Лариса Сац
Групповой проект, реализуемый в рамках работы с родителями. «Коррекция — это…»
▼ Скачать + Заказать документы
Групповой проект «Коррекция - это …»
Срок реализации проекта -1 месяц
В проект вовлечены родители старшей логопедической группы.
Проектная цель для родителей :
Сформировать представление родителей об условиях работы и специфики воспитания и обучения детей специализированных групп речевой коррекции.
Задачи:
- познакомить родителей с законодательной базой функционирования специализированных групп
Публикация «Групповой проект, реализуемый в рамках работы с родителями, „Коррекция — это…“» размещена в разделах
- помочь осознать особенности семейного воспитания и общения с детьми, имеющими нарушение в речи
- выявить психолого-личностные качества родителей, способствующих обеспечению оптимального взаимодействия с детьми и педагогами в процессе коррекционной работы
Проектная цель для педагогов :
Содействовать адаптации родителей к условиям коррекционной группы.
Задачи:
- способствовать ознакомлению родителей с условиями и особенностями работы коррекционных групп через различные формы работы
- способствовать общению воспитателей, родителей и специалистов д/с в процессе адаптации семьи к условиям группы
- создать предпосылки для успешности дальнейшей совместной работы педагогов и семьи.
Предисловие к проекту
Ребенок, как и любой взрослый человек, уже с самого детства имеет социальную репутацию: окружающие его оценивают «и по одежке, и по уму». И родители очень ревностно относятся к этой репутации ребенка. Теперь представим ситуацию: родителям предлагают определить ребенка в спецгруппу. Первоначальная реакция большинства родителей – шок, «большие глаза», мысли вслух «он не дурак». Т. е. большинство родителей спецгруппы, или иначе коррекционные группы, воспринимают как факт значительного принижения социального статуса ребенка.
В нашем детском саду коррекционные группы функционируют уже много лет. К нам приходят дети из других детских садов, у которых имеются серьезные речевые дефекты. И мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда родители отказываются переводить ребенка из обычной группы в спецгруппу. Конечно, с такими родителями мы работаем, объясняем им преимущество коррекционных групп для ребенка, у которого имеются нарушения речи. Но эта работа в основном осуществляется через индивидуальные контакты, либо проходит через 1 – 2 родительское собрание.
В процессе поиска более эффективных форм работы с родителями у группы педагогов, в которую вошли и специалисты ДОУ, возник замысел целого ряда последовательных мероприятий с родителями, который в итоге вылился в групповой проект. Выбор именно проекта был обусловлен тем, что этот способ работы позволяет использовать все возможные формы работы в комплексе и обеспечить рассмотрение проблемы со всех сторон.
На наш взгляд, проект, который мы представляем, позволит понять родителям, что спецгруппа – это не пятно на репутации ребенка, а возможность качественно разрешить его проблемы. Спецгруппа – это не специальная, а специализированная группа, где воспитатели и специалисты последовательно и систематически работают над исправлением недостатков ребенка, таким образом повышая его социальный статус. Проект направлен на формирование позитивной самооценки самих родителей, которые должны понять, что посещение ребенком коррекционной специализированной группы никоим образом не отражается ни на их социальной репутации, ни на репутации их ребенка.
Этапы проекта.
Подготовительный этап.
-Организация работы городской ПМПК.
(комплектование групп, подготовка медицинских карт, предоставление помещения, приглашение родителей)
- Проведение ПМПК с целью формирования группы.
- Составление договоров с родителями.
- Индивидуальное обследование детей логопедом и психологом д/с.
- Составление воспитателями социального паспорта группы.
- Составление воспитателями плана работы с родителями на год.
- Согласование планов работы с родителями со специалистами д/с.
- Подготовка нормативных документов, в рамках которых осуществляется деятельность коррекционных групп.
- Отслеживание и анализ адаптации детей.
- Организация почтового ящика «Вы спрашиваете - мы отвечаем».
Основной этап.
Работа на основном этапе представлена посредством отдельных блоков работы в течение месяца педагогов и специалистов д/с.
Блок работы педагога-психолога.
Цель: оптимизация детско-родительских отношений; развитие коммуникативных навыков родителей.
1. Тренинг «Познай самого себя».
Цель: выявление проблем в эмоционально-волевой сфере родителей; оказание помощи в общении с детьми и воспитателями.
-приветствие родителей
- мини-лекция «Что такое общение»
- анкетирование по вопросам общения с детьми
- тест «Ваша коммуникабельность»
- игра на общение
- рефлексия деятельности
2. Тренинг «Ваш стиль общения»
Цель: определение стиля общения родителей с членами семьи, друзьями, сотрудниками д/с.
- приветствие родителей
- беседа с элементами лекции «Стили общения»
- тест «Ваш стиль общения»
- рекомендации по оптимизации общения родителей и детей
- беседа «Как решить проблемы с речью в процессе общения»
- рефлексия деятельности
3. Тренинг «Общение с детьми».
Цель: формирование предпосылок успешности общения родителей и детей.
- приветствие родителей
- упражнение «Портрет ребенка»
- корзина мнений «Как общаться с ребенком»
- презентация игр на развитие коммуникативных отношений у детей и родителей
- практические упражнения
- рефлексия деятельности
Блок работы логопеда.
Цель: расширение представлений родителей о коррекционной работе с детьми.
1. Участие в родительском собрании.
(цели и задачи коррекционной работы логопеда, анализ основных нарушений речи детей)
2. Индивидуальные консультации для родителей
«Коррекционная работа с детьми в условиях семьи».
Цель: познакомить родителей с приемами работы по коррекции речи в домашних условиях.
3. Организация открытых индивидуальных занятий для родителей.
(работа по формированию правильной артикуляции звуков)
Цель: показать практическое применение коррекционных методов и приемов работы с детьми.
4. Оформление наглядно-информационных стендов.
«Как работать с тетрадью домашних заданий»
«От чего зависят успехи ребенка»
Блок работы воспитателей.
Цель: расширить представления родителей об особенностях воспитания детей с нарушением речи.
1. Проведение родительского собрания «Коррекция – это…»
Цель: познакомить родителей с условиями воспитания, обучения и коррекции речи детей в детском саду.
- презентация группы (ПРС, представление педагогов, специалистов)
- корзина мнений «Коррекция – это …»
- цели и задачи коррекционной работы (выступление логопеда)
- цели и задачи воспитания и обучения детей (выступление воспитателей).
2. Индивидуальные консультации для родителей.
Цель: способствовать единому подходу к воспитанию и обучению детей в детском саду и семье.
3. «Час посещений».
Цель: предоставить родителям возможность познакомиться с деятельностью группы в течение дня. (Посещение родителями различных режимных моментов).
4. Оформление наглядно-информационных стендов.
«Нормативная база функционирования коррекционных групп»
«Организация артикуляционной гимнастики дома»
«Игры на развитие речевого дыхания»
Заключительный этап.
Круглый стол
Цель: подвести итоги работы педагогов и специалистов детского сада с родителями за месяц.
- «Вы спрашивали - мы отвечаем» (итоги работы почтового ящика)
- презентация семей (представление родителями и детьми информации о жизни семьи в оригинальной форме)
- блиц-турнир «Коррекция – это …» (можно в форме решения кроссвордов)
- представление логопедом Памятки для родителей
- представление психологом Памятки для родителей
- чаепитие
Сущность проекта
1. Проект направлен на формирование представлений родителей об условиях и специфике работы коррекционных логопедических групп, об особенностях семейного воспитания и общения с детьми, имеющими дефекты речи.
2. Реализация проекта позволит более успешно адаптировать родителей к посещению их детьми специализированной группы, создаст предпосылки успешного взаимодействия педагогов и родителей.
3. При завершении проекта мы предполагаем, что родители познакомятся с условиями пребывания детей в специализированной группе; увидят положительные моменты в работе специалистов детского сада. Через участие в мероприятиях проекта родители смогут лучше узнать о свойствах своего характера, обратят внимание на те моменты, которые обеспечат успешность их взаимодействия с детьми. Родители получат представления об организации коррекционной работы с детьми дома, в повседневной жизни.
Приложения
Цели и задачи воспитания и обучения детей коррекционно-логопедической группы (материал для родительского собрания).
Воспитание и обучение детей логопедической группы.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче, правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающего мира.
Одна из главных задач обучения детей в детском саду – научить ребенка правильно и красиво говорить. В группах для детей с нарушением речи, помимо задач, реализуемых в рамках комплексных образовательных программ, решается целый ряд задач коррекционной направленности с целью устранения недостатков в речевом и интеллектуальном развитии. В процессе трудовой, игровой, изобразительной деятельности решаются не только задачи общего развития, но и происходит коррекция и компенсация речевого недоразвития, социальная адаптация и подготовка ребенка к дальнейшему обучению в школе. В коррекционных группах особое внимание уделяется развитию восприятия, словесно-логического мышления, познавательных интересов, мелкой моторики детей. При отборе материала учитывается специфическое отставание детей в процессе формирования у них различных способностей, так как речевые дефекты существенно влияют на обучаемость детей. В задачу воспитания входит так же создание доброжелательной обстановки в детском коллективе с целью укрепления у детей веры в собственные возможности, формирования у них интереса к обучению, снятия отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью.
За развитием детей в группе наблюдают не только воспитатели, но и учитель- логопед и психолог. Но, несмотря на тщательный контроль со стороны специалистов за развитием ребенка, воспитатели обеспечивают повседневное наблюдение и индивидуальную коррекцию речевой деятельности детей на каждом этапе коррекционного процесса.
Артикуляционная гимнастика (материал для оформления наглядно-информационного стенда для родителей).
Артикуляционная гимнастика
Для четкой артикуляции звуков нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц жевательных, глотательных, мимических, поэтому чтобы хорошо произносить звуки, необходимо постоянно заниматься гимнастикой.
Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса.
Предлагаем комплекс упражнений, которые могут использоваться родителями в домашних условиях. Их можно дружно и весело выполнять вместе с ребенком.
Приоткрыл Язык окно, Тянуть губы прямо к ушкам
А на улице тепло. Очень нравится лягушкам.
Язычок наш потянулся, Улыбаются, смеются,
Широко нам улыбнулся. А глаза у них как блюдца.
Наш веселый язычок Язык лопаткой положи
Повернулся на бочок. И под счет его держи:
Смотрит влево, Раз, два, три, четыре, пять!
Смотрит вправо… Язык надо расслаблять!
Губы сложим в трубочку - Раздувайся, пузырь,
На дудочку похоже. Раздувайся, большой,
Подудеть на дудочке Оставайся такой
Без дудочки мы сможем: Да не лопайся.
Ду, ду, ду – ду - ду! (надуваются щеки)
•Широко открыть рот, как при звуке «а», и произвести длительный выдох.
•Тянуть язык к подбородку, затем к носу.
•Зафиксировать кончик языка у нижних зубов и широко открыть рот.
•Надуть обе щеки, вытянуть губы вперед трубочкой и постепенно выдыхать.
•Верхняя губа испачкалась в варенье, надо ее облизать.
Комплексы дыхательных упражнений (материал для оформления наглядно-информационного стенда для родителей).
Уважаемые родители!
Предлагаем вам комплекс дыхательных упражнений, которые помогут вашему ребенку добиться больших результатов при исправлении дефектов речи.
•Руки к солнцу поднимаем Поднимают руки через стороны
И вдыхаю, и вдыхаю. вверх, делая вдох через нос.
Ну, а руки отпускаю, через стороны опускают руки
Воздух тихо выдыхаю. и тихо произносят на выдохе:
Это очень хорошо, «Ф-ф-ф»
Что сегодня дождик шел!
•А ветер щеки толстые Дети делают глубокий вдох,
Надул, надул, надул надувают щеки и с силой
И на деревья пестрые выпускают воздух через
Подул, подул, подул. и через сомкнутые губы.
•Этот звук найдем в трубе Ребенок держит в руках небольшой
На большущем корабле, небольшой кусочек легкого
Что уйдет сегодня в море. материала и продолжительно
«У-у-у» - гудит он на просторе. тянут звук «У» так, чтобы материал затрепетал.
•Ребенок делает активный вдох, стараясь не поднимать плечи, задерживает дыхание и на продолжительном выдохе произносит: «Ф-ф-ф».
•Ребенок, стоя, чуть прогнувшись в пояснице, слегка прижав полусогнутые руки к груди, на выдохе предельно долго тянет звук «У-у-у».
•Ребенок то сильно, то слабо, то громко, то тихо дует в дудочку.
•При рассматривании цветочного букета, ягод, фруктов ребенок с целью определения запаха делает глубокий вдох носом.
•С целью развития длинного плавного выдоха и активизации мышц губ ребенок дует (гудит) в пузырек. (Чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной).
•Ребенок дует на легкие предметы, которые расположены на краю стола. продвигать предметы можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя.
Используемая литература:
1. Рекомендации программ коррекционного обучения для детей с нарушением речи (авт. Т. Филичева, Г. Каше).
2. Нормативные документы о работе логопедических групп (Положение о комплектовании логопедических групп, Положение о ГПМПК, Положение о логопедической группе и т. д.)
3. Т. Данилина, Н. Степина. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей
4. А. Максаков. Развитие правильной речи ребенка в семье.
5. Дошкольная педагогика. Особенности работы психолога в логопедической группе – 2003 г. сентябрь
6. Н. Клюева, Ю. Касаткина. Учим детей общению.
7. Л. Галигузова, Е. Смирнова. Ступени общения: от 1 до 7 лет.
8. А Щебетенко. Психологические тесты для лидера коллектива
9. М Аралова. Формирование коллектива детского сада.
10. Рекомендации программы «Радуга».
11. Приложение к журналу «Управление ДОУ» - «Работа логопеда в детском саду».