МААМ-картинки

Формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Татьяна Киршина
Формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Цель дошкольного экологического образования и воспитания начальных форм экологической культуры детей начинается с понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработки первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.

Прежде всего мы должны уделять внимание следующим вопросам.

• Понимание самоценности природы.

• Осознание ребенком себя как части природы.

Публикация «Формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах

• Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

• Понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения: происходит «цепная реакция».

• Воспитание у детей активной жизненной позиции.

• Обучение азам элементарной экологической безопасности.

Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту.

Формирование экологически грамотного поведения в быту, на природе.

Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребенка).

• Понимание неповторимости, красоты окружающего мира.

На первом году обучения (возраст детей 3 – 4 лет) следует помнить, что у детей этого возраста внимание носит непроизвольный характер. Они не умеют самостоятельно наблюдать, но активно принимают цель и задачи наблюдения от педагога, если они поставлены в привлекательной, игровой форме.

На втором году обучения (возраст детей 4 – 5 лет) работа несколько усложняется: продолжаются наблюдения и практическая деятельность с помощью педагога, но четырехлетние дети уже способны подмечать красоту природы в ее цветовом и предметном разнообразии.

На третьем году обучения (возраст детей 5 – 6 лет) ребята проводят самостоятельные наблюдения, начинается опытническая работа, самостоятельная практическая деятельность с живыми объектами.

На четвёртом году обучения (возраст детей 6 – 7 лет) дети имеют большой багаж представлений о природе. Им доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе. Уровень обобщенности знаний позволяет теперь переходить к понятиям. В этом возрасте формируются и эмоционально-волевые качества: ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль. Мотивированная оценка приводит к формированию аргументированности и убежденности при выборе поведения.

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Занятия по основам экологии не должны быть скучными, наукообразными. Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм : непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, прогулки, наблюдения, сюжетно-ролевые, дидактические игры, чтение художественной литературы и др.

Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Книги о природе для детей разнообразны по жанрам. В них в простой и доступной форме рассказывается о жизни животных и растений, о различных явлениях природы. Особое место в работе с детьми занимают сказки, раскрывающие окружающий мир, дающие первоначальные представления и понятия о природе. Дети очень любят сказки В. Бланки о животных. В работе с детьми использую различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе.

Одним из аспектов такой работы является ознакомление детей с природой на участке и за его пределами.

Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо их включать в посильную для их возраста практическую деятельность, для чего у нас созданы условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой (вместе с детьми озеленяем уголок природы, заботимся о его обитателях, разбиваем цветники). А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалой, расцветший цветок, способствуют дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Наш детский сад расположен в красивой местности, где растут все деревья: тополя, клёны, липа, белоствольные берёзки, черёмуха, рябина. Красив и привлекателен наш участок во все времена года. Я поставила перед собой задачу не только научить детей видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в её создании.

Мною был составлен перспективный план, в который включают конкретные формы работы, направленные на воспитание экологической культуры. Целенаправленная работа, осуществляемая в повседневной жизни, помогает подвести ребят к осознанию ценности всего живого, расширить кругозор.

Задача воспитателя – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.

Необходимо научить детей любить, щадить природу, любоваться ею. А для этого необходимо делать всё возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, использовать для этого умные игры и пособия.

Публикации по теме:

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Экологическая составляющая культуры педагогического труда воспитателя Пивоварова Елена Жизнь может быть преображена утверждающим понятием культура. Н. Рерих. Выживание и устойчивое развитие человечества на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)
Опубликовано: 12 августа 2013 в 22:36
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Киршина (УИ 120499) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД