Ольга Новикова
Консультация для родителей «Готовить к жизни с раннего детства: уроки гражданственности»
▼ Скачать + Заказать документы
Готовить к жизни с раннего детства : уроки гражданственности.
(подготовила О. В. Новикова, воспитатель)
Мы постоянно заботимся о том, чтобы готовить такую молодежь, которая не дрогнет, не согнется под грузом исторической ответственности за судьбы страны, за судьбы мира. Такую молодежь, которая сумела бы не только освоить опыт старших поколений, но и обогатить его собственными свершениями…
Это – большая задача общества. В конечном счете - это вопрос надежного обеспечения будущего нашей Родины.
Публикация «Консультация для родителей „Готовить к жизни с раннего детства: уроки гражданственности“» размещена в разделах
Мы продолжаем себя в детях и хотим, чтобы они были лучше, совершеннее нас, являли собой тип современного передового человека, активного борца за мир. Мы растим гражданина.
Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм и интернационализм, толерантность, гуманное отношение к людям и ответственное отношение к труду. Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.
Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина».
Что следует иметь в виду, воспитывая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие в этой связи стоят перед педагогом и родителями задачи?
Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать в нем чувство хозяина – бережное отношение к родной природе и всему живому, недрам земли и общественному достоянию, хлебу и продуктам питания (будущему гражданину предстоит по-хозяйски беречь и распоряжаться всеми этими богатствами); вызывать в ребенке чувство гордости за достижения страны; воспитывать любовь и уважение к людям труда, к Российской Армии; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни, российским традициям; формировать чувство интернационализма, толерантности, уважение и симпатии к народам, населяющим нашу страну; расширять представления детей о нашей Родине, ее столице.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. И вид из окна, и панорама родного города, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Родная природа… Один из сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе – все это источники формирования любви к родному краю. Воспитывая у ребенка любви к природе, мы одновременно развиваем у него эстетическую отзывчивость на все прекрасное в окружающей действительности, стремление ценить и беречь труд людей как источник красоты.
Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, местами, связанными с событиями боевых лет Великой Отечественной войны, лучшими людьми. Важно, чтобы родной город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.
Особое значение имеет рождающееся «чувство истории». Действительность раскрывается перед детьми не только в ее сегодняшних проявлениях, но и в фактах, связанных с прошлым страны. У маленького гражданина появляется возможность сравнить то, «что есть», с тем, «что было». Это позволяет в доступной форме приблизить его к пониманию заботы нашего государства о российском человеке.
Старший дошкольник должен осознать: наша страна – самая мощная и мирная держава, ее защитники всегда на страже мира и готовы дать отпор любому врагу. В Великой Отечественной войне наши воины в мести совсем народом сумели победить врага.
Педагог и родители помогают открыть Родину маленькому гражданину, показывая ему связь его счастливого детства с героическим прошлым старшего поколения.
Важно подвести ребенка к пониманию: мы победили в тяжелой битве с фашизмом, потому что российские люди любят свою Отчизну; Родина чтит героев, отдавших свою жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Быть гражданином России – это непременно быть интернационалистом. Одна из задач воспитания – развивать у ребенка эмоционально-положительное отношение и чувство симпатии ко всем народам. Ребенок должен знать: у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, культура, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат своими умельцами, танцорами, песенниками, музыкантами, писателями, поэтами, художниками; все народы объединяет стремление к миру, любовь к Родине, готовность встать на ее защиту, вложить свой труд в ее процветание. Быть гражданином своей Родины – почетно и ответственно.
Родителям очень важно помнить, не забывать о том, что их жизнь является примером для ребенка, обладающего высокой подражательностью. Суждения взрослых, свидетелем которых он становиться, их отношение к событием современности – все это подхватывается ребенком, становиться его убеждением. Дети легко впитывают образ мыслей старших, остро ощущают, обладают ли взрослые чувством долга перед страной, перед обществом. Это обязывает родителей всегда помнить о собственном примере: в ребенке зреет гражданин, если он постоянно убеждается, что его отец и мать – пример во всем. Важно, чтобы у ребенка появлялась гражданственность в чувствах, сознании, поведении.
Дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь все, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество.
Источник: Л. Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника».