Ольга Никифорова
Формирование звукопроизношения детей дошкольного возраста с ТНР посредством развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время значительно увеличилось количество детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как общее недоразвитие речи. У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук – движения не точные, не координированные, затруднены изолированные движения пальцами. Кроме того, у детей наблюдается быстрая истощаемость и дети затрудняются в усвоении формулы движений пальцев рук. Мелкая моторика тесно связана с речевой моторикой. У детей с общим недоразвитием речи затруднено воспроизведение артикуляционных укладов, язык ограничен в движениях, из-за чего страдает звукопроизношение. Поэтому вместе с развитием мелкой моторики с детьми мы проводим работу по звукопроизношению, интонации, темпа и ритма речи.
Публикация «Формирование звукопроизношения детей дошкольного возраста с ТНР посредством развития мелкой моторики» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Основная задача развития речи состоит в том, чтобы научиться пользоваться речью, как средством общения. Важную роль в процессе общения играет умение правильно понимать эмоциональное состояние собеседника умение внешне выражать свои внутренние эмоции. Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции. Владея собственными жестами, выразительными движениями, мимикой, ребенок способен точно понимать все оттенки в выражении лица, жестов и движений тела другого человека. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестикуляторной речи, наблюдающаяся у детей с тяжелой речевой патологией, затрудняет общение детей между собой и взрослыми. Активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвратить перерастание некоторых отрицательных эмоций в патологию. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, снятие нервного напряжения. Выражение лица, жесты, движения, используемые в двигательно-пространственных упражнениях (речи с движением) являются первыми помощниками в общении.
Овладение мимикой, языком жестов и движений поможет детям не только быть интересными в общении, но и обрести друзей, более глубоко познать окружающих людей.
Таким образом, становится очевидной необходимость работы по развитию общей и мелкой моторики пальцев рук, мимики и пантомимики у детей дошкольного возраста с тяжелой речевой патологией.
В группах создана предметно-развивающая среда, которая позволяет педагогам реализовывать задачи, направленные на коррекцию звукопроизношения у ребенка, а самому ребенку - исправлять звукопроизношение, так как правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками. Это помогает воспитанию таких качеств, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.
Педагоги ДОУ в работе с детьми используют пальчиковую гимнастику и игры направленные на развитие мелкой моторики в режимных моментах в течение дня: утренняя гимнастика, непосредственно образовательная деятельность, прогулка, мини гимнастика после сна, самостоятельная деятельность.
В работе используются следующие игры и упражнения:
1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.
2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками).
3. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы, соль, мозаика, пазлы). Обобщен опыт работы на тему: «Соль - не просто забава» старшим воспитателем: Никифоровой О. А. статья в журнале: «Дошкольное воспитание» №9, 2013г., воспитателем Семеновой А. А. подобран материал на тему: «Игрушки для развития мелкой моторики», педагогами ДОУ: Никифоровой О. А., Гринько Н. Р. обобщен опыт работы кружка по художественно – эстетическому направлению на тему: «Частичка зимы в творчестве детей» статья в журнале: «Дошкольное воспитание» №9, 2013г.
4. Кукольный и пальчиковый театры.
5. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом).
6. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
7. Выкладывание фигур из счетных палочек.
8. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.
При подборе игровых упражнений мы принимаем во внимание такие принципы:
– игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
– постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.
При предъявлении игрового материала, речевых игр педагоги учитывают индивидуальные возможности ребенка, в процессе работы они должны усложняться.
ФГОС дошкольного образования особое внимание уделяет организации в дошкольной образовательной организации деятельности, направленной на коррекцию развития детей и устранение недостатков в их физическом, психическом, интеллектуальном развитии. В современной коррекционной системе дошкольного образования приоритетным направлением считается деятельность по устранению недостатков в речевом развитии детей. В нашем дошкольном учреждении учителями-логопедами и воспитателями разработаны и апробированы такие формы взаимодействия между участниками коррекционно-развивающего процесса.
• Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время.
• Применение воспитателями комплексов самомассажа на физкультминутках.
• Взаимопосещения занятий.
• Оформление картотек по разным разделам коррекционной работы.
• Логоритмика.
• Психолого-логопедические занятия.
• Совместное проведение занятия в кружковой работе.
Одной из эффективных форм работы с детьми по развитию мелкой моторики - это организация взаимодействия педагогов группы при проведении кружковой работы по художественно эстетическому направлению. На педагогическом совете принято решение проводить работу по взаимодействию педагогов группы в форме кружковой работе, которая проводится 1 раз в месяц.
Проведя диагностику по формированию мелкой моторики автор : Л. Н. Стефанова «Комплексные занятия с детьми 3-7 лет», на начало учебного года и в январе 2014 года получены результаты:
Обследовано 30 детей.
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
КД % КД % КД %
Сентябрь 2013г. 10 33% 15 50% 5 17%
Январь 2014г. 12 40% 16 53% 2 7%
Из результатов видно положительную динамику развития мелкой моторики у детей ДОУ.
В формировании мелкой моторики важно установить тесную взаимосвязь с родителями, поэтому в ДОУ используются различные формы работы с родителями. На наш взгляд самой эффективной формой работы с родителями является родительский университет. В этом году у нас был проведен университет на тему: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в детском саду и дома», где рассматривались вопросы:
• Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Советы логопеда, как в домашних условиях проводить артикуляционную гимнастику. Материал на тему: «Логосказка, как форма проведения логопедических упражнений» напечатан в журнале: «Дошкольное образование» №2, 2014г. автор: Рахимкулова Альбина Финатовна, учитель-логопед высшей квалификационной категории.
• Мастер-класс: «Дыхательная гимнастика».
• Мастер-класс: «Пальчиковая гимнастика».
На родительском университете была организована выставка на тему: «Игры, способствующие развитию мелкой моторики», в которой приняли участие родители всех возрастных групп. На выставке были представлены игры шнуровки, с пуговицами, панно «Времена года», где ребенок не только застегивает и расстегивает пуговицы, липучки, но и подбирает картинку в соответствии со временем года, пальчиковый театр и т. д.
Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков должна проводиться в тесном контакте с родителями, воспитателями ДОУ и учителями -логопедами. Это обеспечит преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых результатов.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно!
Фотографии родительских поделок способствующие развитию мелкой моторики.