараюсь создать условия для усвоения этих правил.
Любая дидактическая игра будет эффективным методом воспитания и обучения только в том случае, если их проводить ежедневно, с постепенным усложнением содержания, игровых правил и действий и с учетом возрастных особенностей. Ведь как легкая дидактическая задача, заключенная в игре, так и трудная в равной степени не вызовут у детей интереса к игре, и, значит поставленная цель не будет достигнута.
Работа с детьми средней группы( 4-5 лет) я учитывала то что им характерны устойчивое внимание, интенсивное развитие процессов запоминания и припоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают различать наиболее сложные формы предметов звукосочетания. Увеличивается запас слов, развивается мышление, устанавливают простейшие причины связи в знакомых явлениях.
У детей высока двигательная активность и поэтому можно решать умственные задачи в сочетании с движениями и ребенок даже не поймет что он учится например: «Известные автомобили ««Собери урожай ««Найди пару».
В средней группе я как и у малышей продолжала принимать непосредственное участие в игре, наблюдала за ходом игры, за выполнением правил. Иногда роль ведущего поручала детям. Но организовать игру без взрослого дети не могли и игра без меня быстро распадалась. В средней группе правила объясняла до начала игры и во время первых игр контролировала правильность выполнения задания. При необходимости задавала уточняющие вопросы, чтобы все дети поняли, что и как надо делать. В процессе игры я следила за поведением детей, выявляла индивидуальные особенности ребят, уточняя знания каждого из играющих, что позволяло планировать индивидуальную работу не только в игре но и в других видах деятельности.
При подведении итогов игры давала только положительные оценки, если даже успехи были не значительными. Хвалила кого то за быстроту решения задания, другого за настойчивость, третьего за желание играть вместе с друзьями, за умение договариваться.
В средней группе дети с удовольствием играют в словесные игры, которые не только развивают речь, но и учат решать умствен-ные задачи. «Бывает –не бывает», «Кто в домике живет?» «Какое время года?» и т. д.
У детей в этом возрасте постепенно накапливается опыт логического мышления, а так же развивается память, речь, ощущения, воля. И этому во многом помогают используемые в течении года дидактические игры.
Возможности детей старшей группы (5-6 лет) возрастают. Эти дети любознательны, наблюдательны, живо интересуются всем новым, необычным, любят отгадывать загадки, высказывать суждения, решать задачи. Главное в умственной деятельности становится стремление узнать новое, приобрести новые значения, новые способы умственных действий.
В старшей группе я подбирала игры с более трудными правилами и действиями чтобы при их выполнении дети проявляли условия воли и ума. В играх детей большое место занимают мотивы соревнования, им представляется большая самостоятельность как в выборе игры, так и в творческом решении ее задач.
Мы вместе с детьми самостоятельно придумали игру «Сосчитай-ка» которая решала математические задачи, порядковый счет до 6, пересчет предметов, знание цифр до 6 ; игра развивала настойчивость целеустремленность, умение преодолевать горечь в связи с проигрышем. Победитель в игре не тот кто первый пришел к финишу, а тот кто больше набрал очков.
При проведении игр с детьми этого возраста поменялась и моя роль. Я как и раньше знакомила детей с правилами и действиями, уточняла их понимание играющими, играла вместе с детьми для закрепления правил. Затем дети играли сами, а я на первых порах следила за ходом игры, выступала в качестве арбитра в конфликтных ситуациях. А в некоторых настольно-печатных играх я только объясняла правила, а дети играли самостоятельно: «Ассоциация «, «Обобщение», «Найди пару» и т. д.
Подводя итоги в играх я обязательно оценивала правильное решение детьми игровых задач, а так же и их нравственные поступки, поведение, отмечала успехи, поддерживала тех у кого еще что то не получилось. Чтобы дети вновь захотели играть в эту игру разыгрывали фанты, чествовали победителей, обещала в следующий раз новый вариант игры.
Дети шестого года жизни уже готовятся к школьному обучению. Поэтому при проведении дидактических игр я особое внимание обращала на четкое, обязательное выполнение детьми правил игры и поведения в процессе игровой деятельности ; организованности,дисциплинированности,дружелюбия, уважения товарищей по игре, старших. Все эти качества крайне необходимы будущему школьнику.
Особенностями умственного развития детей седьмого года жизни является их возросшее способности к более углубленному анализу и синтезу: умение выделять как общие, так и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать их по различным признакам, делать обобщения, высказывать суждения, умозаключения.
Шестилетние дети проявляют большой интерес к учению, желание учиться в школе.
Но и в обучении, воспитании шестилетних детей игровой метод все еще имеет большее значение.
Для детей этого возраста я подбираю игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать, в которых развиваются математические представления, способность к слуховому анализу устной речи, сообразительность, выдержка, воля.
Роль ведущего поручаю кому-либо из участвующих, они более самостоятельны в выборе игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре. Я только слежу за играющими, в случае надобности выступаю в качестве советчика, справедливого судьи во время самостоятельной игровой деятельности. Мне нравится играть с детьми в качестве равноправного партнера. В старшей группе я начинала учить играть детей в шашки, а вот год спустя я играю со многими детьми в шашки, продумывая каждый свой ход,чтобы не проиграть. Дети могут предвидеть на несколько ходов вперед.
Нам с детьми нравится играть в дидактическую игру «Найди ошибку», я говорю неправильно, а дети доказывают почему я не права. В споре со мной ребенок переживает чувство радости от своей интеллектуальной победы. При этом у них развивается ценное качество ученика, личности: умение доказывать правильность своего решения, суждения.
Через усвоение игровых правил, а следовательно, с помощью дидактических игр, я подвела детей к серьезному отношению к правилам и в других видах деятельности: в творческой игре, в труде, на занятиях. Нельзя не выполнять правила – это усваивают дети на протяжении всего своего детства. И усвоению этого в большей степени способствуют дидактические игры.
Таким образом, в подготовительной группе шире используется как средство формирования детского общения, закрепления норм и правил поведения не только в игре, но и вне ее, как средство воспитания у детей интереса к явлениям окружающей жизни.