Расуля Исхакова
Фотоотчет о мастер-классе «Использование детского рисунка для развития речи, мышления и мелкой моторики пальцев рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Данный мастер-класс предназначен для учителей-логопедов, воспитателей и профильных специалистов ДОУ.
План мастер-класса.
1) Организационный момент - 5 мин.
2) Теоретическая часть мастер-класса - 10 мин.
3) Практическая часть мастер-класса - 30 мин.
4) Итог - 5 мин.
1. Организационный момент.
На данном этапе участники знакомятся с темой мастер-класса.
2) Теоретическая часть. В ходе этой части учитель-логопед читает доклад на тему мастер-класса.
Публикация «Фотоотчет о мастер-классе „Использование детского рисунка для развития речи, мышления и мелкой моторики пальцев рук“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковая живопись. Рисование пальцами и ладошками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
3) Практическая часть. Данная часть заключается в выполнении участниками заданий.
Рисование на бумаге заключается в рисовании разных геометрических фигур одновременно обеими руками. Например, левой рукой нужно нарисовать треугольник, а правой - круг.
Рисование счетными палочками.Сначала идет подготовка в виде простых заданий: нарисовать квадрат, треугольник, флаг и т. д. Затем переходим не только к изображению сложных фигур, но и к их изменению.
Задание "Дом".
Изобрази из счетных палочек по схеме дом. Переложи одну счетную палочку так, чтобы дом "смотрел" в другую сторону.
Задание "Олень"
Изобрази по схеме оленя. Переложи только две палочки так, чтобы олень смотрел в другую сторону.
Рисование крупой: рисовать можно любую фигуру, как подсказывает воображение.
Затем выдается фасоль для демонстрации, что рисование возможно самыми разными природными материалами.
Дидактическая игра "Волшебный лес".
Участникам мастер-класса выдается лист, на котором начат рисунок. Задание звучит так: один художник начал рисовать и картину. И не смог ее закончить. Попробуй сам дорисовать картину как тебе нравится.
Дидактическая игра "Оживи поляну" (рисование пробками).
Перед участниками раскладывается зеленая ткань: это грустная и скучная поляна. Предлагается украсить поляну, изобразив пробками на ней все, что подскажет воображение. И тогда поляна оживет.
4) Итог. Происходит обсуждение возникших вопросов. Организованный конец мастер-класса.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Доклад
ТЕМА:
Использование детского рисунка для развития речи, мышления и мелкой моторики пальцев рук
СОДЕРЖАНИЕ
1. Актуальность
2. Практическое использование детского рисунка в коррекционной работе с детьми-логопатами
3. Вывод
1. АКТУАЛЬНОСТЬ
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Нужно отметить, что почти все дети рисуют, в последствии же рисованием занимаются очень немногие, и этому «взрослому» рисованию необходимо снова учиться. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира.
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕТСКОГО РИСУНКА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-ЛОГОПАТАМИ
Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки, а также рисование способствует развитию у ребенка графических навыков. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Советский психолог А. С. Выготский указывал, что рисунки детей зависят от их жизненного опыта: «Все, что питает детский ум и сердце, все, что развивает его сознание и чувства, является основой для зарождения и развития детского воображения, творчества и инициативы». Поэтому для развития интеллекта, творчества я использую рисование на НОД по формированию лексико-грамматических компонентов языка, связной речи, по звукопроизношению и на индивидуальных и подгрупповых НОД.
В начале учебного года на каждого логопата завожу индивидуальные альбомы для рисования, тетради для развития мелкой моторики пальцев рук и индивидуальные тетради для домашних заданий.
Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как сказал В. И. Сухомлинский: «Ум ребенка – на кончиках его пальцев». Как правило, если движения пальцев рук развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Одним из важных факторов, способствующих развитию мелких мышц пальцев и кистей рук, является изобразительная деятельность: лепка из пластилина, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховка, рисование карандашами и красками различными способами. Также в работе с детьми-логопатами я также использую нетрадиционные формы: разнообразная работа с ножницами (д/и «Рисуем ножницами», рисование пробками, рисование на разных крупах, палочками, резинками на гвоздиках (д/и «Волшебные гвозди») и т. д.
Развитию мелких мышц руки, совершенствованию моторики содействуют специально подобранные упражнения с предметами (геометрическое лото, рисование фигур или орнаментов из цветных палочек и др.). Работа с геометрическим лото благотворно сказывается на зрительном восприятии (цвет, форма, величина) и пространственной ориентировке детей. Выкладывание рисунков из различных геометрических фигур также следует проводить в определенной последовательности: по образцу, по словесной инструкции, по памяти, самостоятельно. Рисунки могут быть как цветными, так и одноцветными.
Первые задания по рисованию дети получают при изучении геометрических фигур. Так для выкладывания рисунков из геометрических фигур можно предложить образцы, предварительно уточнив, какие геометрические фигуры встречаются в данном изображении, какого цвета и т. д. Также в своей работе я использую дидактическую игру «Преврати фигуру в предмет». Детям задается вопрос: «Во что можно превратить ту или иную геометрическую фигуру?», затем предлагается нарисовать то, что они придумали. Например: из круга дети рисуют пуговица, обруч, мяч, яблоко, голову, солнце и т. д. В этом случае решается одновременно несколько задач:
- закрепление геометрических формы;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие внимания, памяти, мышления и воображения.
Большое значение для развития тонкой моторики рук имеют графические работы, например: обводка предметов по контуру, лекал, дорисовывание недостающих деталей, воспроизведение изображения с помощью опорных точек, раскрашивание контурных изображения, картинок и др.
Чтобы рисование по точкам было интересно, я использую элементы эмоциональной поддержки: «Хочешь узнать какой здесь рисунок? Тогда соедини точки между собой и ты узнаешь что это или кто это».
На индивидуальных НОД я также использую рисование в упражнениях на развитие координации движений и графических навыков. Например: нарисовать одновременно обеими руками разные геометрические фигуры (треугольник и квадрат; круг и квадрат; две «пружинки» обеими руками). Эти упражнения детям очень нравятся, они с интересом выполняют их.
Немаловажное значение в развитие ребенка играет заинтересованность и поддержка родителей. В связи с этим я их максимально привлекаю к работе с детьми. Ярким примером этому может служить интересная сказка «Полезный прямоугольник», которая предлагает решение нескольких взаимосвязанных задач:
- закрепление геометрических фигур,
- развитие эмоционально-волевой сферы,
- развитие интеллекта (воображения, мышления, внимания,
- развитие связной речи,
- развитие способности выборочного пересказа,
- вовлечение родителей в совместную работу с ребенком.
Также я использую детский рисунок на НОД по развитию связной речи. Детям читаю небольшие рассказы или сказки советских и русских писателей, затем даю задание на дом: нарисовать картину к сказке.
Логопаты с трудом осваивают названия животных и их детенышей и не умеют их классифицировать по признаку «дикий – домашний». Для того, чтобы облегчить работу по запоминанию использую заранее подготовленные картонные трафареты животных. Раскрашенные детьми трафареты в дальнейшем используются в проектной деятельности. Например, в своей работе с детьми-логопатами выполняли проекты: «Бабушкин дворик», «В море, в океане», «Оживи полянку», «Грустная полянка», «Зоопарк», «Джунгли», «Праздник в лесу», «Дары матушки природы» и т. д. Затем итог проекта (коллективную работу) мы выставляем в группе, дети показывают родителям кто какую фигуру делал. Приклеенные к тонированному листу (месту обитания животных) звери сразу заставляют придумать некое событие, которое с ними произошло или произойдет: это повод для беседы, для совместного фантазирования.
Точно также включается в занятия работа с трафаретами овощей и фруктов, элементов одежды и обуви, транспортных средств.
Метод детского рисунка я использую на занятиях по звукопроизношению. Первое время учу логопатов подбирать слово с определенным звуком. Когда дети начинают быстро и правильно подбирать слова, тогда я использую рисование: нарисуй предмет на заданный звук.
На НОД по развитию грамматических компонентов языка я использую игру «Путешествие в страну Вообразилию». Детям дается следующее задание: «Мы сейчас с вами отправимся в волшебную страну Вообразилию. Для этого вы только закройте глаза. Сейчас я вам скажу слово. Вы мысленно представьте себе его. А теперь нарисуйте то, что вы представили». Например: слово – иголки; дети нарисовали ножи, вилки, спицы, шприцы, ежика, ель, даже кусочек стекла. Затем мы разбираем кто что нарисовал и почему. Тем самым решаю несколько задач одновременно:
- развитие слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления и воображения;
- обогащение словаря;
- развитие мелкой моторики пальцев рук.
3. ВЫВОД
Используя рисунок во всех видах логопедических НОД, становится возможным решение следующих задач:
- развитие речи детей,
- обогащение словаря,
- развитие интеллекта, мышления, памяти, воображения, наблюдательности и внимания,
- подготовка руки к письму,
- развитие мелкой моторики пальцев рук.