Елена Панина
Формирование здорового образа жизни дошкольников — приоритетное направление в работе с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы
Тема: «Формирование здорового образа жизни дошкольников
- приоритетное направление в работе с семьями воспитанников»
Подготовили:
Старший воспитатель МБДОУ Центр развития ребёнка - детский сад № 58 Панина Елена Александровна
Инструктор по ФК МБДОУ Центр развития ребёнка - детский сад № 58 Кондратьева Ирина Александровна
Публикация «Формирование здорового образа жизни дошкольников — приоритетное направление в работе с семьями воспитанников» размещена в разделах
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении последующей жизни.
Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
К сожалению, многие родители в своем быту не находят времени для игр и занятий с детьми. Беседуя с родителями, понимаем, что многие не знают и не умеют, как и во что можно играть со своим ребенком, не знают особенности возраста, боятся закаливать, чрезмерно кутают детей, ограничивают в движении.
Детский сад и семья - это две основные социальные структуры, которые, в основном, определяют уровень гармоничного развития ребенка. Важнейшим условием преемственности является установление доверительно делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов
Поэтому была поставлена задача создания такой модели взаимодействия с семьёй, при которой реализовывались бы основные компоненты здорового образа жизни :
• Рациональный режим.
• Правильное питание.
• Рациональная двигательная активность.
• Закаливание организма.
• Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Для решения этой задачи была создана творческая группа.
Самые важные и проблемные вопросы выносились на обсуждение родительского комитета. Совместно с родителями в 2009 году была создана программа «Моя семья».
Цель программы:
Создание условий для педагогического, психического, правового образования родителей для вовлечения их в образовательный процесс в рамках семейного воспитания.
Программа разрабатывалась в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность дошкольного учреждения :
• Типовое положение о ДОУ
• СанПиН, утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. n 91 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"
• Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года)
Для успешной реализации целевой программы необходимо было пересмотреть условия, созданные в дошкольном учреждении для сохранения и укрепления здоровья дошкольников на основе современных требований и нормативов и в соответствии с реализуемой программой.
С поддержкой родителей в нашем дошкольном учреждении постоянно происходит обновление здоровьесберегающего пространства :
• Спортивный зал оснащен современным спортивным оборудованием и инвентарём. Половое покрытие выполнено из ламината, что позволяет соблюдать необходимые гигиенические требования.
«Изюминкой» является авторский проект многофункционального
тренажера «Крепость». Легко трансформируемые трибуны для зрителей одновременно являются секциями для хранения мелкого физкультурного оборудования.
• Центр организации двигательной деятельности дошкольников на участке спортивный городок «Здоровей-ка», с многофункциональным комплексом для старших дошкольников и полосой препятствий по периметру.
• Кроме того, на территории детского сада располагаются физкультурно-оздоровительные комплексы для младших дошкольников «Паровозик», «Корабль «Дружный».
Для обучения детей элементам спортивных игр оборудовано поле для мини-футбола, площадка для игры в «Городки», большая площадка для спортивных игр, которая зимой переоборудуется в место для игры в хоккей.
• Микросреда детского сада - это спортивные мини-центры в группах, которые соответствуют возрастным особенностям детей и каждый по-своему интересен. Это и «Чудо - дерево» со стеной скалолазанья, и мини-стадион,
и «Паровозик из Ромашково», «Крепость».
В группах имеется «Стена осанки», мини-тренажеры, нестандартное
спортивное оборудование, опорные карты-схемы двигательной
деятельности для самостоятельного выполнения.
Педагогический коллектив реализует гендерный подход в воспитании детей, для мальчиков установлены спортивные комплексы, тренажеры для развития силы и выносливости, а девочкам предлагаются «султанчики», гимнастические ленты, оригинальные манжеты для танцевальных движений.
При организации дополнительного образования для мальчиков организована секция гимнастики «Непоседы», а для девочек секция фитнес – танца «Маленькая страна».
В работе с родителями используем коллективные и индивидуальные формы взаимодействия, как традиционные, так и нетрадиционные.
Проводим родительские собрания, беседы с привлечением специалистов дошкольного учреждения : «О сбалансированном питании дошкольников», «Закаливающих процедурах дома и в дошкольном учреждении», «Проектная деятельность- шаг в будущее».
Для информирования используем родительские стенды и папки. Педагогами оформляются альбомы : «Папа, мама, я- здоровая семья», «Витаминка», «В здоровом теле здоровый дух».
Пользуются популярностью у родителей семинары - практикумы:
- О закаливании детей,
- О повышении двигательной активности
- О профилактике респираторных заболеваний и укрепления опорно-двигательного аппарата по методике Кудрявцева.
Посещая дни открытых дверей родители знакомятся с особенностями питания, оздоровительными мероприятиями и режимными моментами в которых ежедневно принимают участие их дети.
Совместно с психологом дошкольного учреждения были разработаны игры -тренинги, которые представляют собой цикл совместных занятий родителей и детей. Данные игры направлены на укрепление позитивных отношений между ними.
Очень привлекают родителей интерактивные праздники («Мой папа - супермен», «Мама + Я»,праздники выходного дня, такие как «Весёлые коньки», «Заводные клюшки»; совместные походы «Румяная лыжня», «Тропой индейцев», «В лес за хорошим настроением».
Основная работа по повышению активности родителей в ДОУ осуществляется через организацию клуба «Здоровая семья».
Задача клуба - приобщение детей и их родителей к активному образу жизни. Участвуя в заседаниях, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, видят, какую пользу приносят ребенку игры, веселые состязания, как играя, он тренируется.
Традиционными стали тематические занятия по обучению спортивным играм.
Нами разработана система видового разнообразия спортивных игр, используемых в практической работе с детьми старшего дошкольного возраста.
На протяжении 5 лет мы отслеживаем динамику развития по формированию здорового образа жизни воспитанников дошкольного учреждения.
Сегодня 96% детей посещают утреннюю гимнастику. В выходные дни поддерживают режим дня дошкольного учреждения и сбалансированное питание детей. Родители с детьми стали чаще посещать парки, выезжать за город, вести активный образ жизни – кататься на коньках, лыжах, плавать в бассейне, играть в футбол, теннис и т. д.
80% родителей вовлечены в жизнь детского сада. Они не зрители, а активные участники проектной деятельности своих детей,- помогают ребятам и педагогам в подготовке к праздникам, открытым просмотрам (шьют костюмы, готовят атрибуты, находят необходимую информацию, помогают в оснащении предметно-развивающей среды группы, участвуют в конкурсах и выставках).
Стало традицией вручать родителям благодарственные письма и награды, вызывая заметную радость и гордость в глазах своих детей.
Произошли изменения в показателях физического развития воспитанников и состояния здоровья детей. Заболеваемость снизилась с 48 % по 30 %.
Анализ тестирования эмоционального отношения к физической культуре по методике Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер совместно с психологом дошкольного учреждения так же показал положительную динамику.
С 2010 года на базе дошкольного учреждения проводится экспериментальная работа по теме : «Разработка и апробация программно – методического обеспечения раздела программы А. А. Чеменевой «Движение» - «Физкультура всей семьёй», на основе коммуникативной технологии физкультурного образования дошкольников» .
Мы надеемся, что работа в рамках экспериментальной площадки принесет достойные результаты.
Список использованной литературы
1. Адашкявеченс Э. Й. «Спортивные игры и упражнения в д/с» - М: Просвещение, 1992 г. ; 159 с.
2. Волошина Л. П. «Играйте на здоровье!» Программа и технология физического воспитания детей 5-7лет. - М. : АРКТИ, 2004г. ;144с.
5. Волошина Л. Н. «Воспитание двигательной культуры дошкольников». Учебно-методическое пособие. - М. :АРКТИ, 2005г. ; 108с.
6. Волошина Л. Н., Курилова Т. В. «Игры с элементами спорта для детей 3-4лет». Программа «Играйте на здоровье» и технология ее применения в ДОУ. - М. : Издательство «Гном и Д.», 2004г. ; 112с.
7. Воротилкина И. М. «Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении»; Методическое пособие. - М. : Издательство НЦ ЭНАС, 2004г. ;144с.
8. Гришин В. Г. «Игры с мячом и ракеткой: (Из опыта работы). Пособие для воспитателя старш. групп
9. Короткое И. М. «Подвижные игры во дворе» - М. : Знание, 1987г. ; 96с. (Серия «Физкультура и спорт»)
10. Козлова Т. В., Рябухина Т. А. «Физкультура для всей семьи»_м1990.-463с
11. Микляева Н. В. «Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй» Методическое пособие для воспитателей ДОУ : М- 2006г. -144с
12. Осипова Л. Е. «Работа детского сада с семьёй» -М. 2009.-72с
13. Чеменева А. А., Есина Л. М. «Педагогические условия моделирования физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста на основе индивидуально-дифференцированного подхода. -Ниж. Новгород, 2004
14. Яковлева Л. В., Юдина Р. А. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7лет»; Пособие для педагогов дошкольных учреждений : Программа «Старт» - М. : Владос, 2003г. ; 320с.