МААМ-картинки

Гаджеты и дошкольники: как использовать технологии с пользой?

Мирошкина Оксана
Гаджеты и дошкольники: как использовать технологии с пользой?

Гаджеты прочно вошли в жизнь даже самых маленьких детей. В дошкольном возрасте (3–7 лет) мозг активно развивается, поэтому важно не просто ограничивать экранное время, а сделать его полезным. Разберем конкретные приемы для родителей и воспитателей.

1. Польза гаджетов для дошкольников (и как ее усилить)

Развитие познавательных навыков

Что делать?

Выбирать интерактивные обучающие приложения с простым интерфейсом:

Развитие речи: "Говорящий Том" (ребенок повторяет слова, "Азбука для детей" .

Публикация «Гаджеты и дошкольники: как использовать технологии с пользой?» размещена в разделах

Логика и память: "Пазлы для малышей", "Рисовалка".

Как применять?

Дозировка: Не больше 10–15 минут за один раз (всего до 30–40 минут в день).

Связь с реальностью: После игры в "Азбуку" предложите найти эти буквы в книжке или на улице.

Пример из практики:

В детском саду после игры с приложением "Фигуры для малышей" дети искали такие же формы в группе (окна – прямоугольники, часы – круг).

Развитие мелкой моторики

Что делать?

Использовать сенсорные игры, где нужно проводить пальчиками:

"Ладушки-рисовалки" (рисование по точкам).

Важно! После экрана – переключение на реальные действия: лепка, застегивание пуговиц.

Совет:

Давайте ребенку пальчиковые краски после игры на планшете – так он закрепит моторные навыки.

Социализация (если используется правильно)

Что делать?

Совместный просмотр мультфильмов с обсуждением:

"Какой герой тебе понравился? А как бы ты поступил?"

Видеозвонки с бабушкой/другом – чтобы экран не заменял живое общение, а дополнял его.

2. Вред гаджетов для дошкольников (и как его избежать)

Риск задержки речи

Почему? Пассивный просмотр (без диалога) снижает речевую активность.

Что делать?

Правило "1 экран = 1 разговор" : после мультфильма спросите: "О чем он был? Кто там был добрый/злой?"

Замена: Аудиосказки без экрана – ребенок развивает воображение.

Пример:

Вместо видео включите "Радио няня" и предложите нарисовать услышанное.

Нарушение сна

Что делать?

Полный отказ от гаджетов за 1,5 часа до сна.

Альтернатива: "Сказка на ночь" в режиме аудио или чтение с фонариком под одеялом.

Гиперактивность и снижение концентрации

Что делать?

Игры с четкими правилами:

"Собери виртуальные фрукты" (но потом – реальные кубики с буквами).

Техника "Стоп-игра" : Таймер на 10 минут – когда прозвенит, ребенок должен сам выключить игру.

3. Практические рекомендации для родителей и воспитателей

Четкие правила (понятные ребенку)

Визуальный таймер: Песочные часы или картинки ("солнышко" – можно играть, "луна" – пора спать).

"Правило одного экрана" : Телефон или планшет или телевизор – не все сразу.

Совместная деятельность

Создаем цифровые традиции:

Фотоальбом "Мой день" – ребенок выбирает 1–2 фото, а вы вместе подписываете: "Это я на горке!".

Рисование в приложении (например, "Рисовалка") и повторение рисунка красками.

Альтернативы гаджетам

"Коробка сюрпризов" : В моменты, когда ребенок просит телефон, давайте ему коробку с мелкими игрушками (пуговицы, лоскутки – развивает сенсорику).

Подвижные игры: "Повторяй за мной" (танцы под музыку с экрана, но потом – без него).

Контроль контента

Только проверенные приложения:

Без рекламы: "Дошкольное обучение", "Монтессори-игры".

Без быстрой смены кадров – это перегружает психику.

Главный принцип:

Гаджеты для дошкольника – как витамины : в правильной дозе и только с "полезным наполнением". Лучший пример – вы сами: если родитель постоянно в телефоне, ребенок будет копировать это поведение.

Такой подход делает технологии помощником, а не проблемой.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Дошкольники сдают ГТО»Фотоотчет «Дошкольники сдают ГТО» "Дошкольники сдают ГТО"фотоотчет инструктора по физической культуре АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с 134 "Веснушки" Тятюшкиной С. Е. 19.

Конспект НОД в старшей группе «Гаджеты — вред или польза»Конспект НОД в старшей группе «Гаджеты — вред или польза» Конспект занятия в старшей группе «Гаджеты – польза или вред?» Цель: формирование знаний детей о пользе или вреде использования гаджетов.

Консультация для родителей «Малыши и гаджеты»Консультация для родителей «Малыши и гаджеты» Сейчас в век информационных технологий мы не представляем жизни без современных гаджетов: смартфонов, планшетов и прочих подобных устройств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гаджеты и дошкольники: как использовать технологии с пользой?
Опубликовано: 16 июля 2025 в 08:46
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Гаджеты и дошкольники: как использовать технологии с пользой?» (включая файлы) размещена пользователем Мирошкина Оксана (УИ 3564232) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных