Папки-передвижки

Формирование зрительного и слухового восприятия у детей дошкольного возраста с ФФНР

Татьяна Стодоля
Формирование зрительного и слухового восприятия у детей дошкольного возраста с ФФНР
▼ Скачать + Заказать документы

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР часто неожиданно для окружающих оказываются неуспевающими по письму и чтению. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом

Публикация «Формирование зрительного и слухового восприятия у детей дошкольного возраста с ФФНР» размещена в разделах

Также важным направлением в формировании навыков письма и чтения, помимо развития фонематического восприятия, является развитие зрительного восприятия у старших дошкольников. Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различение предметов, интенсивно формируются именно в дошкольном возрасте. Однако, тонкость, дифференцированность зрительного восприятия и анализа, зрительная память свойственны далеко не всем детям.

При недостатках зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти у детей возможны такие школьные трудности, как:

• Трудности формирования зрительного образа буквы, цифры, графического элемента.

• Плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп; угадывание букв; возвратные движения глаз; пропуск, добавление, перестановка букв; затруднение понимания прочитанного.

• Возможно зеркальное написание букв, цифр, графических элементов.

• Трудности копирования букв, цифр, геометрических фигур.

Хочется отметить, что нарушения зрительной памяти у детей чаще всего встречаются в комплексе с трудностями зрительно-пространственного восприятия, вызывают сходные по характеру трудности и требуют аналогичных мер коррекции.

Из этого можно сделать вывод, что ребенок в первую очередь опирается на зрительные образы, которые потом соотносятся со слуховыми. Поэтому, недостатки в развитии зрительного восприятия негативно влияют как на речь, так и на слуховое развитие.

Работа по формированию зрительного и слухового восприятия проводится на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях. Занятия включают не только развитие слухового и зрительного восприятия, а также формирование лексико-грамматической стороны речи, развитие мелкой моторики, психических процессов ребенка. Но основное внимание уделяется формированию зрительного и слухового восприятия.

Формирование слухового восприятия осуществлялось по шести этапам, выделенных Н. А. Чевелевой:

1. Узнавание неречевых звуков развивалось в процессе специальных игр и упражнений. Одновременно эти занятия способствовали развитию слухового восприятия и слуховой памяти.

На этом этапе использовались следующие виды заданий:

• после прослушивания предложить детям выделить и назвать неречевые звуки (например, бытовые шумы, звуки улицы, школы, звучание музыкальных инструментов и т. д.);

• чередовать характер действий или изменять направление движений, ориентируясь на громкость или смену темпоритмических характеристик звукового сигнала (барабан, бубен, хлопки)и др.

2. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса. Затем в занятия включались речевые звуки, с которыми детям предлагалось совершить следующие действия:

• Различить на слух варианты слов произнесенные различной силой голоса.

• Различить на слух варианты слов произнесенных различным тембром голоса (мальчик, тетенька, дяденька, Серый волк, зайчик и т. д.)

• Различать по слуху голоса товарищей по силе, высоте, тембру и т. д.

3. Различение слов, близких по звуковому составу. На этом этапе предлагались следующие задания:

• выделить из ряда слов то слово, которое отличается одним звуком;

• подобрать по картинкам сходные по звучанию слова и т. д.

4. Дифференциация слогов. В ходе игр и занятий дети овладевали умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, глухие и звонкие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие. На этом этапе широко использовались следующие виды заданий:

• найти в слоговом ряду лишний (отличающийся одним звуком) слог;

• запомнить и воспроизвести без ошибок ряд звуков (или слогов, слов);

• добавлять разные звуки, слоги к одному и тому же исходному слогу, чтобы каждый раз получались новые слова.

5. Дифференциация фонем. Эта работа начиналась с дифференциации гласных звуков. Детям раздавались картинки с изображением поезда, девочки и птички и объясняли: «поезд гудит: у-у-у-у, птичка пищит: и-и-и-и, девочка плачет а-а-а-а. На этом этапе предлагались следующие задания:

• угадать гласный звук по беззвучной артикуляции.

• выделить заданный звук из ряда сначала резко контрастных, а позже близких по акустическим и артикуляционным признакам звуков и т. д. ;

По мнению Чевелевой Н. А., на данном этапе целесообразно вводить графические обозначения звуков (Например, гласный - красный кружок, согласный - синий квадратик и т. п.). Это подготавливает детей к последующему этапу обучения.

6. Развитие элементарного звукового анализа. Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это выделение (узнавание). Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И самая сложная форма фонематического анализа - определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам.

Для формирования зрительного восприятия были взяты следующие направления работы, предложенные Степановой О. А. :

1. Рассматривание и называние реальных предметов, выделение в них главных и второстепенных деталей, поиск в предметах черт сходства и различия.

2. Рассматривание, сравнение, анализ и синтез реалистических изображений предметов.

3. Узнавание и называние стилизованных и схематических изображений предметов.

4. Узнавание контурных, силуэтных, точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр.

5. Прослеживание взором наложенных линий, узнавание зашумленных или наложенных друг на друга изображений (геометрического, буквенного или цифрового материала).

6. Нахождение заданного изображения (геометрической фигуры, буквы, цифры) в ряду других, сходных.

7. Расчленение изображения предмета, буквенного или цифрового знака на составляющие его элементы с последующим анализом и синтезом.

8. Выделение в предметах сходных деталей и их систематизация.

9. Определение на предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей.

10. Различение правильно и зеркально изображенных буквенных и цифровых знаков.

11. Соотнесение букв выполненных печатным и рукописным шрифтом.

Эти направления работы наиболее полно охватывают развитие всех сторон зрительного восприятия. А развитое зрительное восприятие в свою очередь благотворно влияет на развитие слухового восприятия.

На каждое направление работы были подобраны специальные игры и упражнения, предложенные различными авторами, такими как Безруких М. М., Метиева Л. А, Удалова Э. Я. Таким образом, коррекционно-развивающее обучение, проводимое с детьми, имеющими логопедическое заключение ФФН, должна включать в себя работу по развитию не только слухового, но и зрительного восприятия.

Литература:

1. Хватцев М. Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. М. : Аквариум, 1996.

2. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей у детей : Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2003.

3. Каше, Г. А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 1978.

Публикации по теме:

Памятка для родителей «Причины нарушения звукопроизношения» Причины нарушения звукопроизношения могут быть различными. Одна из самых распространенных, является неправильное строение артикуляционного.

Какое бывает недоразвитие речи? (стенд для родителей) Какое бывает недоразвитие речи?ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ Это дети с нормальным интеллектом, не произносящие или призносящие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование зрительного и слухового восприятия у детей дошкольного возраста с ФФНР
Опубликовано: 29 апреля 2014 в 07:45
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование зрительного и слухового восприятия у детей дошкольного возраста с ФФНР» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Стодоля (УИ 164276) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД