Светлана Ярмоленко
Формирование экологической культуры детей
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами природного материала и взаимодействия с семьёй
Ярмоленко С. Б. МБДОУ д/с №16
Вопрос экологического воспитания дошкольников важный, интересный и актуальный.
Мы убеждены в том, что ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал еще красивее и богаче.
Публикация «Формирование экологической культуры детей» размещена в разделах
Проанализировав много литературы, я остановила свой выбор на программе С. Н. Николаевой «Юный эколог», которая появилась одной из первых в 90-х годах.
«Юный эколог» включает две подпрограммы
1. программу экологического воспитания дошкольников
2. программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей.
Изучив данную литературу, я поставила перед собой цель: воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста, формирование у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам.
Реализация цели идет через решение следующих задач:
Уточнить и углубить знания о растениях, животных и природных явлениях;
Формировать знания о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие);
Формировать элементарные представления о причинно – следственных связях внутри природного комплекса;
Развивать гуманное эмоционально – доброжелательное и бережное отношения к окружающему миру;
Развивать познавательный интерес к окружающему миру;
Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
В педагогическом процессе я использую такие методы экологического образования, как наглядные (наблюдения, рассматривание картин и иллюстраций);словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, составление рассказов, использование фольклорных материалов).
В совместную деятельность взрослого и ребенка я включаю:
1. экологические праздники и досуги.
2. опыты.
3. беседы.
4. проектная деятельность.
5. наблюдения и труд в уголке природы.
6. чтение художественной литературы экологического содержания.
7. сбор коллекций семян, камней, листьев.
8. труд в природе.
9. экологические игры разного вида.
10. использование фольклора.
11. целевые прогулки на природе.
12. создание книг самоделок.
13. работа с моделями.
С целью повышения экологической воспитанности детей использую кружковую работу. Разработала план работы кружка «Юные чародеи» с детьми подготовительной группы. Здесь дети с огромным удовольствием работают с природным материалом, который заготавливают сами, во время целевых прогулок.
Огромное удовольствие принесло детям создание мини-музея «Чудеса природы». Для пополнения мини-музея дети приносили посуду из бересты, поделки из коряг, камней, и т. п.
При работе с детьми периодически устраивали экологические праздники, где уточняли представления детей о пословицах и поговорках, загадывали загадки о явлениях природы, о животных. Во время таких мероприятий обобщали знанияо народных приметах, после чего дети с любопытством наблюдали правдивость этих примет.
Особое внимание уделялось работе с родителями. Кроме тематических собраний, консультаций, индивидуальных бесед, проводились конкурсы совместных поделок родителей и детей из овощей и фруктов. После проведения конкурса мы с детьми сочиняли сказки и обыгрывали их при помощи этих поделок.
При систематическом проведении работы по экологическому воспитаниюзаметно изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознании детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы. Особую заботу дети стали проявлять к животному миру.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые я с удовольствием отвечаю. Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок.
Мы считаем, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
сформированы начала экологической культуры у детей;
сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
дети учатся практическим действиям по охране природы;
развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Использованная литература
1. Ворнкевич,О. А. Добро пожаловать в зкологию [текст] : учебное издание/ О. А. Воронкевич – СПб., «Детство-пресс» - 2006. – 496с.
2. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [текст] : пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова - М., ТЦ Сфера - 2003. - 56 с.
3. Кондратьева, Н. Н. «Мы» [текст] : программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева – СПб., Детство-пресс - 2003. - 240 с.
4. Коротков, Г. И. Цветы дети колыбели [текст] : сборник для воспитателей/ Г. И. Коротков – 2012.- 21с.
5. Лопатина, А. А., Скребцова, М. В. Экологическое воспитание дошкольников [текст] : пособие для воспитателей/ А. А. Лопатина - Амрита-Русь - 2010. – 128с.
6. Николаева,С. Н. Юный эколог [текст] : пособие для воспитателей/ С. Н. Николаева - Мозаика-Синтез – 2004. – 128с.