Ирина Пуга
Формирование здорового образа жизни в ДОУ на основе управления процессами здоровьесбережения
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование здорового образа жизни в ДОУ на основе управления процессами здоровьесбережения
Цель: Обосновать технологию интегрированного подхода по физической культуре и смежных разделов, предусмотренных программой, направленную на сопряжённое решение задач физического и познавательной деятельности детей дошкольного возраста через подвижные игры и игровые упражнения коррекционной направленности.
План достижения цели:
1. Самообразование: систематизировать знания по технологиям:
а) здоровьесберегающих в ДОУ
б) интеграция двигательной и познавательной деятельности
в) коррекционно-развивающее физическое развитие дошкольников
Публикация «Формирование здорового образа жизни в ДОУ на основе управления процессами здоровьесбережения» размещена в разделах
2. Построение здоровьесберегающей среды
3. Подбор игр и игровых упражнений, направленных на коррекцию физического и психического развития детей.
4. Составление перспективного плана, конспектов занятий.
5. Проведение контроля и диагностики физического состояния детей
6. Анализ работы.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребёнка, его физического развития и культуры движений.
Своё самообразование я начала с поиска программ и новых технологий физкультурно - оздоровительной работы:
Э. Я. Степаненкова «Физическое воспитание» в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой;
Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» в программе «Детство» В. И. Логинова, Т. И. Бабаева;
М. А. Рунова «Физическое развитие» в программе «Истоки» Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева;
В. Т. Кудрявцев «Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4 – 7 лет»;
Л. Д. Гусарова «Формируем привычку к здоровому образу жизни. Физическая культура» Программа «Радуга» Т. Н. Доронова.
Л. Д. Глазырина «Физическая культура – дошкольникам»;
Методическое пособие «С физкультурой дружить – здоровым быть!» М. Д. Маханева
Я вывела для себя основные задачи:
1. Формировать потребность у детей к ежедневным занятиям физической культуры, обучению здоровому образу жизни.
2. Формировать у детей способности анализировать свои движения и движения окружающих.
3. Добиваться осознанного, творческого, с должным мышечным напряжением выполнения движений.
4. Целенаправленно развивать физические качества.
5. Обогащать представления и умения в спортивных играх и упражнениях через интегрированный подход.
С целью развития и поддержания интереса детей к различным занятиям использовала разные формы физкультурных занятий с интегральным подходом:
• Классические (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части);
• Игровые занятия (с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т. д.) + художественная литература;
• Тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, с мячом, на тренажёрах и т. д.) + математика;
• Сюжетные занятия (объединенные определённым сюжетом, спортивное ориентирование, с викторинами) + развитие речи + музыка;
• Тематические занятия (с одним видом физических упражнений) + математика;
• Ритмическая гимнастика (занятия, состоящие из танцевальных движений);
• Контрольно-проверочные (выявление отставания в развитии моторики ребёнка и пути их устранения.
Также использовала: наглядный метод, обеспечивающий яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующий развитие его сенсорных способностей; словесный метод, обращенный к сознанию детей, помогающий осмысливанию поставленной перед ними задачи и в связи с этим сознательному выполнению двигательных упражнении, играющий большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях; практический метод, связанный с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движении на собственных мышечно-моторных ощущениях.
Игровой метод. В процессе игровых действий у детей формируются морально-волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива.
Соревновательный метод используется преимущественно в старших группах детского сада в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков (но не состязания и борьбы за первенство). Обязательное условие соревнования — соответствие их физическим силам детей, воспитание морально-волевых качеств, а также правильная оценка своих достижений и других детей на основе сознательного отношения к требованиям.
В практической работе с детьми методы обучения переплетаются.
Наглядные методические приемы. При обучении детей движениям используются различные приемы наглядности. Зрительная наглядность заключается в правильной, четкой, красивой демонстрации — показе воспитателем образца движения или его отдельных двигательных элементов.
Слуховая наглядность представляет собой звуковую регуляцию движений. Лучшей слуховой наглядностью является музыка (песня). Она вызывает у детей эмоциональный подъем, определяет характер движения и регулирует его темп и ритм.
Словесные приемы при обучении движению выражаются в ясном и кратком объяснении детям новых движений, с опорой на имеющиеся у них жизненный опыт и представления; в пояснении, которое сопровождает конкретный показ движений или уточняет отдельные его элементы; в указании, необходимом при воспроизведении показанного воспитателем движения или самостоятельном выполнении детьми упражнения; в беседе, предваряющей введение новых физических упражнений и подвижных игр или при обучении, когда требуется разъяснение двигательных действий, уточнение сюжета подвижной игры и т. п. ; в вопросах к детям, которые задает воспитатель, до начала выполнения физических упражнений в целях выяснения степени осознанности последовательного выполнения действий или проверки имеющихся представлении об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т. п.
Актуальность темы обусловлена тем, что здоровье населения нашей страны характеризуется в настоящее время как критическое, поэтому поиск эффективных методов его улучшения является насущной общественной и государственной проблемой.
У часто болеющих детей наблюдаются поражение носоглотки, функциональные нарушения нервной и сердечнососудистой систем, отклонения со стороны желудочно-кишечного тракта, а также различные проявления аллергии.
В дошкольном возрасте уже зафиксированы плоскостопие, сколиоз, нарушение осанки.
Именно поэтому в настоящее время назрела настоятельная потребность реализации здоровье сберегающих технологий.
Определили здоровьесберегающие технологии, их время в режиме дня воспитанников. Сюда вошли технологии сохранения и стимулирования здоровья (различные виды гимнастик, релаксацию, динамические паузы, технологии обучения здоровому образу жизни (самомассаж, игровые тренинги, коррекционные технологии (психогимнастика, логоритмика).
Разработали «Модель двигательного режима в детском саду»:
1. Ежедневная физкультурно – оздоровительная работа:
2. Непосредственно образовательная деятельность.
3 Самостоятельная двигательная деятельность.
4. Закаливание:
5. Лечебно – оздоровительные мероприятия:
6. Физкультурно – массовые мероприятия:
В связи с этим стали создавать условия развивающей среды для оздоровления детей: отремонтировали физкультурный зал. Установили гимнастический стадион. Приобрели тренажёры – беговую дорожку, силовой тренажёр для мускулатуры рук, ног и пресса, наклонную горку, хопы, изготовили корригирующие дорожки, нестандартное оборудование для развития физических качеств. Укрепили баскетбольные кольца, волейбольную сетку.
В каждой группе имеются физкультурные уголки для самостоятельной активной деятельности.
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, анкетирование. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка. После проведённого занятия с использованием корригирующих упражнений, родителям рекомендуем специальные комплексы, которые они пытаются выполнить сами.
Удачно проходят спортивные праздники с родителями «Папа, мама, я – спортивная семья», «День защитника Отечества», «Мама и я – спортивная семья», «Спортивный праздник в долине Нартов».
Результативность работы по здоровьесбережению детей подтверждают полученные грамоты и дипломы.
Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей.