Любовь Григорьева
Формирование эстетического восприятия средствами рисования на песке
▼ Скачать + Заказать документы
ЧУДНЕЕ ПЕСКА НЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ЗАБАВЫ
ЕГО ВСЕГДА ИМЕЕТСЯ В ДОСТАТКЕ,
ТЕЧЕТ ОН НЕЖНО ТАК СКВОЗЬ РУКИ,
ЧТО НЕ СРАВНИТЬ ЕГО НИ С ЧЕМ.
ИОХИМ РИНГЕЛЬНАЦ
Ребенок включается в игру в игру с песком всем своим существом - эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками. Изучив книгу «Пишем и рисуем на песке» Мариелла Зейц, практические рекомендации по рисованию фигур на столе-лотке с песком для творческого рисования с детьми на песке.
Публикация «Формирование эстетического восприятия средствами рисования на песке» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Рисование песком и на песке
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Педагогические аспекты песка трудно переоценить - это замечательный сенсорный материал, и непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.
Знаменитый Песталлоцци описывал воспитание детей как процесс, в котором необходимо объединить голову, руки и сердце.
Песок мягок, податлив, способен сливаться, что придает ему исключительные волшебные свойства. Играть с ним некоторые дети начинают уже с полугода, подкидывая его совочком или перемешивая ладошками. Песок всегда интересовал детей. Дети любят пропускать его тонкой струйкой сквозь пальцы, нравится детям и рисовать на песке. Наблюдая за играми детей в песке, с каким энтузиазмом и сосредоточенностью они играют в песке. Почти всем нравится сухой и теплый мелкий песок. Мокрый песок очень липкий и податливый, но когда он высыхает, то становится текучим, мягким, изменчивым и скорее напоминает воду, чем твердый грунт. Когда у нас в группе появился стол – лоток с песком и пультом передачи цвета, дети были в восторге. Сначала я предложила детям определить свойства песка, а потом нарисовать то, что им нравится. И только после того показала как разравнивать песок ладонями и пальцами. Руками можно разгребать песок вокруг, пальцами можно проделывать отверстия в песке или рисовать на нем. Дети могут подходить к лотку в любой момент, когда им захочется, в то время как играть в песочнице можно лишь в теплое время, да и то при хорошей погоде. Также дети могут свернуть из бумаги воронку и насыпать через нее песок, создавая таким образом различные фигуры. С детьми смастерили сита из картона, например, проковыряв гвоздем дырки в коробке из-под обуви. Отверстия располагали в определенном порядке: в виде круга, звезды или другие фигуры. Когда песок начинает сыпаться через отверстия, то в ней как по волшебству, возникают различные формы, напоминающие горы и долины. Игры с таким ситом, действующим наподобие песочных часов, очень успокаивают.
Очень полезное занятие с детьми - подбор различного цвета для песка. Рисунок при использовании цветового фона делает его ярче. Так, на голубом фоне дети рисуют волны, лебедей, облака. При рисовании пустыни, дети рисуют на желтом фоне: змей, кактусы, верблюда. Все это вызывает восторг. Дети удивляются, радуются, хлопают в ладоши и стараются проделать это снова. Ребенок создает форму, которую нужно наполнить содержанием, ему кажется, что «в ней что-то есть». Создание мыслительных образов, работа руками и получение удовольствия- все это в совокупности и лежит в основе лечебного эффекта и занятий с песком.
Игра в песке доставляет удовольствие как от ласковых прикосновений. Примечательно то, что дети на Земле, независимо от национальностей, языка и окружающей обстановки, практически одинаково начинают рисовать, осваивать язык символов, и использовать основные геометрические фигуры в качестве символов для познания мира, в котором они живут. Эти символы можно обнаружить в пещерах и в наскальных рисунках. Дети рисуют на песке не то что видят, а то что знают и ощущают. Это можно увидеть на примере составления сложной формы - мандалы. Для формирования спирали дети используют трафарет, предназначенный для создания мандалы.. Мандала должна целиком заполнить лоток с песком, так же надо определить какого фона будет рисунок. Обычный круг с центральной точкой может стать мандалой. В центр можно взять оригинальный камешек, раковину улитки, морскую звезду. Рисование на песке
вязывает знакомые фигуры с ощущением получаемого удовольствия. При этом создаются благоприятные условия для максимальной релаксации. Хотя рисунки на песке очень эстетичны и способны заинтересовать детей, их, конечно, нельзя отнести к числу долго хранящихся изображений. С помощью лотка с песком дети активно проявляют свои творческие способности, восприимчивость и всячески показывают окружающим свою радость от работы.