Формы работы с родителями в адаптационный период

Казанцева Марина Александровна
Формы работы с родителями в адаптационный период

Формы работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в ДОУ в раннем возрасте, и ежегодно мы сталкиваемся с важной задачей адаптации детей к условиям детского сада. К сожалению, в большинстве случаев процесс адаптации протекает довольно сложно, и далеко не все дети проходят его успешно. Готовность ребенка к выходу из семьи во многом определяет успех его адаптации, но не стоит недооценивать роль родителей и педагогов в этом процессе. Согласованность их действий и возможность сближения подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду во многом определяют течение адаптационного периода. Федеральные государственные требования указывают на необходимость сотрудничества, взаимодействия и доверительного отношения между семьей и детским садом. Именно поэтому нами проводится работа с родителями детей раннего возраста в их адаптационный период.

Цель работы – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогом в период адаптации к ДОУ.

Задачи:

- преодолеть стрессовые состояния у родителей детей раннего возраста в период адаптации;

-приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение эффективных форм работы;

- способствовать созданию условий для возникновения дружного родительского коллектива.

В своей работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями в период адаптации, цель которых - установление доверительных отношений, объединение в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

В первый раз мы знакомимся с детьми и их родителями в День открытых дверей. Родителям предоставляется возможность выяснить все интересующие их вопросы, связанные с адаптацией ребенка к ДОУ. В ходе беседы они задают вопросы, предлагают свои варианты их решения. Также в форме дискуссии обсуждают общую для них проблему адаптации детей, обмениваются друг с другом опытом семейного воспитания своего ребенка. Мы же, в свою очередь, предлагаем родителям заполнить анкету «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ?», содержащую вопросы о поведении ребенка дома, его познавательной и игровой активности. Благодаря анкете мы получаем дополнительную информацию о степени готовности ребенка к поступлению в детский сад. В День открытых дверей мы предлагаем родителям поучаствовать с детьми в развивающих играх, организованных на уличном участке: «Поймай мяч», «Назови свое имя», «Передай другому» Задачей таких игр является формирование эмоционального контакта и доверительных отношений родителей с нами. Мы стремимся сократить дистанцию между детьми и нами до уровня отношений с близкими ему людьми, чтобы это общение стало естественным продолжением эмоциональных связей, существующие в его семье.

Далее обязательным атрибутом взаимодействия с родителями является родительское собрание, проводимое нами в нетрадиционной игровой форме. Сначала мы проводим игру «Знакомство»- родители передают по кругу «мягкое солнышко», высказывая при этом свои пожелания для дальнейшей совместной работы с нами. Затем предлагаем родителям вспомнить свое детство и «прожить один день в детском саду». Для создания уютной атмосферы нами подбирается спокойная музыка, которая располагает к неформальному общению, родители общаются друг с другом по имени в уменьшительно - ласкательной форме, которая привычна в обращении с детьми. Родители выполняют упражнения детской утренней гимнастики, участвуют в игровой деятельности, пользуются дидактическим материалом. Посредством таких игр каждый из родителей знакомится с распорядком дня в группе, с играми и игрушками, предназначенными для детей раннего возраста. Все это, конечно же, способствует сплочению дружного родительского коллектива.

С некоторыми родителями мы проводим консультации с целью помочь им в разрешении проблемных вопросов по адаптации ребенка: «Как подготовить ребенка к детскому саду?», «Как избежать осложнений в адаптации, Режим дня для ребенка» и др.

Немаловажное значение в нашей работе с родителями имеет созданный Семейный клуб, который строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В этом году родителями обсуждались темы «Правила жизни моего ребенка» и «Растим малыша здоровым» Родители высказывали свои мнения о здоровом образе жизни ребенка, рассказывали о своей работе в семье по укреплению здоровья малыша, давали друг другу советы. В ходе обсуждения затрагивали и вопрос о закаливании ребенка в раннем возрасте. Этот вопрос вызвал у них дискуссию, кто-то был «за», кто-то «против» использования методов закаливания в детском саду.

В своей группе в период адаптации мы создаем родительские уголки, в которые мы помещаем практический материал: советы родителям по адаптационному периоду, информационные листы-памятки «Адаптация. Что это такое?», «Алгоритм прохождения адаптации», а также папки-передвижки «Я иду в детский сад. Проблемы адаптации», «Первые шаги в детском саду».

Наш практический опыт показывает, что использование нетрадиционных форм работы с семьей способствует повышению эффективности взаимодействия с родителями.

Благодаря нашей проведенной работе можно сравнить прохождение адаптационного периода у детей из семей, посещавших наши мероприятия, и семей, не участвующих в них. Наблюдения показывают, что до взаимодействия с родителями процесс адаптации у детей протекал довольно длительно, много времени уходило на организацию совместной деятельности с ребенком, на включение его в новую жизнь ДОУ и группы, на привыкание к распорядку дня, на общение со сверстниками. Дети же, чьи родители участвовали в нашей совместной работе, значительно легче адаптируются к условиям детского сада. Они ведут себя более спокойно, период привыкания сокращается, они быстрее начинают полноценно посещать группу, остаются на дневной сон, активно и с интересом включаются в образовательный процесс.

Мы считаем, что если такая совместная работа с родителями станет доброй традицией, то в лице родителей педагоги будут иметь хороших союзников во всех начинаниях дошкольного учреждения.

Публикации по теме:

Аннотация к проекту по адаптации детей к условиям детского сада: «Легкое перышко»Аннотация к проекту по адаптации детей к условиям детского сада: «Легкое перышко» В 2011 - 2012гг. я совместно со своими коллегами Мариной Корыстиной и Еланой Пазоной участвовала в разработке и внедрению проекта по адаптации.

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лето
Автор публикации:
Формы работы с родителями в адаптационный период
Опубликовано: 11 октября 2014 в 13:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

Детский мастер-класс по ручному труду «Зонтик для Осени»
Детский мастер – класс по ручному труду «Зонтик для Осени» ребята выполняли в смешанных техниках – аппликация и природный материал – разноцветные...
Наш цветник в детском саду
Трудно представить себе детский сад летом без цветочных клумб. Они способны преобразить даже самый скучный участок и добавить в него ярких, радующих глаз...