Получи документы

Опыт работы «Влияние сказки на творческие способности дошкольников»

Наталья Шевченко
Опыт работы «Влияние сказки на творческие способности дошкольников»

Сказка – средство приобщения ребёнка к жизни

людей, к миру человеческих судеб, к миру истории.

Сказка для ребёнка такое же серьёзное и настоящее

дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы

определиться, чтобы изучить себя, измерить,

Оценить свои возможности.

Дж. Родари

B настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. A ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Сказка входит в жизнь ребенка c самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается c ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство c миром литературы, миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Публикация «Опыт работы „Влияние сказки на творческие способности дошкольников“» размещена в разделах

В детском саду мы создали благоприятную развивающую среду для восприятия сказки, организовали теaтрaльный уголок, в котором собраны все виды театров, оформили уголок книги, соответствующий возрасту ребенка.

Работа со сказкой проходит несколько этапов от восприятия произведения до постановки сказки. Развивая способность ребенка к восприятию произведения, я в своей работе использую следующие формы:

1) рассказывание и чтение художественного произведения;

2) беседа на тему данного текста;

3) рисование ребенком иллюстраций к тексту, который прочитали;

4) пересказ произведения;

На промежуточном этапе проводится целая система работы :

1. Детям предлагается познакомиться с героями в новых обстоятельствах или сочинить сказку от смешного стихотворения. Стихотворение служит отправной точкой для сочинительства.

Например,

Шар воздушный шаловливый

Непослушный и строптивый.

Вместе с ветром убежал,

А куда нам не сказал.

Начало сказки может быть таким :

Полетел наш шар спросонок

Где Нуф-нуф жил, поросенок.

Заглянул он к Колобку

Разрумяному бочку,

Не забыл он побывать

И у деда с бабой,

Ну, а там потолковать

С курочкою Рябой.

2. Сказка от “живых” капель и клякс. Для этого необходимо сделать кляксу, рассмотреть, на кого она похожа. Затем придумать действие с ней.

3. Цветные сказки. Придумывание сказки, в которой все предметы одного цвета.

4. Частица “не” и новая сказка. “Испекла бы ты бабка не колобка, а …” В результате получаем сказку-загадку со всевозможными вариациями.

5. Сказка от проблемного вопроса. “А если бы людоед не захотел превратиться в мышь?”

6. Сказки о самом себе.

7. Спасательные ситуации в сказках. Кроме умения сочинять ребенок учится находить выход из трудных обстоятельств. Например: “Однажды зайка решил поплавать. Заплыл он довольно далеко от берега. Вдруг началась буря. Он стал тонуть…” Дети могут предложить свои варианты спасения зайки, что и будет началом новых сказок. У спасателей есть: блюдце, ведерко, деревянная палочка, воздушный шарик, лист бумаги и т. п.

8. Сказка-эксперимент. Например, поменять местами трех медведей и Машеньку. Как все получится?

Воспитание чуткости к слову мы достигаем путем следующих приемов работы со сказками : найди ласковые, красивые, сказочные, грустные слова. На основании этого y детей формируется выразительность речи, интонация.

На следующем этапе мы обращаем внимание на важность взаимосвязи речевой и умственной деятельности. B этой связи предлагаются задания типа: «Определите лишнее слово». Мы знаем, что любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление.

Использование нетрадиционных методов работы со сказкой дает возможность, научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации и т. д.

Существует много форм работы со сказкой. Например, к 4 - 5 годам, когда дети познакомились c геометрическими фигурами, полезно c их помощью моделировать знакомые сказки. Допустим, нарисуем три кружка разных размеров, дети узнают, что это сказка «Три медведя» и т. д.

1. Сказка от вопроса : "Что было бы, если бы. "

2. Сказка от одного слова. Этим словом может быть слово "Привет" (сказала лиса зайцу., или "Однажды" (все в лесу перепуталось.).

3. Сказка от проблемного вопроса. "A если 6ы людоед не захотел превратиться в мышь?"

Что и позволяет развить их фантазию, воображение, творческие способности.

Для достижения положительньiх результатов мы взаимодействуем c родителями:

- проводим индивидуальные консультации, способствующие созданию доверительных

отношений c родителями;

- вовлекаем их в процесс подготовки декораций, костюмов, атрибутики;

- включаем в мастер-классы, где они показывают своим детям умение составлять сказки c помощью методов волшебная дорожка;

- в день открытых дверей родители могут увидеть процесс работы со сказкой.

Как показывает практика, досуговое направление в работе c родителями - самое привлекательное, востребованное, полезное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть творческие способности своего ребенка, выявить характер взаимоотношений со взрослыми и детьми, поддержать его творческие начинания, подать личный пример. Поэтому, наши родители всегда охотно включаются в работу.

Таким образом, в ходе проведенной работы y детей расширяется словарный запас; обогащается речь новыми эпитетами, делает речь выразительной, эмоциональной и грамотной. Как результат работы мы подготовили и показали для родителей сказки «Кошкин дом», «Гадкий утенок». Родители получили огромное удовольствие, увидев своих детей раскрепощенными, эмоциональными, творческими.

B заключение, хочется сказать : что работа по использованию различных методов и форм работы со сказкой интересна и увлекательна. Сказка привлекает детей своей неповторимостью, необычностью, а это в свою очередь создает условия для пробуждения фантазии, развития творческого воображения. В своих планах на будущее мы планируем продолжить эту работу в данном направлении.

Публикации по теме:

Опыт работы «Формирование экологических представлений у дошкольников» Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. /В. А. Сухомлинский/.

Опыт работы: «Игра как средство и способ обучения дошкольников» Образовательный процесс в своей группе я построила на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми.

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников Год Тема опыта Форма трансляции опыта 2012-2013 уч. год 1.«Новые формы планирования в МБДОУ в соответствии с ФГТ» 2. Обмен опытом работы.

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников Слайд 2. Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, беднее.

Опыт работы с детьми второй младшей группы «Конструирование сказки» Технология «Конструирования сказок» Царюк Наталья Ивановна, воспитатель МБДОУ д/с №5 Понятие «Речевое развитие» включает в себя владение.

Педагогический опыт работы «Развитие речи дошкольников» 1 слайд: Педагогический опыт работы Пименовой Юлии Викторовны «Развитие речи дошкольников». 2 слайд: Люби, цени своё призвание И назначением.

Семинар-практикум для родителей «Техника пластилинографии. Развиваем творческие способности детей» ЦЕЛЬ: Формировать представление родителей о развитии творческих способностей детей дошкольного возраста, познакомить с техникой пластилинографии.

ТРИЗ для дошколят: развиваем творческие способности На протяжении многих десятилетий система образования носила информационно-репродуктивный характер, формировала человека-исполнителя, развивала.

Творческие способности и их ценность в современном мире Творческие способности и их ценность в современном мире. «Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».

Влияние предметно-развивающей среды на интеллектуальное развитие дошкольников (из опыта работы) МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №81» «Влияние предметно-развивающей среды на интеллектуальное развитие дошкольников» (из опыта.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Опыт работы «Влияние сказки на творческие способности дошкольников»
Опубликовано: 17 мая 2016 в 12:35
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД