МААМ-картинки

Функциональные обязанности педагога-психолога дошкольной организации в соответствии с новым законодательством

Евгения Лосева
Функциональные обязанности педагога-психолога дошкольной организации в соответствии с новым законодательством

29.12.2012 года вступил в силу Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 17.10.2013 года приказом Минобрнауки России от № 1155 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, вступивший в силу с 1 января 2014 года. Впервые дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, должно теперь работать в соответствии со стандартом. ФГОС ДО предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы. И это принципиальное новшество, в отличие от ФГТ, предъявляющих требования к структуре и условиям реализации основной образовательной программы,

Публикация «Функциональные обязанности педагога-психолога дошкольной организации в соответствии с новым законодательством» размещена в разделах

Одно из требований стандарта - уход от академической системы. Лежащий в основе ФГОС системно-деятельностный подход, подразумевает организацию условий, инициирующих детское действие. Ребенок самостоятельно или под руководством педагога в процессе игры, познавательной или исследовательской деятельности, творческой активности «открывает» знания, овладевает умением жить в мире с самим собой, получает навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научается учиться.

Именно поэтому разрабатывая Стандарт, основывались прежде всего на уникальность и самоценность детства, на специфических для детства формах развития – игра, познавательная и продуктивная деятельность, творческая активность.

В Стандарте учитываются

п. 1. Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей дети-ОВЗ);

п. 2. Возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Деятельность психолога: психологическая диагностика, анализ и оценка возможностей освоения дошкольных образовательных программ.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

п. 1. Охрана и укрепление психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;

п. 6. Формирование общей культуры личности детей;

п. 7. Обеспечения вариативности и разнообразия организационных форм ДО с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей (консультационные центры/пункты, ГКП);

п. 8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

п. 9. Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования.

В связи с этим психолог осуществляет психологическую диагностику, психологическое проектирование и экспертизу образовательной среды, создание необходимой психологической среды, психологическое просвещение и профилактика. В работу с родителями включаются более практико-ориентированные методы (делаем акцент на развитии компетентности родителей).

На основе стандартов разрабатывается основная образовательная Программа дошкольного образования (ООП ДО, которая определят комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание) и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования, организационно-педагогические условия педагогического процесса. Программа утверждается организацией самостоятельно (ст. 12.6 Закона "Об образовании в РФ").

Требования к структуре ООП ДО.

Порядок изложения и принципы внутреннего структурирования всех разделов Программы избираются авторами с учётом предложенной структуры основной образовательной программы, которая включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Ст. 2.11.2. ФГОС ДО Содержательный раздел Программы может включать содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования (для освоения программы детьми с ОВЗ).

Деятельность психолога заключается в разработке и использовании специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий, проведении групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществлении квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Ст. 3.2.3 ФГОС ДО При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей как педагогами, так и при необходимости квалифицированными специалистами (педагоги-психологи) проводится психологическая диагностика индивидуального развития ребенка. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Психолог должен осуществлять выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей.

Результаты психологической диагностики используются для квалифицированной коррекции развития детей (создание индивидуальных маршрутов развития ребенка) или для решения задач психологического сопровождения развития ребенка (группы детей).

ст. 3.2. 6 ФГОС ДО В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:

1) Профессионального развития педагогических работников и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;

2) Консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования;

3) Организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми

Деятельность психолога: участие в развитии психолого-педагогической компетентности педагогов.

ФГОС ДО предполагает психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДО. Дошкольному учреждению необходима такая модель работы педагога-психолога, которая будет способствовать повышению психологической компетентности всех участников образовательных отношений. Роль деятельности психолога ДО существенна, поскольку достижение образовательных целей без психологического сопровождения программы осуществить сложно. Отправной точкой в выборе стратегии психолого-педагогического сопровождения в саду должен стать анализ образовательной ситуации в ДОУ.

Важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого. Опираясь на них, можно сформировать такую систему психологического сопровождения деятельности педагогов и родителей ДОУ, в которой поддержка будет адресной (дифференцированной, следовательно, более эффективной.

В условиях повышения психологической компетентности педагогов используются данные бесед, наблюдений, анкетирования педагогов и родителей. С внедрением ФГОС надо переходить от традиционной модели психологического просвещения к модели развития психологической компетентности педагогов, оснащению их психотехниками, позволяющими решать задачи развития, воспитания и обучения ребенка, преодолений профессиональных деструкций у педагогов и повышения уровня их стрессоустойчивости ( подходящая форма работы: семинары, практические занятия в виде ролевых игр, практикумов).

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Ст. 4.7. ФГОС ДО Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Педагог-психолог ДО осуществляет психологический мониторинг готовности к обучению в школе (диагностика психологической готовности к обучению в школе по методике М. Семаго, исследование мотивации учения М. Р. Гинзбург, выполняет заполнение индивидуальных карт выпускника ДО.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Каким быть дошкольному детству?» Консультация для родителей подготовлена воспитателем группы №8 Гибановой В. В. на тему: «Каким быть дошкольному детству?» Родители могут.

Новое типовое положение о ДОУ (не введено в действие, но уже опубликовано) Коллеги, предлагаю познакомиться с новым типовым положением о ДОУ. Обращаю Ваше внимание, что оно пока НЕ ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ! Приказ.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Функциональные обязанности педагога-психолога дошкольной организации в соответствии с новым законодательством
Опубликовано: 9 сентября 2014 в 22:57
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД