Людмила Рыбакова
Фотоочерк «Фарфоровая тарелочка с золотой каёмочкой» к Празднику тарелки на МAAM
▼ Скачать + Заказать документы
Людмила Рыбакова Фотоочерк «Фарфоровая тарелочка с золотой каёмочкой» к Празднику тарелки на МААМ
От прадеда Якова Васильевича Кузнецова до правнука Матвея Сидоровича Кузнецова более 200 лет крепла и развивалась Фарфоровая династия. Яков (1761г. р.) «накопив копеечку», смог выкупить себя из крепостных, был кузнецом, - отсюда и фамилия. По судьбе все складывалось: сам из семьи старообрядцев, и сыновей своих воспитывал в строгости, напоминая, что благосостояние семьи только от труда зависит. Яков Васильевич предприимчивый да смекалистый, и в 1810г открывает заводик фарфоровых изделий недалеко от деревни Гжель, где в то время были артельки по производству фарфора.
Публикация «Фотоочерк „Фарфоровая тарелочка с золотой каёмочкой“ к Празднику тарелки на МAAM» размещена в разделах
В 1832г Терентий (сын) построил в деревеньке фарфоровый завод.
В 1899 году правнук Михаил Сидорович Кузнецов расширил производство, основал Товарищество фарфоро - фаянсовых изделий – одно из крупных в Российской Империи. Кузнецовы знали, что товар должен быть ярким, запоминающимся и неповторимым и самого высокого качества - от произведения искусства до обыкновенной повседневной тарелки для трактира.
«Фарфор для всех» высокого качества, для каждого с разной покупательной способностью. С этого времени Фарфор Кузнецовых поставлялся к Императорскому Двору и шел на экспорт, а каждая семья и до сих пор пользуется посудой, сервизами и статуэтками завода Дулево.
Сервиз «Подарок Ф. Рузвельту».
Какие бы история не вносила коррективы, производство никогда не было остановлено. В 1934 году главный художник завода П. Леонов изготовил чайный сервиз для президента США Ф. Рузвельта (700предметов) Что-то президент взял для личного пользования, остальное и сейчас в Белом Доме используется для торжественных приемов. За вырученную валюту от этого сервиза было куплено оборудование для металлургического завода.
«Статуэтка «Ох уж эта молодежь» из серии «У нас в Дулево».
Процесс производства - дело «конвейерное», придуманное Кузнецовыми. И, хотя процесс механизирован, без ручного женского труда, производство не обойдется. «Статуэтка «Ох уж эта молодежь» символически говорит об этом: через сколько профессиональных рук проходит одна тарелка, пока придет к нам на стол.
Место – деревни Ликино-Дулево самое, что ни наесть подходящее: глина белая, коалин - рядом из Гжели. Река. Торфа и леса много.
Глина со всеми нужными добавками замешивается с водой, из полученных «колбасок нарезают кругляши».
Каждый «кругляш» кладут на форму, прессом формируя тарелку, обрезают неровные края.
Производство безотходное: все обрезки снова смешиваются с водой и снова превращаются в «колбаску».
Далее серую невзрачную посуду отправляют в печь на 14 часов. После чего посуда становится белой, но шершавой, и пока еще хрупкой.
Далее «Глазуровка». После чего посуда приобретает знакомый фарфоровый вид.
Для большей прочности необходим второй обжиг на 6 часов.
Сервиз «Красавица»» (1937 г)
И самое главное – «Роспись». Первые художницы – крестьянки чаще имели имя Агаша, а розу, которую они, придумав, рисовали, называли «Агашками».
Такой стиль росписи - яркой простой, без прорисованных деталей, еще называли «трактирным». «Роза Агашка» навсегда стала брендом Дулевского фарфора. Ручная роспись самая дорогая. Сервиз «Красавица»» в 1937 году на Всемирной выставке в Париже получил Золотую медаль. Сервиз «снимался в кино»: в фильме «Женитьба Бальзаминова» героиня Н. Мордюковой пьет чай из чашек «Красавицы».
Боле дешевая посуда декорируется, попросту сказать, «переводными картинками», которые наклеиваются, а имеющаяся на них пленка, при обжиге без следа сгорает, оставляя яркий рисунок на посуде.
Наклейка до обжига на желтой основе и после обжига- результат на тарелке.
С опытом, художницы рисуют по памяти, используя беличью кисть и краски «по фарфору». Если требуется, на фарфор копируют рисунок. Для этого на листе бумаги весь рисунок прокалывается иголкой и, прислонив к тарелке, обсыпается угольной пылью, которая проникает в образовавшиеся дырочки. Получившийся «след» поможет художнику в его работе.
«Золотая каемочка» – это настоящее, но «жидкое золото» слегка коричневого цвета, которое только после последнего (3-его) обжига фарфора – становится «золотым».
«Сокол» - Товарная марка завода, его бренд и знак Качества. В 1958 году статуэтка «Сокол» дулевского художника А. Сотникова, была представлена на Всемирной выставке в Брюсселе наряду с работами П. Пикассо, С. Дали. «Сокол» имел грандиозный успех, как самый «живой фарфор».
С 1964 года силуэт Сокола - официальное клеймо Дулевского Фарфорового завода. Силуэт Сокола на Гербе и Флаге города Ликино-Дулево.