Ольга Кузьмина
Фотоотчет о занятии по рисованию филимоновской игрушки
▼ Скачать + Заказать документы
В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева Тульской области на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.
Публикация «Фотоотчет о занятии по рисованию филимоновской игрушки» размещена в разделах
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Филимоновские игрушки. Лепка, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» март 2019
Гончарили здесь всегда мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их “свистулечницами”, потому что игрушки делались со свистками (демонстрация свистульки). Свистулька – ее еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьем – древняя и до сих пор популярная игрушка на Руси.
В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки – свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек.
Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, “подтягивают”, выравнивая ее поверхность. “Подтягивать” и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи. Народная игрушка в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. Она представляет собой явление народного искусства, в котором эстетическое и культовое начала были слиты воедино, и непременно учитывались мастером. Рассматривая работы народных мастеров, можно только удивляться устойчивости традиций в выборе тем и сюжетов игрушек (показываются иллюстрации).
- Филимоновское чудо,
А взялось-то ты откуда?
- Меня вылепил дедок,
Филимоном звали.
А потом по всей деревне
Люди деда величали!
- А узоры расписные,
Кто придумал-то такие?
- Это тот, старинный род!
- Ну а глина-то какая?
Небось, бела иль цветная?
- По деревне слухи шли,
Глину-синику нашли!
Эту глину мяли-мяли,
Потом форму придавали,
Потом в печке обжигали
И полоски рисовали.
- Филимоновское чудо,
Ты прославилось повсюду!
- В гости к чуду приезжай,
Про меня не забывай!