МААМ-картинки

Формирование этнической идентичности детей посредством сказки (2 фото)

Светлана Радионова
Формирование этнической идентичности детей посредством сказки
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование этнической идентичности детей посредством сказки»

Формирование этнической идентичности детей посредством сказки

«Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественно- народного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, всю народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах, играх, игрушках и прочем, в семейном укладе жизни, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т. е. весь педагогический потенциал. Совокупный опыт историко-культурного формирования личности», так определил сущность этнопедагогики один из её основоположников Г. Н. Волков и выделил следующие проблемно-тематические разделы:

Публикация «Формирование этнической идентичности детей посредством сказки» размещена в разделах

- основные педагогические понятия народа;

- статус ребёнка как субъекта воспитания (родное дитя, сирота, приёмыш, ровесники и друзья и т. д.);

- функции воспитания (подготовка к труду, формирование нравственных качественных черт характера, развитие ума);

- факторы воспитания (природа, труд, быт, обычай и т. д.);

- методы воспитания;

- средства воспитания (потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, сказки и т. д.);

- идея совершенствования человеческой личности и её реализация в системе народного воспитания;

- организация воспитания и педагогическая роль коллективных форм жизнедеятельности;

- народные воспитатели (родители, старшие дети и т. д.).

Знакомя ребенка с обычаями, традициями, ценностями народа, воспитатель формирует у него национальное самосознание. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определённому этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период определяет основы характера и нормы поведения, во многом зависящие от социального окружения.

Основной целью воспитания во все времена и у всех народов была забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных традиций и обычаев, передача подрастающему поколению житейского, производственного, педагогического опыта. В чём же заключается сила народной педагогики и традиций? Ответ очень прост: прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Для этого использовались самые различные средства. Разными народами, в развитии гуманных начал человеческой личности, подчёркивалось значение колыбельной песни. А одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность была народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, народе, сражается с различными чудищами, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире. В сказках часто даётся образец отзывчивого отношения к окружающему.

Идеи гуманистического воспитания, кратко и лаконично выражались в народных пословицах и поговорках. Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Внимательное отношение к своим родственникам, составление родословной укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.

К комплексным формам воздействия на воспитание подрастающего поколения можно отнести многочисленные обычаи и традиции разных народов.

Сказка является одним из элементов культуры, и прежде всего её эстетического слагаемого. Она базируется на народно-этнической культуре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом.

Сказка - продукт творчества определённого народа и содержит в себе сюжеты, образы, ситуации, специфичные для определения этноса. Это находит отражение в именах действующих лиц, названиях животных и растений, особенностях места действия. Эти элементы могут переходить из сказки в сказку («жил да был…», «в некотором царстве, некотором государстве…» и т. д., от сказителя к сказителю, от этноса к этносу. В этом ее специфика.

Сказка выполняет функцию социализации, т. е. приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту. А. С. Пушкин писал о ней: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Именно «намёк», а не нравоучение, не идеологическая директива содержится в сказке, её сюжете, её образах.

Сказка способна выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление. Фантастический мир сказки, наличие в нём реальных, вариативных элементов, способность «приглашать к соавторству» позволяют слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплекс отчуждённости, пробудить «спящие», не выявленные творческие (поэтические и т. д.) способности. Такова ее креативная функция.

В сказке можно обнаружить голографическую функцию, проявляющуюся в трёх основных формах :

- способность своим внутренним строем представлять мировоззрение в его трёхмерном пространственном (высота, ширина, длина) и временном измерениях (прошлое, настоящее, будущее);

- голографичность сказки можно трактовать в синестическом смысле слова (гр. совместное чувство);

- способность в малом являть большое, в локальном – представлять глобальное, в микросюжете отражать микропроблемы.

Иначе говоря, сказка способна отражать глобальные проблемы, непреходящие ценности, темы противоборства добра и зла, света и тьмы, радости и печали, силы и слабости и т. д.

Сказка заставляет ребёнка сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к ним. Можно использовать сказочные сюжеты, мотивации в разных видах деятельности, для успешного развития творческого потенциала у детей. Сказочные образы дают определённые сведения об окружающем мире, формируют первые ступени этнической идентичности.

В частности, сказки знакомят детей с персонажами славянской мифологии (леший, Святобор, Межевик и другие помощники человека в природе, с народными традициями (праздник встречи солнца в сказке «Встреча Ярило - Солнца», обычаями. Очень важно, чтобы сказка оставалась такой, какая она есть: доброй и строгой, справедливой и умной.

Фото №1 Формирование этнической идентичности детей посредством сказки

Используемая литература:

1. Федорова С. И. Этнокультурная компетентность педагога. Йошкар – Ола, 2002.

2. Фото автора.

3. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. знакомим дошкольников с народной культурой. – М. : ТЦ Сфера, 2011.

Публикации по теме:

Подготовительная работа к викторине «В гостях у сказки» Эта презентация была подготовлена с целью подготовки к Викторине между подготовительными группами "В гостях у сказки". Она поможет детям.

Сообщение по теме: «Социализация личности через игровую деятельность» Социализация личности через игровую деятельность. Cодержание Введение 1. Сущность процесса социализации личности. 2. Взаимодействие личности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование этнической идентичности детей посредством сказки
Опубликовано: 19 июля 2013 в 13:27
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование этнической идентичности детей посредством сказки» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Радионова (УИ 6237) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД