Папки-передвижки

Опыт работы «Толерантность: мы вместе!»

Виктория Шматкова
Опыт работы «Толерантность: мы вместе!»
▼ Скачать + Заказать документы

До конца XVIII века латинское слово tolerantia переводилось на русский язык словом "терпеливость". Позднее для этого стало использоваться слово "терпимость", явно подразумевающее элемент снисходительности и отрицательную оценку явления или свойства человека, с которыми мирятся по необходимости или из милости. "Терпимый, что или кого терпят только по милосердию, снисхождению; терпимость - свойство, качество это" (Даль В. "Толковый словарь живого великорусского языка". М., 1994, т. IV) .

Публикация «Опыт работы „Толерантность: мы вместе!“» размещена в разделах

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин "толерантность" стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления. Так что "копилка" толерантности постоянно пополняется

Толерантность. Что это такое? -

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: "Это все земное.

То, на чем стоит Планета вся".

Толерантность - это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди, цвета, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность - слово для живых!

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Россию, толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности". Это определение, наиболее масштабное, подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.

Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе. Но для этого необходимо проводить целенаправленную работу со всеми участниками педагогического процесса, создавать развивающую и обучающую среду в группах, повышать уровень самосознания и проявления толерантности у воспитателей, специалистов ДОУ, родителей воспитанников.

Перед современной педагогикой и психологией стоит задача создания “портрета” личности, обладающей толерантным сознанием. Следующим образом формирует в своей работе основные психолого-этические характеристики, которыми ей необходимо обладать, Н. А. Асташов. К ним он относит:

• Гуманность как неограниченную веру в силу добра в межличностных отношениях и в самоценность внутреннего мира человека, не допускающего никаких форм насилия;

Рефлексивность как способность осмысливать личностные особенности, видя в них плюсы и минусы, соотносить их с толерантным мировоззрением;

• Ответственность за принятие решения и их реализацию, защищенность как поддержка и понимание других людей

• Гибкость как способность корректировать систему отношений в зависимости от условий и обстоятельств;

• Уверенность в себе и своих силах;

• Самообладание;

• Вариативность в подходе к окружающей действительности, способность правильно оценивать ситуацию и принимать нужное решение;

• Перцепция как умение наблюдать за людьми, эмпатия как способность представить себя на месте другого человека, понять его поступки и образ мыслей;

• Чувство юмора;

Задача детского сада растить не только образованного и культурного человека, но и человека счастливого. А в полной мере таким может быть только тот, кто живет в МИРЕ С СОБОЙ И ДРУГИМИ. Толерантности можно научить. Как этикету, по принципу убеждения что хорошо, а что плохо. Ее можно развивать и укреплять. А можно ВОСПИТАТЬ, и тогда она станет органичной и естественной. Как дышать!

«Если человек любит себя, мир, людей, если он внутренне свободен и наполнен энергией, знает, для чего он живет, – он сам решит все свои проблемы. Помочь человеку воспитать свою душу можно». Лихачев Д. С.

Я хочу предложить вашему вниманию систему воспитания толерантности :

Я - МЫ –ДЕТСКИЙ САД – ШКОЛА –ГОРОД – СТРАНА – МИР.

А детский сад посередине, как мостик, соединяющий мир детства и МИР большой.

И так же как любовь к Отчизне начинается с любви к малой родине, с любви к семье, так и воспитание толерантности должно начинаться с воспитания собственного «Я»

Совершенствование мира надо начинать с себя. Кто я? Какой Я? Зачем Я? Почему Я?

Воспитание толерантности, на мой взгляд, должно осуществляться в классическом треугольнике: «РОДИТЕЛИ-ДЕТИ-ПЕДАГОГИ». На начальном этапе ведется работа с родителями. Начинать работу следует очень аккуратно, ведь родители-сформироованные личности со своими убеждениями. Беседы и родительские собрания-основная форма по выявлению проблемы «западания» сфоримированного чувства толерантности.

Родительское собрание в старшей группе детского сада: "Толерантность в разрешении конфликтов"

Цель: Познакомить родителей подготовительной группы детского сада с понятиями толерантность, воспитание в духе толерантности, толерантный подход к игровой деятельности ребенка, разрешение конфликта с позиции толерантного подхода.

Задачи:

Образовательная.

• Научить родителей быть толерантными в отношениях с детьми между собой и с окружающими.

Развивающая.

• Развить интерес к вопросам толерантного подхода к процессу воспитания.

Воспитательная.

• Применять полученные знания в процессе воспитания детей, во взаимоотношениях.

Форма: Игра – тренинг.

Основание:

1. Каждодневная работа воспитателя в детского сада.

2. Взаимосвязь с родителями.

3. Родительские собрания.

4. Индивидуальная работа с родителями и детьми.

Виды работы :

1. Беседа с родителями.

2. Ответы на вопросы.

3. Решение педагогических ситуаций.

4. Игры, тренинги.

5. Домашнее задание.

6. Работа на перспективу.

План работы :

1. Встреча с родителями (беседа). Вопрос: “ Что означает, по вашему мнению, быть толерантным”? Ответы родителей: способность мирным путем разрешить проблему (1 человек); способность встать на место другого человека и понять (1 человек); незнаем (большинство).

. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка детский сад и семьи

Следующий этап_работа с детьми. Вашему вниманию представляю проект «Воспитание толерантности в детском саду».

Краткая аннотация проекта.

Целью данного проекта является формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных культур, национальностей, вероисповеданий, социального статуса.

Участниками образовательного процесса являются дети, педагоги родители (законные представители).

Основными направлениями проекта являются:

1. Формирование у детей навыков толерантного отношения к окружающему миру;

2. Формирование компетенций у педагогов и родителей в области интеркультурного воспитания.

Проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей дошкольного возраста и разработать систему мероприятий с родителями и педагогами ДОУ в данном направлении.

В результате реализации данного проекта в учреждении будет создана среда способствующая освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности, представителям разных культур, национальностей, социального статуса и т. д.

Цели и задачи проекта.

Цель:

Формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий.

Задачи:

1. Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.

2. Пополнение материальной базы ДОУ.

3. Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.

4. Разработка плана мероприятий, направленных на ознакомление с культурным пространством города.

5. Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.

6. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ.

6. Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Ожидаемые результаты.

После реализации данного проекта в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

1. У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.

2. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь.

3. В методическом кабинете будет создан раздел библиотеки «Ребенок в многонациональном мегаполисе», который будет пополнен современной методической литературой, демонстрационным материалом, наглядно-дидактическими пособиями.

Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:

- положительное отношение к реализации данного проекта – 100%;

- участие родителей в проводимых мероприятиях -80%;

- успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу -100%;

- положительный психологический климат в группе – 100%;

- участие и помощь педагогов ДОУ в различных мероприятиях по толерантному воспитанию -80%.

Практическая значимость.

Считаю, что реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетенцию воспитателей, но и повысит знания у родителей по толерантному воспитанию своих детей. А дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат ДОУ и повлиять на повышение качества образовательного процесса.

И как в продолжение данной цепочки связь с социумом.

Публикации по теме:

Система работы воспитателя по речевому развитию дошкольников (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский «Прежде всего, и главнейшим образом.

Конкурс чтецов-форма работы учителя-логопеда с детьми и родителями. Опыт работы Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает нас: - на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия.

Консультация для родителей «Воспитываем толерантность у детей вместе» ГБДОУ детский сад №4 Красносельского района Консультация для родителей Воспитываем толерантность у детей вместе Составила воспитатель.

Мой педагогический опыт работыМой педагогический опыт работы Мой опыт. Первая часть. В детском саду я работаю десять лет и знаю, что развитие речи и развитие фонематического слуха - это фундамент.

Опыт моей любимой работыОпыт моей любимой работы Я работаю в Королёвском социально-реабилитационном центре "Забота". Мне хотелось бы поделиться своими идеями и опытом с педагогами по работе.

Опыт работыОпыт работы " Опыт работы Тема: «Познаю мир через дидактические игры» Воспитателя Капаевой Татьяны Викторовны Ставропольский край, Красногвардейский.

Опыт работы по теме «Организация и эффективность работы по речевому развитию c использованием театрализации» Театр — это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познает мир. С. И. Мерзляков Важность театрализованной деятельности.

Опыт работы. «Театрализация». Театральная деятельность в детском саду всегда вызывает интерес, но и некоторые затруднения у воспитателей. Педагог должен быть знаком с.

Опыт работы по здоровьесбережению Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный.

Развитие у детей КГН (опыт работы) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка- детский сад № 125 «Яблонька» Обобщенный опыт.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Толерантность: мы вместе!»
Опубликовано: 30 июня 2016 в 13:58
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Толерантность: мы вместе!»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Шматкова (УИ 313926) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД