Нана Блашкевич
Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №83 «Светлячок»
общеразвивающего вида
ПРОЕКТ
"Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста"
Выполнила:
воспитатель
Кокая Нана Владимировна
г. Электроугли
2016г.
Тип проекта: творческо-информационный
Продолжительность: долгосрочный с 10.10.2016 по 28.04.2017 г.
Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели, родители
Актуальность.
Публикация «Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В дорожно-транспортные происшествия по статистике ежедневно попадают около 75 детей, в том числе и дошкольники. Дошкольники, как правило, попадают в ДТП в силу своих психофизиологических и возрастных особенностей поведения на улицах и дорогах. Актуальность связана с тем, что ребёнок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге. Дети не умеют в должной степени управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, переоценивают собственные возможности, считая себя ловким и быстрым. У детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.
Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, то именно педагоги дошкольного учреждения должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его как дисциплинированного пешехода. Задача педагогов и родителей – воспитывать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Цель проекта: сформировать у детей дошкольного возраста навыки безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения.
Задачи проекта:
- обучать детей безопасному поведению в дорожной среде
- познакомить детей : с понятием улица, ее основными частями (дорога - проезжая часть, обочина; тротуар, односторонним и двусторонним движением; с видами пешеходных переходов и дорожными знаками, обозначающими их, а также перекрестком и правилами его перехода; - с видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения (общественный, специальный транспорт)
- расширять словарный запас детей по дорожной лексике
- воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения на дороге
- развивать внимание, навыки ориентировки в пространстве
- привлечь к взаимодействию по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни родителей воспитанников
Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое,
социально-коммуникативное, речевое развитие
Формы реализации проекта :
Деятельность педагога:
• беседы
• познавательные рассказы воспитателя
• интегрированные занятия
• чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки)
• использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.)
• прослушивание музыкальных произведений
• викторины
• сюжетно-ролевые игры
• организация экскурсий, походов, целевых прогулок
Деятельность детей :
• речевые игры, описательные рассказы
• дидактические игры с предметными картинками
• подвижные игры
• сюжетно-ролевые игры
• художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд)
Взаимодействие с родителями воспитанников:
• консультации, рекомендации, памятки
• практические задания
• совместные мероприятия
Ожидаемые результаты:
Сформированность навыков спокойного, уверенного, безопасного поведения дошкольников на дорогах;
знание правил дорожного движения, умение применять эти знания в дорожных ситуациях;
умение предвидеть опасные ситуации, искать пути решения выхода из них;
умение свободно пользоваться дорожной лексикой : автодорога, шоссе, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, мостовая, пешеходный переход, перекресток, светофор;
повышение знаний у родителей об особенностях формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, в транспорте.
Реализация проекта:
1 этап: подготовительный. Определение темы исследования; составление плана работы; выявление предварительных знаний детей по теме проекта; формулирование вопросов для исследований; подбор необходимого материала для разработки проекта: иллюстрации, рассказы, стихи; разработка организованной образовательной деятельности; разучивание стихотворений.
2 этап: практический. Организация деятельности детей в рамках проекта.
Работа с детьми:
• Творческая деятельность детей;
• Создание рисунков и аппликаций;
• Чтение стихотворений;
• Игровая деятельность
Этапы работы над проектом
Мероприятия Дата проведения
1. ООД «Дорога в детский сад и домой»
Цель: формировать и развивать у дошкольников целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; учить выбирать наиболее безопасный путь домой.
2. Чтение художественной литературы:
«Юрка живет на другой стороне» (автор стихотворения Я. Пишумов, «Любопытный мышонок» (автор сказки Г. Юрмин, «Моя улица» (автор С. Михалков, «Как Стеша и Люся правила дорожного движения учили», глава 1, глава 2 (автор М. Казанцева)
3. Беседа «Наша улица»
Цель: Формировать представление дошкольников о безопасности дорожного движения; ознакомление с понятиями: проезжая часть, тротуар, газон, обочина. октябрь
1. ООД «Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром. Что такое транспорт?»
Цель: сформировать у дошкольников некоторые обобщенные понятия, добиться их понимания и осмысления; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров как правильные, безопасные и неправильные – опасные; расширить словарный запас по дорожной лексике.
2. Бесада «Правила поведения в общественном транспорте.»
Цель: познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте.
3. Чтение художественной литературы:
«Мой грузовик» (автор стихотворения Т. А. Шорыгина, «На именины к дедушке Медведю» (автор Т. А. Шорыгина, «Мы пожарные» (автор стихотворения Т. А. Шорыгина, «Вышел дождик погулять» (автор стихотворения Э. Мошковская, «Скверная история» (автор С. Михалков) ноябрь
1. Интегрированное ООД «Пешеходный переход»
Цель: Дать детям знания о том, где и как нужно переходить улицу, ознакомить со специальными знаками — указателями пешеходных переходов, ввести в активный словарь детей слово «переход».
2. Тематическая беседа
Поучительная сказка «Как у наших у ворот очень важный знак живёт».
Программное содержание:
• закреплять правила дорожного движения;
• учить применять свои знания на практике;
• пропаганда правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста.
4. Чтение художественной литературы:
«Марта и Чичи идут в парк» (автор сказки Т. А. Шорыгина, «Подземный переход» (автор стихотворения Т. А. Шорыгина, «Про правила дорожного движения» (автор С. Волков, «Про правила дорожного движения» (автор С. Волков, «Чудесный островок» (автор А. Дмоховский, «Пешеходный переход» (автор Я. Пишумов) декабрь
1. ООД на тему «Транспорт» Просмотр мультфильма Смешарики из серии «Уроки безопасности»
Цель: познакомить дет. С дорожными знаками; закрепить правила перехода улицы; закрепить правила поведения в общественном транспорте
2. Беседа «Правила пешехода»
Цели: Расширить знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре; закрепить знания о следующих понятиях: «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход»; закрепить у детей представления о назначении дорожных знаков : «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено».
5. Чтение художественной литературы:
«Сказка о правилах дорожного движения. Часть 1. Игрушечная дорога» (авто сказки Т. А. Шорыгина, «Автобус №25» (автор С. Маршак, «Кто храбрей» (автор А. Гангов, «Воробьишка Тишка» (автор стихотворения Т. А. Шорыгина) январь
1. ООД на тему «Зелёный, Жёлтый, Красный»
Цель: закрепить знания детей о светофоре и его сигналах; систематизировать знания детей о дорожных знаках
2. Беседа «Мой друг-светофор»
Цель: Познакомить детей с основными правилами уличного движения, рассказать к каким непоправимым последствиям приводит нарушение правил дорожного движения.
3. Чтение художественной литературы:
«Светофор» (автор стихотворения А. Северный, «Друг пешехода» (автор стихотворения Т. А. Шорыгина, «Бездельник светофор» (автор С. Михалков, «Светофор» (автор В. Кожевников, февраль
1. ООД по рисованию «Светофор»
Цель: закреплять представление детей о назначении светофора и о его цветах
2. Беседа «О правилах дорожного движения»
Цель: - повышение уровня знаний правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста
- развитие психофизических качеств ребенка
- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
3. Чтение художественной литературы: «Красный, желтый, зеленый» А. Дорохова, Я. Пишумов «Просто это знак такой», «Самокат», Л. Толстой «Девочка и грибы», Г. Юрмин «Неумелый грузовик», В. Лебедев-Кумач «Про умных зверюшек», О. Бедарев «Если бы», С. Михалков «Упрямый лягушонок», Б. Житков «Светофор»
4. Викторина «Занимательные правила»
Цель: формировать у дет. навыков безопасного поведения на улице
-научить давать полный ответ на вопрос
-продолжать знакомство с дорожными знаками
-закрепить знания о спец. транспорте, частях дороги
-воспитывать уважение к взрослым и сверстникам март
1. Беседа "Общественный транспорт"
Цель: Знакомить с правилами участника дорожного движения, расширять кругозор, давать представление об опасностях на дороге - научить ребёнка жить и действовать в реальной жизни, ознакомление с правилами поведения в общественном транспорте и вне его.
2. Чтение художественной литературы:
«Дядя Степа» (автор С. Михалков, «Рассказ о неизвестном герое» (автор С. Маршак, «Азбука безопасности» (автор О. Бедарев, «Автомобиль» (автор Н. Носов, «Смешуроки на дороге» (под редакцией М. Корниловой, М. Большаковой)
3. Открытое мероприятие. Игра-путешествие по ПДД «В гости к жителям страны Светофория»
Цель: создание необходимых условий в ДОУ для предупреждения детского травматизма на дорогах, повышения компетентности педагогов в обеспечении безопасной жизнедеятельности детей.
апрель
Работа с педагогами:
• создание презентации;
• создание уголков по ПДД в группе;
• выступление на педсовете
Работа с родителями:
• Совместное творчество с детьми;
• Анкетирование родителей «Для чего нам ПДД»
• Изготовление атрибутов для дидактических и сюжетно-ролевых игр по ПДД
• Коллективная консультация для родителей. Тема: «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости»
• Родительское собрание «Безопасность на дорогах»
3 этап: заключительный.
• Игра-викторина;
• Просмотр презентации о проведении проекта с участием детей;
• Выступление на педсовете.
По итогам работы было отмечено:
Для детей :
У детей сформировались знания о правилах дорожного движения, умения и навыки применять эти знания в дорожных ситуациях.
Для родителей:
У родителей повысилась компетентность в вопросах формирования навыков безопасного поведения детей на улицах и дорогах.
Заключение:
В результате проведенной работы можно отметить, что у детей сформировались необходимые знания по ПДД: знают дорожные знаки, предназначение тротуара, проезжей части, пешеходного перехода, принцип работы светофора; знают виды транспорта, правила поведения пешеходов на улицах города и умеют этими правилами пользоваться.
Мы убедились, что такая система работы дает положительные результаты – за годы работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам в группу приходят новые дети, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах. Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Список используемой литературы:
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность. [Текст] / Н. И. Авдеева. – Санкт-Петербург: Детство – ПРЕСС, 2002.
2. Авдеева, Н. Н, Князева, О. Л., Стеркина, Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина – М. : Просвещение, 2007 г.
3. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. [Текст] / К. Ю. Белая. – М. : Просвещение, 2001.
4. Васеонова, Н. Е. Правила дорожного движения. [Текст] / Н. Е. Васеонова. – М. : Просвещение, 2001.
5. Гаврилина, С. Е. Безопасность вашего малыша. [Текст] / С. Е. Гаврилина. - Ярославль: Академия развития, 1997.
6. Петров, А. В. Я бегу через дорогу. [Текст] / А. В. Петров. – М. : Карапуз, 2003.
7. Соколова, Е. С. Правила безопасности поведения. [Текст] / Е. С. Соколова. - Ярославль: Академия развития, 2009.
8. Шорыгина, Т. А. Основы безопасности для детей. [Текст] / Т. А. Шорыгина. – М. : Сфера, 2007.
9. https://www.it-n.ru/ Сеть творческих учителей (раздел дошкольное образование и воспитание)[Электронный ресурс],
10. https://www.uchportal.ru/load/81 -учительский портал (раздел дошкольное образование)[Электронный ресурс],
11. https://dob.1september.ru/ журнал дошкольного образования[Электронный ресурс],
12. https://nsportal.ru социальная сеть работников образования[Электронный ресурс].