Ирина Носкова
Фрагменты занятий по формированию элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
№ 1.
Цель: 1. Установить, могут ли дети 6-7 лет самостоятельно воссоздать целостность объекта из деталей его изображения.
2. Развивать зрительную память детей.
3. Развивать логическое мышление.
Оборудование: Части разрезных картинок.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у каждого из вас на столе лежат разрезные картинки из нескольких частей. Разрезаны они все разными способами и, чтобы правильно их собрать, нужно внимательно на них посмотреть и подумать, как правильно приложить части, чтобы получился красивый узор.
Публикация «Фрагменты занятий по формированию элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Работу выполняем не торопясь, т. к. задания сложные и требуют большого внимания, чтобы выполнить эту работу. Приступайте!
(Дети внимательно и с большим интересом выполняют данное задание).
Воспитатель: Кто выполнит свое задание, может помочь своему товарищу, если он затрудняется его выполнить.
Саша: Я сделал, можно мне еще одну картинку собрать?
Педагог предлагает детям, которые справились раньше других, задание посложнее. Картинки, разрезанные на 6-8 частей по диагонали или зигзагом.
Воспитатель: Молодцы, с этим заданием справились все.
№ 2.
Цель: Учить детей ориентироваться в пространстве на основе плана.
Оборудование: Макет комнаты, картинки – геометрические фигурки, соответствующие форме мебели : круг – стол, квадрат – стул, прямоугольник – диван, кукла.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята давайте поиграем с вами в игру: «Кукла Маша купила мебель».
Кукла Маша купила мебель, расставила ее в своей комнате. В середине комнаты поставила стол у стенки под окном – диван, рядом со столом – стул (размещение символов мебели в соответствующих местах комнаты).
Медвежонок Миша увидел, что, Маша удобно расставила мебель в своей комнате и ему захотелось разместить свою мебель точно также, в своей комнате. Давайте поможем ему.
Дети: Поможем!
Воспитатель: Комната медвежонка будет вот здесь, на листе бумаги (просит 1-2 детей) : Поставьте в его комнате стул, стол, диван на тех же местах, где они стоят у Маши (дети на макете расставляют фигуры, соответствующие форме мебели). Вот у двери, тут окно (изображаются черточками в нижних местах). Расставьте фигурки в «комнате».
Ребята, а вы внимательно смотрите и проверяйте, правильно ли Артем с Ирой выполняют это задание? (дети проверяют правильность выполнения задания).
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием!
Затем расстановку фигур мебели можно поменять и предложить другим детям выполнить задание.
№ 3.
Цель: 1. Упражнять детей в ориентировке на плоскости листа; находить верхний, нижний, правый и левый край листа, верхний левый и правый углы, нижний левый и правый углы.
2. Учить раскладывать указанное количество предметов в определенной части листа, запоминать сколько, каких предметов и где надо положить.
Демонстрационный материал : Фланелеграф, к нему модели кругов, овалов, квадратов и прямоугольников (по 5 фигур каждого вида).
Раздаточный материал : листы бумаги и пеналы с набором геометрических фигур: формы.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня вы будете учиться располагать фигуры в разных частях фланелеграфа: вдоль верхнего или вдоль нижнего края, вдоль левого или правого, в левом верхнем или нижнем углу, в правом верхнем или нижнем углу (педагог показывает соответствующие части фланелеграфа).
Сейчас я вам предложу интересное задание и выполнит его у нас Настенька. Выходи сюда (приглашает ребенка к фланелеграфу, расположи, пожалуйста, 4 круга вдоль левого края фланелеграфа. Ребята, а вы проверяйте, правильно ли Настя выполняет задание.
Воспитатель: (ребенок справился). Ребята, верно ли Настя выполнила задание?
Дети: Да, верно!
Воспитатель: Теперь следующее задание.
Разложить 5 овалов вдоль правого края. Кто бы хотел выполнить задание? Пожалуйста, Дима (ребенок выполняет задание).
Так, хорошо. А теперь расположить 3 квадрата в верхнем углу. Давайте Яне дадим возможность выполнить это задание. А вы внимательно следите за действиями и ответами ребят, уточняйте их и, если есть ошибки, исправляйте.
Молодцы! Все справились с заданиями.
А теперь мы будем учиться находить указанные части листа (работа с раздаточным материалом).
Воспитатель: Положите перед собой лист бумаги и проведите рукой вдоль верхнего края листа. Все справились.
А теперь проведите рукой вдоль нижнего края листа (также вдоль левого и правого края). Молодцы!
Теперь давайте на своих листах покажем верхний правый угол (дети показывают) и верхний левый угол (нижний левый и нижний правый углы). Перед вами пеналы с фигурами. Сейчас я вам буду давать задания, вам надо запомнить сколько, каких фигур, где надо их положить и все точно сделать. Положите 2 в верхний правый угол, а 5 в нижний левый угол. Леночка и Настя, повторите задание. Правильно ли запомнили, (педагог вызывает 1-2 детей и просит рассказать, сколько фигур и где они лежат).
Всего дается 2-3 задания.
№ 4.
Цель: 1. Учить детей ориентировке на листе бумаги.
2. Познакомить их с тетрадью в клеточку.
Демонстрационный материал : Доска разлинованная в клеточку, цветные мелки, карандаши, тетрадь в клетку.
Раздаточный материал : Тетради в клеточку, равные школьной тетради, простые мягкие карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами начнем учиться работать в тетради. В таких тетрадях пишут школьники на уроках математики. Мы с вами тоже будем готовиться к школе, выполнять разные упражнения, научимся правильно держать карандаш. Проверьте, правильно ли вы сидите. Положите тетрадь прямо перед собой. Давайте ее рассмотрим.
Дети: Давайте!
Воспитатель: Возьмите двумя пальцами левой руки верхний правый угол обложки и откройте тетрадь (показывает, как это делать). Полистайте тетрадь. Скажите, как называются стороны листа?
Дети: Страницы.
Воспитатель: Правильно, они называются страницами. Покажите правую страницу первого листа (затем его левую страницу). А теперь покажите правую страницу второго листа. Откройте тетрадь на первой странице, рассмотрите ее. Что вы здесь видите на странице? Посмотрите на доску (проводит рукой вдоль 2-3 горизонтальных линеек). Видите, эти линеечки, они прямые, идут слева направо. Найдите у себя такие линеечки, поставьте карандаш не заточенным концом на левый конец второй линеечки и проведите карандашом по ней слева направо. Нет ли на этой странице еще линеек?
Дети: Есть, еще вверх – вниз.
Воспитатель: Правильно, они идут прямо сверху вниз. Найдите вторую линеечку слева и проведите по ней карандашом сверху вниз. Линеечки пересекаются, получаются клетки, похожие на квадратики. Посмотрите на доску, я обведу несколько клеток (обводит 3-4 клетки в разных частях доски). Вся доска у меня разлинована в клетку. Теперь проверьте, правильно ли лежит ваша тетрадь; она должна лежать прямо перед вами. Возьмите карандаш в правую руку. Он должен опираться на 3 средний палец, большой палец придерживает карандаш, а указательный направляет (показывает, как надо держать карандаш). Обведите клетки в разных частях страницы. Педагог дает детям 1 – 2 мин. Для работы, а затем предлагает сосчитать, сколько клеток они успели обвести.