Елена Леонтьева
Конспект занятия «Где живёт эхо?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Где живёт эхо?»
Цель:
Подвести к пониманию возникновения эха, как распространяется звук.
Задачи:
- Развивать стремление к поисково – познавательной деятельности;
- Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами;
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Публикация «Конспект занятия „Где живёт эхо?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Используемый материал: Проекционный комплекс, пустые емкости, мяч, карточки с картинками, массажный коврик, спортивный инвентарь (обручи, веревка, подушечки «думки».
Использованная литература: О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом – занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», Творческий центр, Москва, 2005
Ход деятельности:
Воспитатель:(переодевается с помощью детей в костюм старичка лесовичка)
Ребята, вы узнали меня?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, я старичок лесовичок.
- Посмотрите, сегодня на занятие к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Я пропою строчку, а вы - повторите:
-Здравствуйте,
-Здравствуйте (Дети)
Говорим мы каждый день.
-Здравствуйте,
-Здравствуйте (Дети)
Этими словами
Здороваемся с гостями.
Мы с вами, ребята, исполнили музыкальное приветствие приемом эхо.
- А что такое эхо? (Сказанное слово, песенка слышится еще раз, как будто кто-то повторяет их.)
- Теперь посмотрите на меня, я вам улыбаюсь, вы тоже улыбнитесь мне, и гостям.
А сейчас скажите, какое время года к нам в гости пожаловало?
Ответы детей. Зима.
Воспитатель: А какая она, зима?
Ответы детей. Холодная, снежная.
Пластический этюд: Покажите, как холодно.
Воспитатель:Ой, я даже сразу после ваших слов, замерз, и вспомнил о лете (оно такое теплое, теплое).
Сегодня мы отправимся в необычное познавательное путешествие. Туда где живет эхо.
-Присаживайтесь на воздушные мягкие облака – подушечки и я расскажу вам историю
Которая приключилась со мной когда я был совсем маленьким, вот таким. (показ гнома)
Гном Грэхо.
Жил я на опушке леса и звали меня тогда гномом Грэхо. И у меня совсем не было друзей. Люди и звери, которых я встречал в лесу, не замечали меня в высокой траве. Ведь я был очень маленького роста. Птицы высоко летали над лесом и тоже не замечали меня. Так и жил я один без друзей.
Но однажды я сидел около ручейка на травинке и наблюдал, как по листочку земляники медленно текла капелька росы. Она была прозрачная и блестела на солнышке всеми цветами радуги. Она медленно добралась до края листочка, повисела на нём и упала вниз в ручеёк.
«Кап» сказала капля, упав в воду.
И я услышал из леса: «КАП –КАП, КАП-КАП, КАП-КАП».
И подумал, если кто- то услышал такую маленькую каплю, то значит, услышит и меня.
И тогда я закричал: «Ты кто?»
И услышал в ответ «КТО-КТО-КТО».
- Как тебя зовут? Меня зовут Грэхо.
И услышал в ответ «ЭХО-ЭХО-ЭХО».
- Эхо ты со мной дружить будешь, да?
И услышал в ответ «ДА-ДА-ДА».
С тех пор мы стали дружить, я маленький гном и лесное ЭХО.
Воспитатель: Мою историю слушали внимательно. Понравилась вам она? Что такое эхо?
(Явление, когда сказанное слово, песенка слышится ещё раз, как будто кто-то повторяет их.)
(Ответы детей).
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать, поиграем мы в игру. А игра у нас сейчас под названьем «ЭХО» :
-где вы будете «эхом»;
Я буду говорить громко, а вы будете повторять тихо.
За рекой то тут, то там
Кто-то бродит по кустам.
— Эхо, эхо, это ты?
Отвечает эхо: «Ты-ы!»
— С чем ты ходишь там? Постой!
Эхо мне в ответ: «Пустой-ой!»
— Выйди! Я хоть погляжу!
Отвечает: «Погожу-у!»
— Я пойду, а ты сиди!
Эхо мне в ответ: «Иди-и-и!»
— Перееду за реку!
Эхо мне в ответ: «Ку-ку!»
— И найду тебя в кустах!
Отвечает эхо: «А-ах!»
— От меня не убежишь!
Отвечает эхо: «Ши-ш-ш!»
Как вы думаете, какое это стихотворение?
— это стихотворение грустное;
— это стихотворение весёлое;
— это стихотворение забавное, похожее на весёлую игру.
Что мы с вами и сделали, проиграли это стихотворение игрой в «Эхо».
(обратить внимание детей на то, что эхо повторяет только конец слова.)
Воспитатель: Ребята, поиграли, а теперь на тропинку мы встаем и к горе большой идем
на встречу с эхом. Но с начала мы оденемся теплее, ведь на улице зима, очень холодно, да-да. (имитация одевания носки, курточки, штанишки, шапочки)
-Кто-нибудь из вас был в горах?
(Ответы детей). Вспомнить «Белые горы» на нашей реке Каме.
По тропе мы долго шли, прежде чем подняться в гору, сил нам всем набраться в пору.
«Физкультминутка.»
Покачались, покружились,
Потянулись, распрямились,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку.
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вдохните,
На тропу скорей идите.
Воспитатель: По тропе мы все пойдем, к эхо в гости попадем. По тропе мы дружно шли и к горе большой пришли.
Ребята, давайте рассмотрим картинки, подумаем, где может жить эхо? Где мы можем его услышать?
(В лесу, в арке, пустой комнате, в горах и т. д.)
Загадки (на картинках) :
Есть в лесу, ребята, чудо.
Если говорить с ним буду -
Повторяет всё за мной,
Словно микрофон лесной.
Невидимкою живёт
Это чудо круглый год.
Средь деревьев оно бродит
Рифмы нам в лесу находит
Это тайна и потеха -
Разговорчивое. (Эхо)
Всё повторит с большим успехом,
В горах больших дразнилка …. (Эхо)
Как голос зовут?. Он откуда приехал? -
у быстрой речушки спросил я со смехом.
- У ветра спроси. Он для ветра потеха!
А люди зовут его – (эхо) !.
Живёт без тела,
Говорит без языка,
Никто его не видит,
А всякий слышит. (эхо)
Воспитатель: Прежде чем отправится дальше в путь, напомните мне, как эхо отвечает на вопросы?
Дети: повтором.
Воспитатель:
Я вас спрошу: «Сколько времени сейчас?»
Что ответит Эхо?
Дети: «Час, час.»
Воспитатель: Вот вы и стали эхом.
Беремся за руки, ведь нам нужно возвращаться в детский сад.
По тропинке мы идем,
Через мостик перейдем
(Построить через реку мостик «радугу»)
В детский сад скорей придем.
Вот мы и вернулись.
Опыт №1
Проходим сейчас в нашу лабораторию, там проверим, где может, а где не может находиться эхо.
На столе стоят пустые вёдра (баки, трех литровые банки). Каждый ребёнок подходит к пустой емкости. Сначала произносят какое-нибудь слово в пустую емкость.
Например: (Дружба-ба. Смех-мех. Коса-оса. Экран-кран. Олень-лень. Шутка-утка.)
Выясняют, есть ли в нём эхо. Затем воспитатель предлагает детям заполнить емкости мягкими игрушками. И проверить снова есть ли в емкостях эхо.
Вывод: Эхо можно услышать в пустом пространстве.
Воспитатель: А как же образуется эхо?
Посмотрите, ребята, вот наш веселый, звонкий мяч, он готов пуститься в скачь (воспитатель ударяет мячом по крышке стола).
Опыт №2.
Воспитатель обращает внимание детей на то, как отскочил мяч от твёрдой поверхности. Затем кладёт на стол подушку и ударяет мячом по ней. Мяч не отскакивает, а остаётся лежать на подушке.
- Вот так и звуки. Они ударяются о твёрдые предметы и возвращаются к нам в виде эха.
Вывод: Эхо можно услышать в тех местах, где звук может отразиться и вернуться к нам.
Картинка: посмотрите на рисунок и скажите, что на нем изображено?
(Человек, что-то крикнул. Звук невидимой волной, побежал, но на пути встретил преграду. Он (звук) натолкнулся на препятствие и возвращается обратно. Человек услышал эхо.
Воспитатель: Я приглашаю всех вас сесть на свои стульчики к столу.
Наши пальчики устали они эхо все искали.
«Пальчиковая гимнастика.»
Раз, два, три, четыре, пять
В горы мы идем гулять.
По извилистой тропинке
Мы шагаем дружно в ряд
И, конечно, встретить эхо
Каждый будет очень рад.
Работа с карточками.
- Перед вами лежат карточки с картинками. Нарисуйте кружочки напротив тех картинок, где мы можем услышать эхо.
Воспитатель: Ну вот, ребята, наше сказочно-познавательное путешествие закончилось. Все мы весело играли и немножечко устали.
- О чём мы с вами сегодня говорили?
-Где мы можем услышать эхо?
-Почему?
(Ответы детей).
- Ребята, если вам понравилось сегодня, наша деятельность возьмите кружочки из картона оранжевого цвета и положите их на солнышко.
Если не понравилось, возьмите голубые кружки и положите на тучку.