Светлана Кротова
Гармонизация отношений между родителями и детьми средствами физической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
«Гармонизация отношений между родителями и детьми средствами физической культуры».
Для ребенка естественно считать, что он и его родители - одно целое. Ощущение дружной семьи возникает в том случае, если каждый ее член окружен вниманием и заботой, каждый находит в ней радость и утешение, все стремятся, как можно чаще быть вместе. Дружная семья позволяет ребенку почувствовать, что родные люди являются для него надежной опорой; дает ощущение домашнего тепла, сердечной доброты.
Публикация «Гармонизация отношений между родителями и детьми средствами физической культуры» размещена в разделах
Добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома. Однако во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается телевизору, в лучшем случае т. н. «сидячим» играм (мозаика, лото и т. д.) При этом не принимается во внимание следующее: стать усидчивым ребенок сможет только в том случае, если будет полностью удовлетворена его естественная потребность в движении: дети овладевают сначала навыками управления движениями, а затем статикой. Следовательно, одной из главных задач взрослого является организация правильного двигательного режима ребенка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности, как по содержанию, так и по составу движений. А для этого необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада.
Работа по созданию целостности системы физического воспитания начинается с работы с родителями, которая включает следующее:
Дни открытых дверей (родителям дают возможность присутствовать на утренней гимнастике, физкультурном занятии, наблюдать организацию питания, сна, закаливающих мероприятий).
Домашнее задания позволяют решить сразу несколько задач: повысить двигательную активность детей, подтянуть отстающих, помочь организовать содержательное общение родителей с детьми. Они должны быть обязательно индивидуальными, небольшими по объему, конкретными по содержанию.
Встречи с родителями, конференции.
Совместные физкультурные досуги, праздники, дни здоровья, туристические походы.
Все эти мероприятия позволяют с пользой проводить свободное время, которое мать и отец посвящают ребенку, пробуждают у родителей интерес к уровню двигательной зрелости их ребенка, являются источником радости, положительных эмоций, обогащают семейную жизнь.
В детском саду ежегодно проводятся спортивные праздники для детей старших групп и их родителей. («Мы умеем дружно жить», «Папа, мама, я – дружная семья» и т. д.) Появилась у нас новая традиция проводить праздники с папами: «Папины дочки», а с мамами: «Мамы и сыночки», организовывать оздоровительные досуги с участием родителей «Путешествие по сказкам». Родители вместе со своими детьми погружались в мир сказки, пережили все трудности и радости. Они учатся совместным подвижным играм и игровым упражнениям. В совместных с родителями занятиях использовали такие приемы, как гимнастика вдвоем, подвижные игры и игровые упражнения, самомассаж и массаж, пальчиковая гимнастика, упражнения для расслабления мышц, формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, психотренинг.
Совместные с родителями физкультурные занятия решают такие задачи как:
• формирование гармоничных отношений между детьми и родителями, их мнение образа ребенка в представлении родителей.
• обогащение двигательного опыта детей и развитие психофизических качеств : быстроты, ловкости, гибкости, силы.
• Развитие у детей внимания, памяти, воображения, мышления.
• Формирование у родителей практических умений в области физического воспитания ребенка.
• Повышение педагогической и психологической культуры у родителей.
• Развитие у детей и у взрослых творчества в движении.
Но проблема в том, что родители не всегда приходят на совместные праздники;
а если и приходят, то чаще выступают в роли зрителей и гораздо реже в качестве
участников. Поэтому прежде чем приступить к проведению совместных занятий,
необходимо подготовить родителей, для чего организовывают практические
семинары с участием психолога. Они более плодотворны, если их проводить в
форме игровых тренингов и занятий вместе с детьми.
Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения.
Организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка и глубоко понимая тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной программы детского сада, надо особое внимание уделять поиску новых подходов к физическому развитию детей, базирующихся на много факторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма.
Таким образом, совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.
1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работой в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с контрольным планом) в течении всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
4. Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.
В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей включает:
• Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития:
• Участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей; целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима.
• Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работой в детском саду.
Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов. К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относиться семейное воспитание. Родители имеют возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто-либо.
Важнейшим условием воспитания здорового ребенка является двигательная активность (ДА, которая оказывает благоприятное воздействие на формирующийся организм. Определены следующие ориентировочные показатели суточной нормы двигательной активности детей: 8-12 тысяч движений и 3-4 года, 13-17,5 тысяч движений в 5-7лет.
Достижения такого уровня ДА ребенка в семье во многом зависит от создания рационального двигательного режима, включающего организованную и самостоятельную двигательную деятельность. К организованной относятся : ежедневная утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на воздухе и в помещении, а также совместные с родителями прогулки.
Педагоги помогают родителям определить уровень двигательной активности: «Какой он?» Если у вас гиперактивный ребенок:
Он не может сосредоточенно слушать взрослого, четко и до конца выполнять задания различного характера, конфликтный (ломает постройки, мешает играть другим детям). Этим детям свойственна суетливость, вспыльчивость, импульсивность, изменчивость настроения.
Помогите ребенку, дайте ему возможность развить чувство самоконтроля: используйте игры и упражнения средней и низкой интенсивности, которые способствуют удовлетворению потребности в движении и развитию концентрации внимания.
Гиперактивным детям необходимо давать задания на развитие глазомера, силы и точности броска:
- прокатывание мяча (обруча) в воротики,
- метание разных предметов в цель (щит, корзина,
- прокатывание мяча одной рукой между предметами.
Советуем играть с ними в городки, серсо, кольцеброс, бадминтон, футбол, хоккей, теннис.
Парные упражнения формируют чувство ответственности и взаимопомощи. Они могут проводиться из разных исходных положений с использованием пособий - мяча, шнура, ленты, обруча, гимнастической палки.
Если у вас малоподвижный ребенок:
Это дети с низкой двигательной активностью и небольшой выносливостью. Они не уверены в себе и отказываются выполнять сложные двигательные задания, а также участвовать в коллективных играх. Им присуще однообразная спокойная деятельность. У большинства отмечается пассивность, обидчивость, плаксивость, не желание контактировать со своими сверстниками.
Если ваш ребенок относится к этой группе детей, то с ним надо как можно чаще играть, общаться, постепенно вовлекая в более активную деятельность. Необходимо создавать условия, помогающие поверить в свои силы и раскрыть свои возможности. Для этого предлагайте игры и упражнения для развития быстроты, скорости движений и выносливости, на переключение с одного вида деятельности на другой. Вашему ребенку помогут игры: «Прыгни и повернись», «Ударь и догони», «Проведи мяч», «Догони обруч», «Удочка».
Родителям следует позаботиться о создании физкультурно-игровой среды. (Как правило, родители больше внимания уделяют современным предпочтениям старших: компьютерные игры, видеодиски - что формирует малоподвижный образ жизни.) Потому в домашних условиях, как бы это не было трудно, необходимо иметь достаточное количество оборудования и пособий для обеспечения благоприятного уровня ДА. «Высокая двигательная культура в семье – залог полноценного развития ребенка».
Педагог МБДОУ МО г. Краснодар
«Детский сад общеразвивающего вида № 206»
Кротова Светлана Юрьевна