Альбина Валерьевна Туманина
Характеристика понятия «творческие способности детей» (первая часть)
▼ Скачать + Заказать документы
творческие способности детей
По утверждению педагогов-исследователей (Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, В. С. Кузина, Б. М. Неменского, Н. П. Сакулиной, В. А. Флериной и др., из всех существующих детских видов деятельности, именно художественная деятельность способствует творческой самоактуализации и самореализации ребенка. В силу своей специфики художественная деятельность является естественной "школой творческого развития" личности (Н. Н. Поддъяков). Одной из составляющих развития творческой личности являются творческие способности человека.
Публикация «Характеристика понятия „творческие способности детей“ (первая часть)» размещена в разделах
Рассмотрим термин "способности". БСЭ дает следующее определение: "Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности". (4, с. 346)
По мнению отечественного психолога В. А. Крутецкого, "способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся субъективными условиями успешного ее выполнения". В. А. Крутецкий выделяет три важнейшие стороны этого определения.
1. Способности – это индивидуальные особенности, то есть то, что отличает одного человека от другого.
2. Это именно психологические особенности.
3. Способности – это не всякие индивидуально-психологические особенности, а лишь те, которые соответствуют требованиям определенной деятельности.
Каждая деятельность предъявляет человеку определенные требования к его психическим процессам, работе анализаторов, скорости реакций, к свойствам личности. Если человек обладает такими индивидуально-психологическими особенностями, которые в наибольшей степени отвечают требованиям соответствующей деятельности, то это значит, что он способен к этой деятельности.
Любая деятельность требует от человека не одной способности, а ряда взаимосвязанных способностей. Способности формируются и обнаруживаются только в соответствующей деятельности. Способности человека формируются, складываются, развиваются в правильно организованной деятельности, в течение жизни, под влиянием обучения и воспитания.
Способности – это прижизненное, а не врожденное образование. Связь способностей со знаниями. умениями, навыками такова: с одной стороны, способности зависят от знаний, умений и навыков; с другой стороны, знания, умения, навыки зависят от способностей человека.
Обучение и воспитание, условия жизни и деятельности человека активно формируют его способности. Существуют и природные предпосылки развития способностей – задатки. Задатки – это некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные индивидуальные различия между людьми. Задатки влияют на процесс формирования и развитие способностей. К задаткам относятся: врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов; типологические свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей; сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. В качестве задатков следует рассматривать также уровень развития и соотношение 1-й и 2-й сигнальных систем. И. П. Павлов различал три специально человеческих типа высшей нервной деятельности: художественный тип с относительным преобладанием 1-й сигнальной системы, мыслительный тип с относительным преобладанием 2-й сигнальной системы; средний тип с относительной уравновешенностью сигнальных систем.
Задатки являются одним из условий формирования способностей.
Различают способности разного уровня – учебные и творческие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности и приобретением новых знаний, умений, навыков. "Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального про-дукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности".
Обратимся к понятию "творчество", "творческий". Творчество – одно из сложных и таинственных явлений человеческой жизни. Анализ справочной педагогической и психологической литературы позволяет говорить о том, что "творчество" на сегодняшний день определяется достаточно многообразно. Краткий педагогический словарь определяет "Творчество – как деятельность человека, результатом которой является создание материальных и духовных ценностей, предполагаемое у личности наличие способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью"
В наибольшем количестве случаев мы встречаем определение понятия творчества, как деятельности. Например, в БСЭ говорится: "Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественное, новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности".
А. Я. Пономарев отмечает: "Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей".
В философском словаре определение также подчеркивает, что результат творчества есть новый продукт : "Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирование новых комбинаций, знаний, умений, продуктов".)
В статье "творчество", вошедшей в энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, написанной Ф. Батюшковым: "Творчество – в прямом смысле – есть создание нового. В таком значении это слово могло быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, и все зарождающееся в природе есть продукт творческих сил".
Новый аспект характеристики творчества выделяет В. Б. Косминская: "Творчество – определенная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение".
Об общественной ценности творчества, его продукта говорится в трудах Б. М. Теплова: "Творческая деятельность в собственном смысле слова, называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности".
Г. Г. Кравцов предлагает рассматривать творчество как способ существования личности.
Интересными в этом плане являются мысли Г. И. Иванова: "Творчество – это не роскошь для избранных, а общая биологическая потребность, часто не осознаваемая нами. Чем дальше во времени, тем больше радиус творчества, нужно иметь и решать все больше вопросов. Творческий стиль жизни – это не привилегия одиночек, это единственный способ нормального существования и развития всего общества".
И. П. Волков утверждает: "Единственно правильного, объективного толкования творческой деятельности, приемлемого для всех случаев, дать вообще нельзя, так как проявления творчества настолько многообразны, что сколько-нибудь четкой границы между творческой деятельностью и высоким уровнем мастерства провести, по-видимому, нельзя. Творчество индивидуально, художественно проявляется хотя бы в минимальном отсутствии образца".
Л. С. Выготский определяет творчество как ту деятельность, "которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке".
Таким образом, творческие способности – это способности к творчеству как деятельности. В педагогике и психологии отмечено, что развитие творческих способностей возможно у всех детей, независимо от уровня их интеллектуального развития.
Анализируя все приведенные выше цитаты о способностях, творческих способностях, творчестве, можно сказать, что творчество является од-ним из наиболее важных механизмов детского воспитания и самовоспитания. Более значимы не результаты детского творчества, а формирование способностей.
Стремление выделить творческие способности можно объяснить, во-первых, их значимостью для творческого процесса, а во-вторых, как отмечает американский педагог Х. Литтон, невозможностью охватить творческий процесс в целом. Поэтому ученым приходится "отступить на маленькие сегменты поведения, являющиеся существенными чертами творчества, которые помимо всего являются измеримыми".(38, с. 8) Стремление раскрыть творческие способности, определить пути их развития приводит к необходимости рассмотрения структуры творческих способностей.
Приводим некоторые классификации. Дж. Гилфордом была предложена кубическая модель интеллекта, которая представляет собой эвристическую гипотезу, позволяющую классифицировать интеллектуальные способности и предсказать новые. Существуют три измерения интеллекта: операции, продукты, содержание, которые характеризуют способности к решению интеллектуальных задач. Дж. Гилфорд выделяет пять типов операций: познание, память, конвергентное (логическое, однонаправленное) и дивергентное (отступающее от логики, идущее в разных направлениях) мышление, оценивание; четыре вида содержания: образное, символическое, семантическое и поведенческое; шесть видов конечного мыслительного продукта: элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы.
Все интеллектуальные способности, по мнению Дж. Гилфорда, в ка-кой-то мере являются творческими, но более всего – способность к дивергентному мышлению. Как отмечает автор, дивергентное мышление характеризуют четыре основных качества: быстрота, гибкость, оригинальность и точность. Под быстротой понимается способность высказывать максимальное количество идей, причем в данном случае важно не их качество, а их количество. Гибкость – способность высказывать многообразие идей. Способность порождать новые нестандартные идеи называется оригинальностью, она может также проявляться в ответах, не совпадающих с общепринятыми. Точность, или, иначе говоря, законченность, - способность совершенствовать или придавать завершенный вид своему продукту.
А. И. Лук объединил 15 способностей, близких к интеллектуальным, это:
1. Зоркость в поисках. В потоке внешних раздражителей человек обычно воспринимает лишь то, что укладывается в его "координационную сетку", уже имеющихся знаний и представлений, остальное бессознательно отбрасывает. На это влияют привычные структурные установки, чувства, конформность. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, - нечто большее, чем просто наблюдательность.
2. Способ кодирования информации нервной системой. Мозг облекает любую мысль в ту или иную форму; разные люди обладают неодинаковой способностью пользоваться кодами. Врожденные особенности мозга и условия развития в первые годы жизни предопределяет преимущественную склонность к испытанию тех или иных кодов информации. Способ кодирования накладывает печать на выбор содержательной области мышления.
3. Способность к свертыванию мыслительных операций заключается в том, что длинная цепь рассуждений, понятий заменяется одной обобщающей операцией, тем самым мышление переходит на более высокий уровень абстрагирования, использования все более емких в информационном отношении символов.
4. Способность к переносу. Это способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, способность к выработке обобщенных стратегий.
5. Боковое мышление. Способность увидеть путь к решению, используя постороннюю информацию.
6. Цельность восприятия. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее. В процессе творческой работы необходимо оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы попытаться вписать их в более широкие картины.
7. Готовность памяти. Способность вспомнить о свойствах объекта и соотнести эти знания с задачей. Имеется в виду скоростной момент извлечения информации из памяти.
8. Сближение понятий. Легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых понятий, "смысловые расстояния" между ними.
9. Гибкость мышления. Быстрый и легкий переход от одного класса явлений к другому, далекому от первого по содержанию. "Смысловые расстояния" – переменная величина, на которую влияет функциональная фиксированность человека; способность к преодолению фиксированности – одно из проявлений гибкости мышления.
10. Гибкость интеллекта. Способность вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы.
11. Способность к оценочным действиям. Способность к оценке, выбору одной из многих альтернатив до ее проверки.
12. Способность к "сцеплению". Объединение воспринимаемых раздражителей, быстрое соотнесение новых сведений с прежним личным опытом.