Фрагмент рабочей программы педагога дополнительного образования по обучению английскому языку в ДОУ

Екатерина Юрьева
Фрагмент рабочей программы педагога дополнительного образования по обучению английскому языку в ДОУ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Занятия иностранным языком в дошкольном возрасте развивают ребенка всесторонне. У него улучшается память, сообразительность, развивается наблюдательность. Также занятия хорошо готовят к его первому году в общеобразовательной школе.

Актуальность введения английского языка в дошкольном возрасте обусловлено особенностями детской психики, легкого восприятия и усвоения языкового материала, конечно при условии отсутствия логопедических противопоказаний. Рекомендует начинать изучать иностранный язык в раннем возрасте, т. к. у ребенка в этом возрасте формируется параллельное с родным языком накопление лексического и грамматического материала иностранного языка.

Ребенок в раннем возрасте, овладевая иностранным языком, не ощущает огромного разрыва между возможностями в родном и иностранном, чувство успеха у него будет более ярким, чем у детей школьного возраста. Следует так же использовать преимущества детской памяти, например прочность запоминания. А легче всего это происходит в игре.

В работе использую программу под редакцией Н. А. Бонк, а так же другие порциальные программы. «Английский язык и дошкольник» под редакцией М. В. Штайнепрайс, Москва, 2007г. «Английский для дошкольников» под редакцией Т. В. Земченковой для старшей и подготовительной группы, Москва 2008г. Для совместной деятельности на прогулке и развлечений, использую сборник игр для детей 6-7 лет под редакцией М. Д. Астафьевой «Игры для детей, изучающих английский язык» Москва 2007г.

Длительность занятий, в каждой возрастной группе следующая: младшая группа -15 мин, средняя группа - 20 мин, старшая группа - 25 мин., и подготовительная группа - 30 мин. Количество занятий в неделю - 12, общее в месяц - 48.

Обучение английскому в МДОУ начинается с младшей группы. На занятиях создается ситуация успеха для каждого ребенка, используется личностно-ориентированная модель общения, учитывается индивидуальные и возрастные особенности детей. Чтобы создать мотив речевой деятельности детей на английском языке, используются факторы, вызывающие положительные эмоции и желание ребенка включиться в общение на нем:

- Яркая предметная и изобразительная наглядность;

- Игровые ситуации;

- Новизна впечатлений;

- Эффекты неожиданностей;

- Ситуации успешности, сомнения, юмористические;

- Поощрения в разных видах;

- Элементы соревнования;

- Проблемные конфликтные ситуации с любимыми героями;

- Любопытство, познавательный интерес;

- Путешествие, перенесение в другую страну, выполнение роли персонажа;

- Музыкально-ритмические движения, сопровождаемые словом;

- Изобразительная деятельность;

- Элементы загадывания и отгадывания, поиска и находки.

Для того, чтобы правильно организовать проведение занятия, нужно четко представлять себе цели, которые преследуются в процессе обучения.

ЦЕЛИ обучения дошкольников иностранному языку:

- формирование и развитие иноязычных фонетических навыков (пока речевой аппарат пластичен и еще действуют механизмы овладения родной речью, эти навыки легко приобретаются и прочно усваиваются, поэтому важно не упустить время);

- развитие навыков аудирования (понимание речи на слух);

- развитие навыков "говорения" (т. е. формирование у ребенка представления об иностранном языке как средстве общения);

- формирование и пополнение лексического запаса.

ЗАДАЧИ, решаемые в работе с детьми:

1. Развитие психических функций, связанных с речевыми процессами (восприятия, памяти, мышления) и личностных качеств (эмоциональных, творческих, социальных, языковых);

2. Развитие способностей к усвоению иностранного языка (фонематический слух, объем слухоречевой памяти, имитационные способности, скоростное проговаривание, которые могут стать мотивирующим фактором для дальнейшего изучения иностранного языка;

3. Формировать навыки и умения самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач в рамках предложенных ситуаций общения по пройденным лексическим темам.

4. Ввести детей в мир культуры страны изучаемого языка, соотнести ее с родной культурой, воспитание интеркультурного видения ребенка;

5. Воспитание у ребенка чувства осознания себя как личности (адекватная самооценка и ранняя социализация дошкольника);

6. Формирование интереса и мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка, желанию общаться на нем.

К практическим задачам относятся обучение средствам общения на английском языке (произношение, лексика, грамматика) и отдельным видам речевой деятельности (аудирование, монологическая и диалогическая речь).

К праздникам разучиваются новые четверостишья и инсценируются известные сказки «Репка» («The Turnip») «Теремок» («The small cabin») «Колобок» («The Rolling Roll»). Все это проводиться в виде развлечений в группе или же для родителей. Во время прогулок проводятся игры с движениями и рифмовками, а так же игры на отработку речевых конструкций и закрепление глаголов движения.

На занятиях сочетаются различные формы работы: коллективная, групповая, в парах, индивидуальная.

Одним из важнейших приемов при обучении иностранному языку детей является игра. Факторы, сопровождающие игру (интерес, чувство удовлетворения, радости, облегчают обучение.

При разработке программы учитываются основные принципы обучения иностранному языку для детей дошкольного возраста:

• комплексной реализации целей: воспитательной, развивающей, практической;

• коммуникативной направленности; осознанного владения иностранным языком;

• наглядности.

Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения овладения иностранным языком (на элементарном уровне) как средством общения. Опираясь на определенный объём лексики (разработан комплекс лексического уровня (минимума) по каждой возрастной группе и темам, грамматических и речевых структур английского языка, дети таким образом приобщаются к английскому языку и англоязычной культуре.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание обучения английскому языку складывается из:

- Коммуникативных ситуаций, возникающих как на занятиях, так и вне занятий.

- Лексического и грамматического материала, соответствующего этим ситуациям.

- Различных игр и игровых упражнений по второму языку; используются известные сборники игр, так и составленные специально; в них внимание обращено либо на языковые явления, либо на традиционные формулы, либо на культурно-значимые явления.

- Небольших по объему стихотворений, песен и рассказов; они должны быть легкими для усвоения, простыми по лексическому наполнению, представительными по набору содержания в них лингвистических конструкций.

- Параллельных текстов на русском и втором языке, сопровождающихся методикой работой с ними; такие тексты можно слушать, инсценировать, пересказывать.

- Материала по культуре страны или народа, позволяющего организовать обучение, как на русском, так и на втором языке.

На первом этапе обучения основной задачей является динамичное развитие устной речи (говорения и понимания на слух). Это развивается и закрепляется в процессе общения педагога с детьми на иностранном языке. Важно просьбы, указания давать на английском языке. Естественно, в начале их не много, но с каждым занятием их становиться все больше и больше.

Работа по обучению фонетики проводится, как правило, в начале занятия: фонетическая зарядка - «зарядка для язычка» - в каждой возрастной группе при помощи технических средств обучения (аудиоаппаратуры, повторения английских слов и фраз за носителем языка или диктором, за преподавателем, что является поэтапным формированием слухового внимания, фонетического слуха, правильного произношения.

Учитывая такую особенность детей дошкольного возраста, как неустойчивое внимание, занятия выстраиваются таким образом, чтобы смена видов деятельности происходила каждые 3-5 минут в зависимости от возрастной группы. Это смена упражнений, игр, просто перемещение по группе, кабинету. Многократные повторения утомляют детей, но они необходимы при изучении иностранного языка, поэтому для удержания внимания при разучивании (например, рифмовки) предлагаю детям повторить рифмовку детям громко, затем шепотом, затем опять громко, затем как мышка, как лисичка и т. д

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) необходимо заложить основы для всестороннего развития коммуникативной компетенции, которая формируется во всех видах речевой деятельности - слушании (аудировании, говорении. Основными целями изучения английского языка в таком возрасте являются следующие коммуникативные умения и навыки:

• развитие намеренного запоминания, а именно: воспроизведение слов и простейших речевых моделей, типа I am., I have., I can, односложные ответы на вопросы: Yes, No;

• развитие умения у детей понимать речь педагога, диктора или же сверстников в нормальном темпе;

выработка определенного автоматизма речевых навыков, что достигается при помощи повторяемости лексико-грамматических единиц.

При обучении говорению ставим следующие задачи:

• поприветствовать и ответить на приветствие, попрощаться, выразить просьбу, пожелание;

• выразить отказ или согласие от выполнения действия;

• побудить к выполнению действия.

К концу обучения дети усваивают около 150 словарных единиц для говорения и около 70 для понимания на слух.

Контроль и оценка уровня усвоения программы детьми (младшей и средней группы) проводиться в виде промежуточных или итоговых мероприятиях: конкурсов и соревнований, т. к. прямой контроль может вызвать отрицательные эмоции и нежелание отвечать или вообще изучать иностранный язык.

Задачи воспитания и развития детей 6-го года жизни.

1. Продолжать развивать интерес к английскому языку, желание говорить на нем, слушать песни, сценки.

2. Продолжать знакомить детей с предметом обучения.

3. Формировать у детей умения в аудировании при прослушивании незнакомого текста, содержащего в основном известную им лексику.

4. Развивать умения детей вести диалог: в процессе подготовки драматизации сказки.

5. Знакомить детей с традиционными праздниками страны изучаемого языка: Хеллоуин, Новый год, Рождество, День Святого Валентина, день Матери, Пасха.

Содержание обучения английскому языку интегрируется с другими видами деятельности в детском саду (музыкальная, двигательная, изобразительная деятельность).

В подготовительной к школе группе добавляются следующие темы: «Транспорт», «Спорт», «Школа».

Итогами усвоения содержания программы является устойчивый интерес к занятиям английского языка, инициативность в обучении и понимание важности английского языка в современном мире.

Два раз в год (в начале учебного года и в конце) предусмотрены «срезы» по лексическому минимуму.

Основой для работы с детьми является следующая методическая литература:

1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство».

2. Парциальная программа Н. А. Бонк «Английский для малышей».

3. Парциальная программа «Английский для дошкольников (старшая и подготовительная группы)» под редакцией Т. В. Земченковой.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Презентация. Тема: «Развивающие игры для детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст - самый благодатный для обогащения словарного запаса, развития мышления и памяти ребенка. Непосредственная образовательная.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Логические загадки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Фрагмент рабочей программы педагога дополнительного образования по обучению английскому языку в ДОУ
Опубликовано: 4 февраля 2015 в 10:08
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 мая. Всемирный день пчел

Пчелы обитают на Земле уже более 100 млн. лет — подтверждение тому найденный в Мьянме кусок янтаря с застывшей в нем пчелой. О древности пчеловодства говорят и наскальные рисунки. Медом платили налоги в...

20 мая. День Волги

От ручейка в Тверской области до огромной дельты в 180 км, впадающей в Каспийское море — такая она, самая полноводная и протяженная река из всех европейских рек. Сегодня Волга-матушка отмечает свой...

Сценарий развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Квест по русским...
Развлечение для детей среднего дошкольного возраста: «Квест по русским народным сказкам» Цель: Закрепление знаний содержания русских народных сказок....
Конспект занятия по формированию представлений о ЗОЖ «Путешествие в страну Неболейка»
Цель: формирование у детей преставления о здоровом образе жизни. Задачи: 1. Закреплять знание детей о понятии здоровье, умение заботится о здоровье. 2....
Сценарий миниспектакля для детей 4–5 лет, посвящённого празднику 8 марта «Мартовские...
Мартовские приключения Юли и Даши. Сценарий праздника «8 Марта» в средней группе. Составитель: Воспитатель ГБДОУ № 30 Адмиралтейского р-на г....