Ольга Яворская
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в четвертом классе «Горючие полезные ископаемые. Нефть и газ»
Урок №12 Дата :
Тема: Горючие полезные ископаемые. Нефть и газ.
Цели и задачи: Способствовать формированию знаний о горючих полезных ископаемых, их свойствах и применении
1. Познакомить детей со свойствами горючих полезных ископаемых, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые.
2. Развивать логическое мышление, речь.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, учить экономно использовать богатства нашей страны.
ТСО: карточки для проверки домашнего задания, виды угля
Публикация «Конспект урока по предмету „Окружающий мир“ в четвертом классе „Горючие полезные ископаемые, Нефть и газ“» размещена в разделах
- Газ. Знакомство с газом
- Газовая безопасность
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Нефть. Знакомство с нефтью
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 4 класс
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Ход урока:
1. Психологический настрой.
- азір адай саба?
2. Актуализация знаний.
- Что такое полезные ископаемые?
- что такое руда?
- какие руды знаете?
- Назовите руды черных металлов.
- Назовите руды цветных металлов.
Рассказать о рудах цветных металлов.
Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка «Руды цветных металлов»
1. Это металл мягкий, красного цвета, очень хорошо проводит электрический ток, хорошо сплавляется с другими металлами – это ___
2. Сплав этот прочнее самой меди, желтоватого цвета, не ржавеет, изготавливают проволоку, корпуса часов, радиаторные трубы - ___
3. Серовато-белый тяжелый металл, ковкий, изготавливают оболочки для кабеля, пластины аккумуляторов, задерживает радиоактивные лучи - ___
4. Легкий металл серебристо-белого цвета, не ржавеет, хорошо проводит электроток, сплавы этого металла используют в авиации, делают фольгу ___
5. Голубовато-серый металл, покрытое им железо не ржавеет, изготавливают ведра, тазы, ванны, крыши - ___
6. Эта металлическая «ткань» умеет согревать и охлаждать, очень легкая. Одеяла из этой ткани весят 55 граммов. В плаще из этой ткани не жарко, если носить его металлом наружу, в холод – вывернуть его наизнанку, и металл возвратит тепло вашему телу. Это ткань из ___
7. Целый период развития человечества носит название этого сплава, из него изготавливают оружие, памятники___
- Обозначим на контурной карте месторождения руд цветных металлов.
3. Постановка темы урока.
- С каким видом полезных ископаемых мы познакомились?
- Какие еще бывают полезные ископаемые?
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
РУДНЫЕ НЕРУДНЫЕ
Горючие строительные
- Сегодня мы познакомимся с вами с нерудными горючими полезными ископаемыми.
4. Работа по теме урока.
Загадки.
1. Черного цвета, твердый, горюч, тонет в воде. (каменный уголь)
2. Он есть в каждом доме, помогает готовить обед. (газ)
3. Маслянистая жидкость, хорошо горит, выделяет много тепла, из нее получают бензин. (нефть)
Каменный уголь.
Работа по учебнику с. 45-46 и в тетрадях.
Каменный уголь
Антрацит Обыкновенный уголь Бурый уголь
Черного цвета
Металлический блеск
Твердый
Много тепла
Используют для выплавки металлов. Черный, не блестит
Меньше тепла
Караганда
Экибастуз Не блестит
Крошится
Мало тепла
Коптит
Много золы
Используют как местное топливо.
В Торгайской степи (Ленгерское месторождение)
Обозначение на контурной карте месторождений угля.
Образование угля с. 45, с. 46 рисунок.
Добыча угля.
Открытый способ Закрытый способ (шахтный)
Шахтный ствол
Штреки
Забой
Карагандинское месторождение – Апак Байжанов
400 месторождений угля.
5. Итог
- Какой уголь бывает?
- Назовите месторождения угля.
- Как его добывают?
- Как он образуется?
6. Домашнее задание.
С. 45-46 пересказ, ПГК с. 79 №1-11
1. Психологический настрой.
- азір адай саба?
2. Актуализация знаний.
- Что такое полезные ископаемые?
- На какие группы делятся полезные ископаемые?
- Что относится к рудным полезным ископаемым?
- что относится к нерудным полезным ископаемым?
- как добывают уголь?
- как образуется уголь?
- назовите месторождения угля.
- Кто открыл Карагандинское месторождение?
Индивидуальная работа по карточкам.
1. Твердое, черного цвета вещество ___
2. Наиболее качественный каменный уголь ___
3. Черный уголь без металлического блеска, его много добывают в Караганде и Экибастузе___
4. Не обладает блеском, выделяет мало тепла, крошится ___
5. Если каменный уголь залегает близко к поверхности, его добывают ___
6. Каменный уголь используется не только как топливо, но и как сырье для получения ___
___
7. Его именем назван один из проспектов г. Караганды ___
8. Ленгерское месторождение – это месторождение___
___
3. Постановка темы урока.
- Продолжим изучать горючие полезные ископаемые.
- Какие еще горючие полезные ископаемые вы знаете?
4. Работа по теме урока.
- Составить по плану о нефти и газе.
1. Образование нефти, газа.
2. Условное обозначение.
3. Свойства.
4. Способы добычи.
5. Использование.
6. Месторождения.
Нефть - самостоятельно
Газ - вместе
Нефть
1. Из остатков растений и животных. Газ
2. Закрашенный треугольник Незакрашенный треугольник в виде вышки.
3. Горючая маслянистая жидкость; темно-коричневого или черного цвета; по запаху напоминает керосин; легче воды, горит
4. Буровые вышки
Буровые скважины
Нефтепровод
Нефтеперерабатывающие заводы
5. Смазочные масла
Бензин, керосин, дизельное топливо
Каучук, пластмассу, капрон, краски, лекарства В быту, в качестве топлива, каучук
Прикаспийская низменность, Мангыстау
Работа по контурной карте.
Обозначаем месторождения угля, газа, нефти.
Итог
- что узнали про нефть и газ?
- Назовите горючие полезные ископаемые.
Домашнее задание.
С. 47-49 пересказ, ПГк с. с. 79-80 №12-20
Карточка
1. Твердое, черного цвета вещество ___
2. Наиболее качественный каменный уголь ___
3. Черный уголь без металлического блеска, его много добывают в Караганде и Экибастузе___
4. Не обладает блеском, выделяет мало тепла, крошится ___
5. Если каменный уголь залегает близко к поверхности, его добывают ___
6. Каменный уголь используется не только как топливо, но и как сырье для получения ___
___
7. Его именем назван один из проспектов г. Караганды ___
8. Ленгерское месторождение – это месторождение___
Карточка.
1. Твердое, черного цвета вещество ___
2. Наиболее качественный каменный уголь ___
3. Черный уголь без металлического блеска, его много добывают в Караганде и Экибастузе___
4. Не обладает блеском, выделяет мало тепла, крошится ___
5. Если каменный уголь залегает близко к поверхности, его добывают ___
6. Каменный уголь используется не только как топливо, но и как сырье для получения ___
___
7. Его именем назван один из проспектов г. Караганды ___
8. Ленгерское месторождение – это месторождение ___
Карточка
1. Твердое, черного цвета вещество ___
2. Наиболее качественный каменный уголь ___
3. Черный уголь без металлического блеска, его много добывают в Караганде и Экибастузе___
4. Не обладает блеском, выделяет мало тепла, крошится ___
5. Если каменный уголь залегает близко к поверхности, его добывают ___
6. Каменный уголь используется не только как топливо, но и как сырье для получения ___
___
7. Его именем назван один из проспектов г. Караганды ___
8. Ленгерское месторождение – это месторождение ___