Папки-передвижки

Групповая консультация для родителей «Помогаем ребенку стать самостоятельным»

Наталья Долматова
Групповая консультация для родителей «Помогаем ребенку стать самостоятельным»

Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей.

Г. Гегель

Казалось бы, что может быть желаннее и удобнее для родителя, чем самостоятельный ребенок? Часто можно услышать: "мне бы хотелось, чтобы мой ребенок был более самостоятельным - сам одевался, сам ел, сам себя занимал". Но на практике все не так просто. Мамы и папы сталкиваются с тем, что самостоятельность влечет за собой независимость и свободу принятия решений, а далеко не всегда взгляды детей и взрослых на необходимость или правильность каких-либо действий совпадают.

Публикация «Групповая консультация для родителей „Помогаем ребенку стать самостоятельным“» размещена в разделах

Важно понимать, что, чем чаще ребенок получает право проявлять самостоятельность, тем меньше он готов следовать ограничивающим его рамкам. С точки зрения гармоничного развития личности в этом нет ничего плохо, просто родители не всегда оказываются готовыми принять данный факт.

Проблема заключается в том, что традиционная система воспитания рассматривает ребенка не как полноправного члена семьи или общества, а как зависимое, неразумное существо, из которого только предстоит воспитать человека. Соответственно нет и речи о том, чтобы предоставить ему право самому решать, выбирать или выражать свое желание или нежелание делать что-либо. Возникает некоторое противоречие, когда родители желают, чтобы ребенок уже повзрослел и взял на себя выполнение каких-либо функций, но в то же время они не готовы предоставить малышу нужную ему независимость в большинстве вопросов. Получается что-то вроде «делай это сам, но вот так и так, а то, как ты хочешь это делать – неправильно». Это противоречие не приводит ни к чему иному, кроме как к развитию в ребенке еще большей инфантильности и неуверенности в своих силах. Желая воспитать свободную, самостоятельную и уверенную в себе личность, родителям следует отказаться от стратегии вырастить удобного для себя ребенка и с радостью принять все его попытки проявлять себя.

Создавая детям тепличные условия, отбирая у них право выбора и лишая их ответственности за собственные решения и поступки, мы оказываем медвежью услугу – мы не готовим их к самостоятельной жизни, не даем возможности прожить свой личный опыт, совершить собственные ошибки. Когда ребенок включен в повседневную деятельность, он начинает осознавать свою роль в семье, чувствует, что ему доверяют. Когда ребенку предоставляют выбор, он учится думать самостоятельно, анализировать, принимать решения. Если родители часто говорят ребенку : «Я верю, что ты сам сможешь это сделать», вместо того, чтобы бросаться к нему с помощью по первой просьбе, то он почувствует уверенность в своих силах и это отношение к себе сохранит на протяжении всей жизни.

Чтобы помочь малышу стать самостоятельнее родители должны выполнять несколько условий:

1. Создать соответствующую его потребностям развивающую среду.

Важно, чтобы в своем доме ребенок чувствовал себя уверено, чтобы не слышал многочисленные «нельзя». Даже у самого маленького малыша в доме должно быть свое место, и свои вещи, которыми он сможет распоряжаться по собственному уразумению. На кухне, в ванной, в комнате должны быть предметы доступные ребенку, особенно в те моменты, когда он проявит желание принять участие в домашних делах.

2. Демонстрировать ребенку, как выполнять те или иные действия и постоянно мягко вовлекать его в процесс.

Только взрослый может научить малыша делать или не делать что-либо. Позволяйте ребенку участвовать в уборке дома, приготовлении пищи, дачных делах, постоянно просите ребенка помочь вам, и делите с ним работу.

3. Запастись терпением и давать ребенку столько времени, сколько ему требуется.

Конечно, дети в силу возраста и физического развития могут потратить на самое простое дело намного больше времени, чем взрослый. И вы не раз, наверное, поймаете себя на мысли, что было бы проще и быстрее все сделать самому. Но ведь ваша цель – вырастить самостоятельную личность, а для этого следует запастись терпением.

4. Признавать право ребенка на ошибку и ни в коем случае не осуждать за нее.

Когда человек берется за новое для себя дело и ошибается – это нормально. И ребенок будет часто проливать и просыпать, но если вы не будете осаждать его критикой за ошибки, то он довольно быстро сам осознает их и постарается исправить. Лучшим методом против ошибок является только ваш пример.

Так это звучит в теории, а теперь рассмотрим, что можно сделать на практике, чтобы предоставить ребенку больше независимости.

Лучше всего самостоятельность ребенка проявляется в быту. Простые действия, которые мы совершаем изо дня в день и порой даже не задумываемся о них, для ребенка являются важным делом, которое он с готовностью осваивает и гордится своими успехами. И все что нужно – это предоставить ребенку независимость в ряде домашних занятий, и в скором времени вы увидите, как ребенок изменится. Он станет увереннее, спокойнее и …. счастливее. Именно, счастливее, потому что он получит возможность удовлетворить свои внутренние потребности.

Как научиться видеть своего ребенка.

1. Замечайте любые проявления своей привычки принимать решения за ребенка и начните освобождаться, избавляться от нее.

2. Научитесь получать удовольствие от принятия решений вашим ребенком.

3. Измените некоторые ваши мысли и убеждения относительно вашего ребенка, т. е. постарайтесь избегать суждений о своем ребенке, принятых от других людей.

Как научиться не принимать решений за своего ребенка.

Попробуйте определить, как много места в ваших мыслях занимают дела ребенка.

1. Теперь определите места, которые вы отводите своим собственным заботам, не зависящим от ребенка.

2. Попробуйте заменить тревожащие мысли о ребенке, мыслями о себе. Когда у вас это получиться, постарайтесь перенести это умение и на другие моменты взаимодействия со своим ребенком (решение ребенка идти в секцию).

3. Снимите с себя ответственность за принятие решения, которую так хочет навязать вам ребенок.

4. Пусть решает он, но тогда, и отвечать за результаты также придется ему.

5. Будьте тверды в своем решении!

6. Попытайтесь перенести этот принцип на все стороны вашего взаимодействия с ребенком.

7. Очень скоро вы увидите результаты.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ :

«Воспитание самостоятельности»

• Приучайте ребенка к самостоятельности в выполнении домашних обязанностей. Пусть он помогает вам по хозяйству, постепенно у него появится его личная обязанность, за которую отвечает только он (поливать цветы, накрывать на стол, выносить мусор, ходить за хлебом – выберите то, что наиболее соответствует вашему укладу жизни).

• Предоставьте ребенку возможность самому себя обслуживать. Предъявляемые к сыну или дочери требования должны быть адекватны их возрасту и последовательны. Не стоит делать за ребенка то, что он может сделать сам (кроме исключительных случаев, например, если он себя плохо чувствует). Иначе он привыкнет к тому, что после нескольких напоминаний, вы все равно все сделаете за него, и просто не будет реагировать на ваши слова. Если вы несколько раз говорите ему собрать и приготовить одежду на завтра, а он этого не сделает, пусть он хоть раз поволнуется утром сам. Даже если он опоздает в этот день в школу, это будет его ответственность, не ваша.

• Как можно чаще привлекайте ребенка к обсуждению общих планов, выслушивайте и принимайте во внимание его мнение. То же касается и конфликтных ситуаций: ищите выход вместе, обговаривая все плюсы и минусы предложенных решений, старайтесь приходить к компромиссам.

• Не «стойте над душой» у сына или дочки. Ребенок, привыкший к тому, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать. Когда он начал работу, займитесь своими делами, подходите к ребенку лишь время от времени и смотрите, как у него продвигаются дела. Если заметили, что он отвлекся,– спокойным и доброжелательным тоном поинтересуйтесь его успехами.

• Поощряйте вопросы с его стороны, но не «разжевывайте» ему задания – он должен сам научиться их понимать. Пойдите на хитрость, пусть ребенок объяснит вам, как они делали подобные задания в классе,– ведь вы учились так давно, что плохо помните школьные требования. Непонятное, спорное слово, нужный синоним поищите вместе в словаре – это, с одной стороны, послужит сменой деятельности, а с другой – приучит сына или дочь пользоваться справочной литературой.

• Преодолеть отвлекаемость поможет составление расписания, и развитие у ребенка чувства времени. Это чувство можно развивать, предлагая ему оценить, сколько времени займет то или иное действие (например, сколько времени необходимо, чтобы записать предложение, позавтракать и т. д.).

• Если ребенку важно посмотреть какую-либо передачу или сходить погулять, постарайтесь вместе рассчитать время так, чтобы все успеть. Попробуйте предположить, сколько времени может занять выполнение того или иного задания, а затем засеките время и сравните результаты. Договоритесь, что выполненным считается только то задание, которое сделано полностью и аккуратно.

• Определите индивидуальные особенности ребенка, понаблюдав за стилем его работы: насколько быстро он утомляется от однообразной деятельности, легко ли включается в новое задание или долго «раскачивается», какой вид деятельности ему дается легче (письмо, счет, чтение, рисование и т. д., какие учебные предметы ему более интересны. Затем, учитывая эти особенности, вместе составьте план выполнения уроков на каждый день. Постепенно ребенок приучится рассчитывать время и организовывать свою деятельность, и ваше присутствие в комнате перестанет быть необходимым. В ваши функции будет входить контроль конечного результата. Обустройте ребенку постоянное рабочее место, где ему будет удобно и приятно заниматься. Ни в коем случае не позволяйте ему за уроки при включенном телевизоре, радио, компьютере, по возможности создайте на время подготовки домашних заданий спокойную и тихую обстановку.

• Если вы говорите, что что-то сделаете, то сделайте это непременно. Иначе ребенок привыкнет «пропускать мимо ушей» ваши предупреждения. Если вы говорите, что в выходные дни он наказан, и вы не отпускаете его куда-то, выполните это обещание.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «10 шагов навстречу ребенку» 10 шагов навстречу ребенку. Составила: Старший воспитатель Колодяжная О. А. 1. Не лгите детям. Ложь стара, как мир. Мы обманываем ребенка,.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку стать внимательным» Цель: -познакомить с определением понятия внимания и его основными свойствами; -показать основные упражнения и игры на развитие внимания.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку стать внимательным. Игры и упражнения» Современное общество развивается динамично и требует всесторонне развитых личностей. Поэтому не случайно педагогами делается акцент на развитие.

Консультация для родителей «Индивидуальный подход к ребенку» Все дети, независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно.

Консультация для родителей «Индивидуальный подход к ребенку» Все дети, независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития, нуждаюся в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно.

Консультация для родителей «Не дайте ребёнку стать жестоким» Консультация для родителей Не дайте ребёнку стать жестоким! Агрессия заложена в детях с рождения и не является патологией. Актуальная проблема.

Консультация для родителей «Не мешайте ребенку быть самостоятельным» Уважаемые, мамы, папы, бабушки и дедушки, сегодня я хочу поговорить с вами, не о том, как научить вашего малыша быть более самостоятельным,.

Консультация для родителей «Помогаем детям загадывать и отгадывать загадки» В повседневном общении родители могут обогащать словарь ребенка. Без принуждения, ненавязчиво можно многому научить. Так, разговаривая с.

Консультация для родителей «Помогаем ребенку стать самостоятельным» Консультация для родителей «Помогаем ребенку стать самостоятельным» Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом,.

Рекомендации для родителей «Помогите своему ребенку стать физически здоровым» Методические рекомендации для родителей. «Помогите своему ребенку стать физически здоровым». Известно, что фундамент здоровья закладывается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Групповая консультация для родителей «Помогаем ребенку стать самостоятельным»
Опубликовано: 5 ноября 2018 в 22:31
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД