Формирование элементарных математических представлений как средство развития познавательной активности дошкольников

Наталья Черепанова
Формирование элементарных математических представлений как средство развития познавательной активности дошкольников

Современный подход к построению воспитательно-образовательного процесса базируется на отношении к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности. Именно в этот период у детей происходит зарождение первичного, элементарного образа мира, который обогащается и совершенствуется в течение всей последующей жизни. Развитие познавательной активности детей является одной из приоритетных задач, вплетено в целостное развитие дошкольного образования, решение которой предопределяет дальнейшую эффективность необходимых предпосылок успешного обучения детей в школе.

Проблема формирования познавательной активностив разных аспектах отражена в отечественной и зарубежной философской литературе: (В. В. Зеньковский, В. В. Розанов, В. С. Соловьев, и др., а также в психологических исследованиях (Б. Р. Борщанская, Г. С. Батищев, Л. С. Выготский, и др.) и педагогических исследованиях (Г. М. Лебедев, Ф. П. Харламов и др.).

Рассмотрена динамика развития познавательной активности личности, особенности как в обшепсихологическом, так и возрастном аспектах, даны ее определения. Последние десятилетия в педагогике проблема формирования познавательной и творческой активности дошкольников изучалась в контексте организации разных видов детской деятельности (Л. А. Благцук, Г. В. Быховец, и др.). По данным известных отечественных педагогов (Т. С. Комарова, А. И. Савенков, значительным потенциалом в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста обладают задания по формированию элементарных математических представлений (Ф. Н. Блехер, С. И. Волкова, Л. В. Глаголева, Н. А. Менчинская, Е. И. Тихеева). На основе концепции формирования элементарных математических представлений дошкольников, разработанной A.M. Леушиной, мы изучали различные вопросы математического развития детей, (Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, В. П. Новикова, Л. И. Павлова, Л. П. Павлова, А. А. Смоленцева, и др.).

Успешность обучения математике исследователи ставили в прямую зависимость от степени сформированности познавательной активности, которая существенно возрастала в условиях соединения элементарной математической деятельности с деятельностью конструирования. При этом мы обнаружели, что интегрированное содержание занятия, построенное на элементарной математической деятельности взаимосвязи конструирования, обладает большим потенциалом формирования познавательной активности детей дошкольного возраста, нежели работа с содержанием каждой из этих деятельностей.

Изучение научной литературы, а также практической деятельности ДОУ показывает, что проблема стимулирования познавательной активности детей дошкольного возраста представлена специальными исследованиями, но по-прежнему остается недостаточно изученной. Как показывает анализ дошкольной практики, рассматриваемая система стимулирования познавательной активности в воспитании не реализуется полностью, во-первых, потому, что она не является составной частью теории дошкольного воспитания, а значит и не воплощается в самой литературе. Во-вторых, в частных методиках, так же как и в дидактике, эти средства стимулирования познавательной активности в обучении не рассматриваются как играющие особую роль в системе воспитания.

Активность, в том числе и познавательная, выражающая в целом важную роль самого субъекта в его развитии, становится одной из основных категорий современного научного познания. Теоретический анализ проблемы развития познавательной активности детей свидетельствует, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования в личности ребенка этого важного психологического образования, опосредующего его отношение к освоению окружающей действительности во всем многообразии свойств и проявлений.

Активность ребенка, стимулируемая взрослым, основывается на том, что педагог или родитель организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, что и как необходимо делать. Ребенок получает те результаты, которые были ранее определены взрослым.

Уровень сформированности познавательных процессов определяет возможности ребенка в познании. Соотношение компонентов познавательной сферы – «информации» и «отношения к информации» - определяется уровнем развития познавательных процессов ребенка. Развитие познавательных способностей у детей идет интенсивно благодаря эмоционально чувственному освоению мира.

Мониторинг помогает нам не только грамотно анализировать уровень развития познавательной активности при совместной деятельности с дошкольниками, но и правильно ее организовывать.Критерии и методы мониторинга помогают комплексно оценивать все компоненты: принятие целей и задач при совместной деятельности с детьми, умение включаться, умение слушать, умение намечать самостоятельно план дальнейших действий, умение следовать намеченному плану, ребенок должен иметь способность осуществлять самоконтроль, а также способен дать самооценку.

Публикации по теме:

Презентация предметно-развивающей среды по формированию основ здорового образа жизни в первой младшей группе Ивестно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста Познавательное развитие детей дошкольного возраста. Мир в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди- часть этого мира открывают.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Цветы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Формирование элементарных математических представлений как средство развития познавательной активности дошкольников
Опубликовано: 1 мая 2014 в 16:46
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Всемирный День попугаев

Птицам дивной красоты, экзотическим попугаям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям об этих пернатых и заняться с детьми...

10 мая. День вежливости на МААМ

Воспитывать правильную культуру общения – одна из важнейших задач педагогов и родителей. Вежливость, деликатность, воспитанность и коммуникабельность украшают человека, делают его привлекательным для...


Горячие темочки