Ольга Галушко
Семинар-практикум «Работа с семьей — один из главных факторов физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
для инструкторов физической культуры, педагогов ГКП «Работа с семьей – один из главных факторов физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста»
Работа с родителями в ГКП.
Из опыта работы МБДОУ д/с №12
села Краснопартизанского
Публикация «Семинар-практикум „Работа с семьей — один из главных факторов физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Поступление ребенка в детский сад – это событие, требующее особого внимания со стороны педагогов дошкольного учреждения и родителей. Детский организм не сразу привыкает к новым социальным условиям. Зачастую этот процесс сопровождается изменением поведенческих реакций, расстройством сна, аппетита. Поскольку адаптивные возможности дошкольника не безграничны, резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития. Основная роль в воспитании и социализации детей отведена семье. При этом разные условия жизни и подходы к воспитанию дошкольников не всегда позволяет обеспечить их полноценное развитие. Почти каждая семья в этой или иной степени нуждается в квалифицированной психолого – медико – педагогической помощи соответствующих организаций и специалистов. Объединений усилий родителей, педагогов, медицинских работников дает возможность обеспечить малышу эмоциональный комфорт, создать условия для развития его способностей, сохранения здоровья и благополучной социализации в будущем. Окружая ребенка любовью и заботой, родителям не стоит забывать о его развитии и воспитании, эффективность которых зависит от их активного участия в этих процессах. Но, как показывает практика, нередко им не хватает специальных педагогических знаний и умений в данной области. Основная идея партнерства заключается в повышении эффективности взаимодействия ДОУ с семьей в вопросах воспитания здоровых детей. Реализация данной идеи предполагает следующие направления деятельности:
• обмен знаниями и практическими навыками организации мероприятий по взаимодействию с семьей;
• творческое сотрудничество с привлечением родителей;
• оценка результатов социального партнерства.
Необходимость и важность взаимодействия ДОУ и семьи очевидны. Социально – психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в детском саду и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями в конкретной ситуации.
• Анкетирование родителей
• Заключение договоров
• Объявления в СМИ, оповещение родителей
• Индивидуальные беседы с родителями
• Прием детей, собеседования с родителями
• Проведение совместных занятий
Для успешного взаимодействия с родителями детей, посещающих ГКП, сотрудниками нашего детского сада выбраны следующие направления работы :
1. Формирование у родителей установки на сотрудничество с педагогами
ДОУ.
2. Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка.
3. Повышение педагогической компетентности родителей:
• обучение родителей специальным методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком дома;
• обучение родителей специальным воспитательным приемам, необходимым для развития личности ребенка.
4. За основу своей деятельности взяли следующие виды организации работы с семьей :
• консультационно-рекомендательная;
• организационно-просветительная;
• практические занятия для родителей;
• индивидуальные занятия с родителями и их детьми.
Для того чтобы помочь родителям сделать жизнь ребенка и дома, и в детском саду интересной и содержательной, педагоги ДОУ разработали 3 модели групп кратковременного пребывания:
• адаптационная группа «Карапуз»; (от 1,5 до 3 лет)
• консультативная группа «Мамина школа»; (от 0 до 1,5 года)
• предшкольная подготовка дошкольников «Будущий первоклассник» (от 5,5 до 7лет)
Адаптационная группа кратковременного пребывания является одной из форм содействия ранней социализации детей раннего возраста, позволяющую в ближайшем будущем успешную адаптацию детей в детском саду.
Консультативная группа позволяет консультировать родителей по вопросам воспитания и развития детей в семье.
В группе предшкольной подготовки ведется информационно – просветительная работа и начинается с изучения родителями информации, размещенной на стенде “Скоро в школу”. Здесь в занимательной форме воспитатели и другие специалисты выставляют всю полезную информацию о том, как подготовить ребенка к школе. Рубрики обновляем ежемесячно: “Нравственно – волевая подготовка детей к школе в семье”, “Значение игры в семье при формировании волевых качеств”, “Режим будущего школьника” и др. Участие родителей в тематических родительских собраниях с целью осуществления просвещения родителей и повышения их уровня компетентности в области обучения и воспитания детей. На собраниях рассматриваем такие темы как:
• “Познай себя как родителя”.
• “Значение режима дня в жизни старшего дошкольника”.
• “Как подготовить ребенка к школе”.
• “Воспитание волевых качеств у ребенка”.
Чтобы родители выступали не просто как слушатели, но и как активные участники, мы проводим открытую образовательную деятельность и родительские собрания с участием родителей.
В своей деятельности дошкольное учреждение, руководствуется Типовым положением о дошкольном образовании, другими законами РФ и нормативными актами по вопросам образования, Уставом МБДОУ, договором между ДОУ и родителями (законными представителями).
Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для развития различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей самих детей. Основная организационная форма работы с детьми – игры и игровые занятия индивидуально, группой.
Заботливым родителям
Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
• их физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду, заботу о здоровье;
• их эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
• условия их развития, включая общение, возможность ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.
Ко времени, когда ребенок начинает посещать дошкольное учреждение, семья уже успевает преподать ребенку множество вещей — от способов пользования чашкой до приемов бросания мяча — и приучить получать удовольствие от слушанья сказок. Дошкольное образование настраивается над этими первичными отношениями ребенка и семьи.
И воспитатели, и родители должны взять на себя обязательство действовать сообща. Общение, взаимное уважение, принятие различий и, прежде всего, признание важности интересов ребенка должны создать основу для плодотворного взаимодействия педагогов и родителей.