Вера Лукина
Гражданское воспитание в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его истории.
Публикация «Гражданское воспитание в начальной школе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
С чего начинается Родина для младшего школьника? С места, где он родился и живёт, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живёт рядом.
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлении об окружающем его мире, об истории и традициях народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Воспитание первых чувства гражданственности у детей - это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живёт, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.
Высокие чувства любви к Родине не возникают сами по себе, их надо пробуждать. Работа ведётся в течение всех четырёх лет обучения. Самой первой ступенькой является знакомство со школой. Я вспоминаю, как три года назад мои ученики ходили по школьным коридорам в новенькой кадетской форме, гордые собой, с большим интересом разглядывали стенды, посвящённые кадетскому движению.
Любовь к Родине - это и формирование у детей интереса к истории, традициям своей семьи. Мы ежегодно поздравляем бабушек в День пожилых людей, поздравляем мам в День матери, делаем подарки своими
руками. Каждая семья составила генеалогическое древо.
Охрана природы - это тоже любовь к Родине. Весной и осенью мы участвуем во всех экологических субботниках, а зимой развешиваем кормушки, подкармливаем птиц. Охраняя природу, дети ощущают себя настоящими патриотами и гражданами своего города. Символично то, что школа наша находится на улице Гражданской.
Город наш многонациональный, здесь очень важно воспитание уважительного отношения к людям другой национальности, другого вероисповедания, воспитание национального самосознания. Во время экскурсий в национальный музей, этнографический музей мы знакомимся с историей, традициями, народными промыслами родного края.
Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью тех, кто отдал за неё жизнь надо пробуждать. Рассказы о героических подвигах во время Великой Отечественной войны являются одним из самых эффективных средств, служащих воспитанию у детей патриотических чувств. Мы приглашаем в мае на праздник ветеранов войны. На занятиях кружка по истории Отечества ребята узнают о знаменитых русских полководцах, о наших земляках - героях Советского Союза, о городах-героях. Дети написали прекрасные сочинения о своих родственниках - участниках войны, тружениках тыла. Вот отрывок из сочинения кадета 4-п класса Петрова Кирилла:
«Когда началась война, моей бабушке было семнадцать лет. Ей пришлось много работать. Бабушка трудилась наравне со взрослыми женщинами: рубила лес, работала в поле. В 1943 году её отправили на торфяные разработки в город Алатырь заготавливать топливо для военных поездов. Тяжело было молодой девушке работать по двенадцать часов. Было холодно, голодно. Ели одну лишь мёрзлую картошку, а летом - ягоды и грибы. Но всё было для Победы.
Сейчас моей бабушке восемьдесят девять лет. У неё большая семья: много внуков, правнуков. Бабушку зовут Петрова Анна Владимировна. Я её люблю, уважаю, горжусь ею. У бабушки много наград. Это всё память о войне.»
В микрорайоне нашей школы есть улицы, названные в честь героев войны: Олега Кошевого, Александра Матросова, Лизы Чайкиной, Александра Смирнова, молодогвардейцев. Ребята писали рефераты на тему: «Улицы нашего города»
В течение трёх лет ребята знакомились с историей кадетского движения, как и оно когда возникло, с традициями.
Воспитание патриотизма происходит во время чтения классической русской литературы. Очень любят дети сказки А. С. Пушкина, которые учат доброте, справедливости, учат любить родную землю, защищать её.
Происходящая в России дифференциация школьного образования по профилям заставляет по – новому взглянуть на содержание патриотического воспитания. Оно стало направлением образовательной политики России. Это система знаний интегрированного и обобщающего характера, акцентирующая внимание не только на формирование духовной личности, но и на выработке стратегии поведения современного человека.
Литература:
1. Я - гражданин России. Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию : 1-4 классы. -М. :ВАКО, 2006.-160с. -(Педагогика. Психология. Управление.)
2. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения - российский путь развития. Воспитание школьников. -2002.-№7
3. Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня. Вып. 1. Авт. -сост. Н. А. Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2005.-253 с.