Наталья Плахтеева
Фотозарисовка ко Дню мозаики на МAAM
▼ Скачать + Заказать документы
Мозаика - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, формирующее изображения способом компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Искусство мозаики известно очень давно. Мозаика украшала дворцы и храмы шумерских городов Месопотамии: Урука, Ура, Эриду. В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла - смальты, однако, нередким было использование мелких камешков и гальки.
Публикация «Фотозарисовка ко Дню мозаики на МAAM» размещена в разделах
Расцветом искусства мозаики можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утончённой, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым.
Мозаика широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока.
В Россию искусство мозаики пришло из Византии как один из способов украшения храмов: картины, иконы, престолы, иконостасы, фризы, арки, панно, надписи. Иконы и узоры из кусочков цветного непрозрачного стекла, смальты смотрелись красиво и были прочными и долговечными.
В XVIII веке технологией изготовления смальты занялся М. В. Ломоносов. Он сумел создать много оттенков, добавляя в стекло окислы металлов. А в 1754 г. была построена фабрика по её изготовлению.
Мы, гуляя по улицам своего города и путешествуя по краю, обращаем внимания на мозаику. Эти панно с композициями из жизни людей СССР, немного наивные, в немодной нынче манере изображения, местами облупившиеся, но всё ещё прочно держащиеся на серых фасадах зданий, стел, арок. Они рассказывают о достижениях в науке, промышленности, спорте, показывают зарисовки из жизни и, конечно, портреты вождей пролетариата.
Отношение к ним у людей тоже разное. Одни пренебрежительно называют «совком» и по художественной ценности автоматически ставят ниже настенных граффити.
Другие считают культурным наследием и всячески берегут от вандалов. А третьи, не «заморачиваясь», устраивают косметический ремонт фасада и, в лучшем случае, затягивают панно красочным клеёнчатым рекламным баннером или сайдингом.
Кто-то видит в мозаичных панно эпохи способ пропаганды - то есть, мозаики на фасадах зданий показывали, агитировали, как хорошо живется в СССР.
На самом деле, причина – в практичности. В 1960-1980 гг. в стране строилось множество панельных домов. Эти быстровозводимые многоэтажки позволяли обеспечить население (в большей части бесплатным) жильём, но выглядели довольно уныло. К тому же, фасады зданий через некоторое время ветшали и требовали ремонта. Мозаичные панно, в данном случае, помогали достичь сразу нескольких целей:
- сохранить фасады от разрушений, ведь покрытая глазурью плитка спокойно
выдерживает перепады температур;
- избежать необходимости постоянно подкрашивать и ремонтировать фасады;
- мозаичная плитка со временем не теряет яркость цвета, не деформируется, не ломается и прочно держится на стене;
- визуально украсить фасады зданий, сделав их более эстетичными.
Спустя много лет многие панно выглядят так, будто их только вчера установили. Возможно, их сюжеты устарели и не вписываются в современный дизайн, но часто советская мозаика выглядит гораздо лучше некоторых новых, так сказать, креативных "украшений"