Гримасы — за и против, плюсы и минусы

ирина скомаровская
Гримасы — за и против, плюсы и минусы

Как часто мы делаем замечание ребенку: «Не показывай язык! Хватит кривляться! Ведешь себя, как клоун в цирке. Это не красиво, не культурно». Да, согласна не красиво, не культурно в транспорте, на улице, или другом общественном месте. А вот дома с мамой, или с папой, на занятии с воспитателем, или с логопедом это даже очень полезно. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразных артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения определенными звуками (бормотанием, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи вашего ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и контроль этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкого произношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Артикуляция (произношение) связана с работой многочисленных мышц, в том числе и жевательных, и глотательных, и мимических. Таким образом, гимнастика необходима для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости и шеи.

Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности (разнообразности) движений органов участвующих в речевом процессе.

Специалисты рекомендуют отложить обучающие DVD игры и фильмы, так как ваши простые жесты и мимика научат малыша говорить. Оказалось, что дети, чьи родители часто жестикулируют, имеют больший словарный запас.

Американские исследователи изучили поведение 50 малышей и их родителей. В год и 2 месяца дети использовали 21 жест и 13 слов. В то время как их родители - 40 жестов и 350 слов при общении друг с другом.

Спустя 3 года ученые снова проверили словарный запас детей и были приятно удивлены. Оказалось, что дети, родители которых больше жестикулируют, используют при общении слов на 25% больше.

Специалисты также провели параллель между жестикуляцией и произносительными навыками и обнаружили прямую связь. Чем больше родители разговаривают со своим ребенком, строят гримасы, жестикулируют, тем выше словарный запас, шире кругозор и лучше произносительные навыки ребенка.

Подвижность и точность движения мышц лица, языка, губ, маленького язычка – являются одним из главных условии правильного звучания гласных и согласных звуков. Большую роль при произнесении звуков играют щеки и губы. Они удерживают слюни и посылают их к глотке вместе с боками языка. Если же мышцы щек не работают, то и губы утрачивают свою активность, так как мышцы губ и щек взаимосвязаны. Мышцы могут быть дряблыми, напоминать тряпочки, не в состоянии принимать активное участие как в звукопроизношении, так и в слюноотделительном процессе, когда нужно помогать другим группам мышц поддерживать и направлять слюну к глотке. При нарушении функции жевательно-артикуляционных мышц дети, разговаривая, стараются не открывать рот совсем, произносят звуки сквозь зубы, как бы процеживая их. Самыми же активными, подвижными являются язык и губы, которые производят наиболее разнообразную работу и окончательно формируют каждый звук в речи.

Большая часть упражнений артикуляционной гимнастики относятся к языку, как наиболее рабочему органу. Подвижность губ также играет значительную роль в образовании звуков. Губы могут вытягиваться в «трубочку» при произнесении звука [у]. В «улыбку» при произнесении [и], [ы]. Могут округляться при произнесении звука [о]. При произнесении звуков [с, з, ц, л и др. ] губы должны слегка обнажать верхние и нижние зубы, выдвигаться чуть вперед при произнесении [ш,ж]. Самая подвижная нижняя губа, она активна, когда мы произносим звуки [п,б,м,в,ф].

Для произнесения различных звуков каждый орган занимает строго определенное положение. При этом звуки в речи произносятся один за другим и органы артикуляционного аппарата должны достаточно быстро менять свое положение.

По этому, уважаемые родители, во избежание многих речевых дефектов, предложите ребенку дома вместе с вами, сидя перед зеркалом, выполнить следующие упражнения:

1.«Птенчик». Широко открывать и закрывать рот, так, чтобы тянулись уголки губ. Язычок – «птенчик» - сидит в гнездышке и не высовывается.

2. «Обезьяна». Широко открыть рот и максимально вытянуть язык к подбородку.

3. «Улыбка - Трубочка». Вытянуть губы вперед трубочкой, а затем улыбнуться.

4. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, а потом надувать поочередно.

5. «Голодный хомячок». Втянуть щеки.

6. Поднять верхнюю губу так, чтобы были верхние резцы. Опустить нижнюю губу обнажая нижние зубы.

7. «Блинчик». Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык удерживается в полости рта в спокойном, расслабленном состоянии под счет до 5-10. Следить, чтобы язык не сужался, а кончик касался нижних зубов.

8. «Качели». Рот открыт, губы в улыбке, двигать язык вверх – вниз. Следить, чтобы челюсть и губы были неподвижны.

Таким образом, уважаемые родители, уделяя ребенку 15-20 минут в день можно избежать серьёзных проблем с речью.

9. «Собачка злиться». Оскал: губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к деснам, а затем вновь спокойно смыкаются.

10. Сморщивание всего лицо и растягивание его в длину с раскрытием рта.

11. Поднимание и опускание бровей.

12. Одновременное закрывание и открывание глаз.

13. Попеременное закрывание правого и левого глаза.

14. Одновременное, затем попеременное прищуривание глаз.

15. Нюхательное движение. При сжатых челюстях верхняя губа несколько поднимается, показывая зубки.

16. Поочередное поднимание правой и левой щеки.

17. Движение ноздрями.

18. Придать лицу выражение удивления, радости, горя. Гнева.

19. Расслабить мышцы лица, закрыть глаза, нижнюю челюсть слегка опустить.

К сожалению, количество детей с дефектами речи год от года не уменьшается, а растет. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Речь ребенка самостоятельно без вашего вмешательства не может. Помогите своему ребенку!

Публикации по теме:

Плюсы театрализованной деятельности в ДОУПлюсы театрализованной деятельности в ДОУ На протяжении многих лет я работаю над темой приобщения дошкольников к театрализованной деятельности. Театр – это искусство, а значит, малыши.

Акция «Дети против войны»Акция «Дети против войны» Цель мероприятия: воспитывать чувство патриотизма и уважения к старшему поколению, ветеранам Великой Отечественной войны; знакомить с поэтами.

Акция «Мы против алкоголя!» (фотоотчет)Акция «Мы против алкоголя!» (фотоотчет) Представляю Вашему вниманию план-конспект и фотоотчет акции «Мы против алкоголя!», которая прошла в нашей школе. Цель: 1. Привлечь внимание.

Консультация для родителей. Компьютер «ЗА» и «Против»! Консультация для родителей. КОМПЬЮТЕР: «ЗА» И «ПРОТИВ»! Многие слышали о компьютерных фанатах, полностью погруженных в искусственный виртуальный.

Проблемы ФГОС: плюсы и минусы Творческий потенциал педагогического коллектива МБОУ «СОШ № 6», его профессиональная компетентность, личностные качества педагогических.

Репетиторство: плюсы и минусыРепетиторство: плюсы и минусы Репетиторство :плюсы и минусы. Отработав в детском саду почти 30 лет, решила заняться подготовкой детей к школе,благо знаний и практических.

Сценарий спортивного праздника «Мы против наркотиков» Сценарий спортивного праздника. «Мы против наркотиков» Добрый вечер. Мы пришли сегодня к вам, чтобы вас немного просветить, а может и озадачить.

Средство против страха расставания Есть средство против страха расставания? Большинство детей дошкольного и младшего школьного возраста боятся расста-вания с родителями,.

Стенгазета «Дети против террора»Стенгазета «Дети против террора» Бесчетнова Оксана Владимировна СТЕНГАЗЕТА «ДЕТИ ПРОТИВ ТЕРРОРА» Детям детство нужно! А не бомбы и взрывы. Мы страдаем за что? Будьте вы.

Всемирный день «Мы против терроризма»Всемирный день «Мы против терроризма» 3 сентября -День солидарности в борьбе с терроризмом. В рамках данной акции протеста против террора для детей в детском саду был проведён.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лексика
  • Лексика
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Гримасы — за и против, плюсы и минусы
Опубликовано: 18 декабря 2016 в 21:48
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоочерк: Публикации в печатных изданиях — один из критериев при присвоении...
Уважаемые, коллеги и друзья! Хочу поделиться с вами своей радостью и гордостью. Вчера ( 21. 01. 2019 г) по почте мне пришёл очередной журнал с...
Викторина с использованием ИКТ «Русские народные сказки»
Викторина по русским народным сказкам Цель: воспитание интереса к чтению русских народных сказок. Предварительная работа: чтение сказок в группе и дома с...
Сценарий выпускного с Временами года в детском саду
( играют фанфары) 1 ведущая: Оркестры, играйте! Звучите, фанфары! На праздник весёлый спешит детвора, Сегодня мы в школу ребят провожаем. С безоблачным...
Аналитический отчёт по взаимопосещению групппы
Цель взаимопосещения: совершенствование профессиональных навыков педагога по реализации государственных стандартов в практической деятельности с...
Фотоотчёт о муниципальном конкурсе «Зимние фантазии»
Фото отчёт о Муниципальном конкурсе "Зимние фантазии". Воротникова Галина. Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Хочу представить Вам фото отчёт о...