8888888888888
Формирование элементарных математических представлений с использованием игровых приемов
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений с использованием игровых приемов.
В I младшей группе начальные математические представления детей в игровой форме. Используются специально сконструированы дидактические пособия. Проводятся дидактические упражнения и игры, они сочетаются с сенсорным воспитанием осуществляемые на занятиях, рисовании, лепки, конструировании, и. т. д. В первые годы жизни (до трех лет) ребенок получает огромное количество разнообразных впечатлений из окружающего мира он различает цвета, формы, величины.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений с использованием игровых приемов» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
В программе для воспитателей II младшей группе «Радуга». Раздел под названием «Малыши и математика».
«Дать образование уму, не дав образование духу, - всё равно что не дать ни какого образования». Аристотель
«Природа формулирует свои законы языком математики». Г. Галилей.
Математика, как и другие науки, рождалось в древности из опытов человека научиться ориентироваться в естественном мире, она была средством понимания и видения этого мира.
Аристотель писал: «Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а о- это – важнейшие виды прекрасного».
Думается, что именно такое понимание математики может стать духовной точкой опоры для педагога, работающего с маленькими детками ибо по отношению к трехлетнему возрасту математического содержание не ради него самого как такового, т. е. не для пополнения суммы детских знаний сведениями из области математики, а ради в ведения в создании детей самой идеи порядка и определенности лежащих в основе устройства мира.
Воспитатель поможет детям упорядочить и систематизировать их представление о мире, и тем самым заложить основу развития логического мышления, если воспользуетесь предлагаемой программой в ведения детей трех – четырех лет в мир математики.
Формирование элементарных математических представлений осуществляется прежде всего на занятиях и закрепляется в разных видах детской деятельности, в том числе в игре.
В процессе игр закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, меньше, столько же, умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени.
Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам, сначала по одному, а затем по двум (форма и размер).
Игры направлены и на развитие логического мышления а именно на умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.
Этому способствуют и игровые упражнения, на нахождение пропущенной в ряду фигуры.
Должное внимание уделено развитию речи. В ходе игры воспитатель не только задает заранее подготовленные вопросы, но и непринужденно разговаривает с детьми по теме к сюжету игры, содействует вхождению ребенка в игровую ситуацию. Воспитатель может использовать потешки, загадки, считалки, фрагменты сказок.
Игровые познавательные задачи решаются с помощью наглядных средств и пособий.
Наглядно – дидактический материал в основном представлен несколькими комплектами. Это наборы флажков, листьев, геометрических фигур (мозаика, атрибуты к сказке «Три медведя». Он дает возможность комплексно решать задачи обучения. Так действуя с флажками по ходу игровой ситуации, дети овладевают умением соотносить их по цвету, размеру, форме, количеству.
Необходимым условием обеспечивающим успех в работе является творческое отношение воспитателей к данным играм.
В течении года предстоит решать следующие задачи:
– развивать у детей представление, о различных признаках и свойствах объектов и явлений (цвет, форма, величина, физические свойства);
- способствовать развитию умения сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству (различать конкретные качества размера цветовой насыщенности);
- устанавливать отношения сходства, тождества и различия (подбирать пары одинаковых предметов или их изображений, понимать и правильно использовать в своей речи слова (такой же, другой, одинаковый, похожие, разные);
- осуществляет, классификацию предметов по одному признаку;
- собирать пирамидку из 5-7 колец, 4-5- листную матрешку; выстраивать упорядоченные ряды по возрастанию и убыванию какого – либо признака – размера, цвета;
- осуществлять операцию счета (считать наизусть в пределах 5, определять количество в пределах 5 без пересчёта);
- развивать представления о временных последовательностях (сначала – потом, настоящим будущем (вчера – сегодня – завтра);
- развивать представление о пространстве :
а). учить определять положение предметов относительно себя помощью слов впереди-сзади, справа – слева, вверху – внизу;
б). учить определять до предмета (близко – далеко);
в). учить определять взаимное пространственное расположение предметов (за, перед, меду, около, над, под, и. т. д.).
Создание развивающей среды.
Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности.
Предметная среда должна быть развивающей.
Предметная среда.
В групповой комнаты всегда открыта любое доступное место для детей, должны находиться на низком столе:
- разнообразные мелки, пластмассовые и металлические конструкторы «Лего», «Фантазия», «Огонёк», «Механик», и д. р;
- 2-3 набора разрезных картинок из 6-8 частей;
- матрешки, пирамидки, вкладыши, 2-3 вида мозаики, мелкой и крупной;
- листы бумаги, карандаши, фломастеры, восковые мелки, шаблоны, линейки, и трафареты;
- настольно – печатные игры типа «Лото», «Зоологическое», «Цветы», «Подбери и назови», «Водоем», «Поймай рыбку», «Сказки», «Соберем урожай», «Найди такой же», «Подбери пару», «Сложи из палочек»;
- книги рассказов в картинках (серии Н. Радлова, В. Сутеева, В. Чижикова).
Важно чтобы игрушки были из различных материалов : пластмассовые, резиновые, деревянные, глиняные, мягкие набивные, надувные, сшитые матерчатые.
Воспитатель, как часть развивающей среды или педагогические
заповеди.
Воспитатель, как часть развивающей среды или педагогические заповеди, которыми можно руководствоваться в работе.
Каждый ребенок учиться в своем темпе если он не научился сегодня, это не значит, что он туп или отстает в развитии. Научиться завтра.
Максимум внимания «слабым». Новый материал со «слабыми» проходит до прохождения его на общем занятии.
Учить ребенка можно только имея с ним хороший личный контакт. Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление, узнавать новое и учится новому.
Воздержимся от отрицательных оценок самого ребенка и даже результатов его деятельности: пусть на одно порицание приходится пятьдесят похвал.
Будем сравнивать результаты работы ребенка только с его же собственными результатами за прошлый раз и ни в коем случае, не с результатами других детей.
Отвечайте на все вопросы детей и занимайтесь с ними тем, чем они хотят, независимо от того предусмотрено и этой программой.
Ребенок имеет право не хотеть и отказаться заниматься тем, что вы ему предлагаете.
Каждому ребенку создайте возможность реализовать «Хочу попробовать», и «Я сам» и не навязывайте детям свою помощь и не отказывайте в ней.
Помогите детям тогда, когда они просят вас об этом.
Старайтесь говорить тиши, будьте ласковы с детьми. Не следует отвлекать ребенка, когда он сосредоточенно занят игрой.
Для того чтобы развивалась речь ребенка, важно как можно больше обращаться непосредственно к нему. Во время разговора старайтесь смотреть на ребенка, чтобы он видел ваше лицо и жесты. Сопровождайте речью все ваши действия.
Развитие представлений о различных признаках и свойствах.
Методический принцип: Многие признаки свойства (цвет, величина, достаточно часто отличаются в повседневной жизни всему. Взрослыми окружающими детей. Потому дети редко нуждаются в специальных занятиях, чтобы научиться понимать, что означает слова красный, мокрый, большой, длинный, высокий и. т. д.
Перечень основных признаков: цвет (красный, синий, желтый, белый, черный, форма (круг, квадрат, четырехугольник, 5-6 угольник, прямая, кривая, волнистая, ломаная линии, шар, куб, размер ( контрастные признаки: большой, маленький, длинный, короткий, высокий, низкий, контрастные свойства (легкий-тяжелый, мягкий- твердый, теплый – холодный, яркий – тусклый, светлый – темный, гладкий – шероховатый).
Форма работы : индивидуальная или подгрупповая работа в течение всего дня.
Развивать у детей представления о признаках и свойствах предметов следует практически во всех ситуациях, из которых складывается в повседневной жизни.
Игра с песком: представить детям разнообразные емкости, для изготовления разнообразных куличиков, пирожин, и. тд.
Строит гаражи для больших и маленьких машин, выкапывать норки.
Станут старше с удовольствием начнут строить дома, замки, (высокие, низкие, дороги, мосты (широкие, узкие, рыть колодцы (глубокие, и мелкие).
Общение с природой: собирать опавшие листья, разобрать их по форме, разложить их по цвету. Так же можно сортировать желуди, шишки, каштаны.
Сереация.
Методические принципы: фиксация результата сериации – полученного ряда в пространстве. Последующая проверка правильности построение ряда, называние взрослой степени выраженности признака с указанием на соответствующий элемент ряда «Это самое большое кольцо, это поменьше, это ещё меньше, а это самое маленькое» с использованием превосходной степени сравнения прилагательных.
Перечень признаков: насыщенность цвета (от темно красного к светло красному, тяжесть одинаковых предметов (гирьки, размер (длина, высота, площадь, объем)
Форма работы : игры с дидактическими игрушками – пирамидками, на конусной основе, матрешками, цилиндрами и формами – вкладышам.
Занятие: дети работают в технике аппликации «Зеленая елочка», «Снеговик», (составляют от большого к маленькому) по желанию дети могут дополнить изображения.
Классификация.
Методический принцип: четкое пространственное выделение классов, с помощью разных емкостей, (коробок) или кругов из цветной бумаги, лент, проволоки и. др. классификацию можно отработать в ходе следующих занятий.
Коллективная аппликация «Домашние и дикие животные», «Транспорт», «Цветы», е
Счет.
Методические принципы: Введение в мир числа 3-4 летнего возраста в мир чисел стала работа Р. Грина и В. Лаксон в процессе исследования обнаружили, что количество в пределах 5, распознаются детьми «на глазах» без пересчета, так называемой субитацией. Это дает возможность начинать с использованием в речи взрослого числительных с указанием на соответствующие группы предметов, чтобы дать ребенку возможность понять, какая сторона признак реальности выделяется с помощью этих специфических слов.
Таким образом, количество может быть выделено вообще как фундаментальная характеристика внешнего мира. В возрасте двух – ре лет дети учились различать и понимать слова, дающие общую характеристику количество, понимать, слова «много – мало», «пустой – полный», а так же различать один – два предмета.
В дошкольном возрасте важно предлагать детям материал, дающий пищу их воображению, затрачивающий не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка.