Ирина Богатова
Групповой проект по воспитанию экологической культуры дошкольников «Умный мусор»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение
Ход проекта
Аналитическая справка о итогам проекта.
Введение
Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.
Публикация «Групповой проект по воспитанию экологической культуры дошкольников „Умный мусор“» размещена в разделах
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Экологическая культура – одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность.
Экологическое воспитание личности предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста.
В проекте федерального закона «Об экологической культуре», концепции дошкольного воспитания подчеркнуто, что именно в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Целью экологического воспитания дошкольников, является воспитание экологической культуры, т. е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.
В настоящее время появился ряд исследований в области экологического образования детей дошкольного возраста (В. П. Арсентьева, Н. Н. Вересов, Т. А. Маркова, М. Ю. Попова, в которых рассматриваются отдельные аспекты формирования экологической культуры.
В дошкольные годы необходимо воспитание потребностей, поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни, улучшения состояния окружающей среды. Ребенок должен получить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды.
Природа - необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры, в воспитании разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями.
Учитывая всё выше сказанное, мы считаем, что воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста – важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор темы исследования: «Воспитание культуры обращения с отходами у детей дошкольного возраста».
Цель:
знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов
Задачи:
Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора.
Развивать умение анализировать экологическую проблему.
Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду.
Содействовать развитию умения дифференцировать предметы по материалу, из которого они были изготовлены.
Формировать умение сортировать мусор при его сборе.
Воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.
Тип проекта : краткосрочный. Групповой.
Ожидаемые результаты: понимание детьми, что скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям; умение сортировать мусор из разного материала; применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.
Этапы проекта :
- подготовительный - оформление плана работы с детьми, подготовка оборудования, предметно-игровой среды.
-продуктивный
– реализация системы мер по воспитанию у детей культуры обращения с отходами при реализации образовательной области «Безопасность» в НОД и совместной деятельности взрослого и детей.
-работа с родителями, (анкетирование, изготовление наглядной информации для родителей).
-заключительный-итоговое развлечение «Умный мусор», установление мусорных контейнеров для раздельного сбора мусора.
Аналитическая справка по итогам проведения группового проекта
«Умный мусор».
Организаторами проекта по внедрению системы раздельного сбора мусора в детских дошкольных учреждениях являются комитет по экологии и природопользованию Законодательного собрания Нижегородской области, Нижегородское отделение Всероссийского общества охраны природы, компания «Сибур», компания ООО «Ремондис». Партнером проекта в Дзержинске выступило управление детских дошкольных учреждений Администрации города.
Проект инициирован комитетом по экологии и природопользованию ЗС НО в рамках реализации областной целевой программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009-2014 годы». Основные его цели - воспитание культуры обращения с отходами у детей дошкольного возраста, повышение информированности населения о развитии системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта в сфере обращения с отходами.
Воспитанники старшей группы МБДОУ «Детский сад №65» на протяжении трех месяцев обучались раздельному сбору мусора. Для этого в групповом помещении были установлены разноцветные игрушечные контейнеры, куда дети раздельно складывали мусор органического (фантики от конфет, упаковки от снеков и проч. бумагу и картон) и неорганического (пластиковая твердая и пленочная упаковка) происхождения.
Собственноручно были изготовлены дидактические игры в виде лото, теневых театров и пазлов, позволяющие детям в самостоятельной деятельности непринуждённо осваивать полученные знания, доводя действия до привычных.
Воспитатели группы проводили специальные организованные формы НОД, организованные мероприятия, где малышам в игровой форме рассказывалось о важности бережного отношения к природе, правильного обращения с отходами. Дети разучивали соответствующие стихи и песни, своими руками делали поделки из использованных ранее бумаги, картона, полиэтилена.
Большое внимание уделялось и работе с родителями для агитации родительских масс старшим воспитателем Стешовой Н. В. был разработан информационный баннер позволяющий осознать важность раздельного сбора мусора не только детям, но и родителям.
Воспитатель Кономенова Л. Л. стала призером областного конкурса методических разработок для проведения внеклассного занятия по теме раздельного сбора мусора в сфере обращения с отходами» в номинации «Занятие для детей дошкольного и младшего школьного возраста», организованного экологическим центром Дронт».
Результатом проведенного мини-проекта стало итоговое развлечение «Умный мусор». Воспитанники детского сада приготовили праздничный концерт для гостей мероприятия – депутатов регионального парламента, представителей администрации Дзержинска и экологов. Темой стихов и главной идеей танцевальных номеров стали экологические проблемы больших городов и пути их решения. Также была организована выставка совместных работ детей и родителей «Подарим вещам вторую жизнь».
МБДОУ «Детский сад №65» получил необходимый инвентарь для его успешной реализации - цветные пакеты для сбора мусора, пластиковые разноцветные контейнеры, а также металлические контейнеры для финального сбора мусора, которые устанавлены на специально подготовленной площадке на территории детского сада. Также была приобретена методическая литература.
Все воспитанники принявшие участие в реализации проекта были награждены – футболками и значки с атрибутикой проекта.
Старший воспитатель – Шарова И. Ю.