Наталья Симахина
Годовой план работы учителя-дефектолога
Цель и задачи учителя-дефектолога :
1. Выявление зоны актуального развития и зоны ближайшего развития у детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.
3. Проведение индивидуальной работы с детьми по коррекции отклонений в развитии познавательной сферы и речи.
4. Консультирование педагогов и родителей по вопросам профилактики и устранения отклонений в развитии детей.
5. Создание банка дидактического материала с целью повышения эффективности проведения индивидуальных и групповых коррекционных занятий.
Публикация «Годовой план работы учителя-дефектолога» размещена в разделах
I. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Название работы Условия проведения Ответственный Срок проведения Предполагаемый результат
Психолого - педагогическое
обследование воспитанников группы
детей с ОВЗ на начало года
- Определить зону ближайшего
развития ребенка;
- Поставить задачи
коррекционной работы на
первое полугодие с каждым
ребёнком;
- Создать подгруппы детей для
последующей коррекционной
работы;
- Разработать индивидуальные
образовательные программы и
маршруты для проведения
коррекционной работы. изучение медицинской
документации,
протоколов ПМПК;
- беседы с родителями;
- наблюдения за детьми
в группах;
- индивидуальное
педагогическое
диагностирование Учитель-дефектолог; учитель – логопед; воспитатели группы Сентябрь 1. Протокол ПМП консилиума.
2. Индивидуальные карты педагогической диагностики воспитанников
3. Индивидуальные образовательные маршруты
4. Определение подгрупп для непосредственно образовательной деятельности.
Промежуточная диагностика - Определить динамику развития; - Уточнить и скорректировать индивидуально – образовательные маршруты и коррекционно – развивающие программы на второе полугодие - наблюдения на занятиях в группе;
- индивидуальные диагностические методики; -анализ результатов детской деятельности и усвоения программы. Учитель-дефектолог; учитель – логопед; воспитатели группы Январь Внесение изменений в индивидуальные диагностические карты.
Итоговая диагностика
-- Анализ годовой динамики развития;
- Анализ готовности выпускников к обучению в школе - анализ результатов детской деятельности;
- анализ усвоения программы; Учитель-дефектолог; учитель – логопед; воспитатели группы Апрель-май Протокол ПМП консилиума.
Документы и характеристики для проведения районной ПМПК.
Аналитическая справка.
II.КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ
Организация и проведение игр и игровых упражнений, направленных на коррекцию психического и интеллектуально-речевого развития. Индивидуальная работа Учитель – дефектолог Ежедневно, по индивидуальным программам Оформление тетрадей взаимодействия с воспитателями
Проведение индивидуально – коррекционной по индивидуальным планам учителя-дефектолога. Индивидуальная работа Учитель – дефектолог, воспитатели В течение года, по расписанию непосредственно образовательной деятельности. Составление индивидуальных заданий для дальнейшей работы
Проведение подгрупповых занятий согласно расписанию непосредственно образовательной деятельности:
Развитие у детей представлений об окружающей действительности и стимулирование познавательной активности;
Формирование элементарных математических, величинных, пространственных, временных представлений и ориентировок; Развитие сенсорного восприятия (слухового, зрительного, тактильного);
Формирование сенсомоторных, зрительно – двигательных координаций; развитие крупной и мелкой моторики;
Формирование мыслительных операций;
Развитие речи. Воспитание и поддержание у детей стремления к общению со взрослыми и сверстниками Подгрупповые занятия с воспитанниками группы компенсирующей направленности в кабинете учителя – дефектолога. Учитель – дефектолог В течение года, по расписанию непосредственно образовательной деятельности. Оптимально – возможная коррекция умственного развития воспитанников с ОВЗ
Развитие коммуникативности, умения принимать и выполнять умственную деятельность в коллективе сверстников.
Конспекты занятий
Участие воспитанников с ОВЗ в массовых мероприятиях (утренниках, конкурсах и др.) с целью показа динамики социального развития и коммуникативных функций. Общественные мероприятия по плану ДОУ Учитель – дефектолог; учитель – логопед; воспитатели группы; муз. руководитель; инструктор по ФК В течение года Интеграция детей в общество.
III. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Участие в групповых родительских собраниях:
Групповые родительские собрания фронтально в группе Учитель-дефектолог Сентябрь Январь Май Повышение активности родителей в образовательном процессе
Индивидуальные беседы: -формулирование запросов; -индивидуальные занятия и беседы по запросам Индивидуальные беседы в кабинете дефектолога Учитель-дефектолог В течение года Повышение потребности родителей в психолого-педагогических знаниях, желание помочь ребенку.
Консультации:
-Формирование интеллектуальной деятельности как этап подготовки к успешному обучению в школе.
-Проведение игр-занятий по развитию мелкой моторики в домашних условиях.
-Формирование восприятия как важный этап познавательного развития. Папки-передвижки, информационные листы на группах, подбор литературы Учитель-дефектолог Ноябрь
Февраль
Апрель Повышение потребности родителей в психолого-педагогических знаниях, желание помочь ребенку.
Оформление наглядной информации: -Играя пальчиками, развиваем мелкую моторику
-Содержание заданий по ознакомлению с окружающим миром
-Содержание заданий по развитию сенсорных эталонов и математике Папки-передвижки, информационные листы на группах, подбор литературы Учитель-дефектолог В течение года 1. Стенды
2. Папки
3. Памятки
IV. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Участие в методических объединениях для учителей-дефектологов Учитель-дефектолог По плану Повышение квалификации и профессионального мастерства. Обмен опытом.
Участие в Педагогических советах МАДОУ «Детский сад №16» Выступления, открытые просмотры Учитель-дефектолог По годовому плану МБДОУ Повышение квалификации и профессионального мастерства. Обмен опытом.
Участие в работе ПМПк ДОУ Обследование детей Учитель-дефектолог Оформление характеристик, индивидуальных карт.
V. ОСНАЩЕНИЕ КАБИНЕТА
Пополнение и совершенствование развивающей среды кабинета новыми материалами и пособиями в соответствии с требованиями ФГОС Приобретение, покупки Учитель-дефектолог В течение года
Изготовление игр по ознакомлению с окружающим по лексическим темам Изготовление своими руками, оформление Учитель-дефектолог В течение года Создание оптимальных условий для коррекции интеллектуального развития
Изготовление игр с математическим содержанием по перспективному плану НОД Изготовление своими руками, оформление Учитель-дефектолог В течение года
Пополнение кабинета новыми пособиями и дидактическими играми. Изготовление, ламинирование Учитель-дефектолог В течение года
Расширение, составление, оформление материалов для портфолио учителя-дефектолога. Изготовление, компьютерное оформление Учитель-дефектолог В течение года Самообразование, аттестация