Опыт работы «Влияние сказки на творческие способности дошкольников»

Наталья Шевченко
Опыт работы «Влияние сказки на творческие способности дошкольников»

Сказка – средство приобщения ребёнка к жизни

людей, к миру человеческих судеб, к миру истории.

Сказка для ребёнка такое же серьёзное и настоящее

дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы

определиться, чтобы изучить себя, измерить,

Оценить свои возможности.

Дж. Родари

B настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. A ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Сказка входит в жизнь ребенка c самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается c ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство c миром литературы, миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

В детском саду мы создали благоприятную развивающую среду для восприятия сказки, организовали теaтрaльный уголок, в котором собраны все виды театров, оформили уголок книги, соответствующий возрасту ребенка.

Работа со сказкой проходит несколько этапов от восприятия произведения до постановки сказки. Развивая способность ребенка к восприятию произведения, я в своей работе использую следующие формы:

1) рассказывание и чтение художественного произведения;

2) беседа на тему данного текста;

3) рисование ребенком иллюстраций к тексту, который прочитали;

4) пересказ произведения;

На промежуточном этапе проводится целая система работы:

1. Детям предлагается познакомиться с героями в новых обстоятельствах или сочинить сказку от смешного стихотворения. Стихотворение служит отправной точкой для сочинительства.

Например,

Шар воздушный шаловливый

Непослушный и строптивый.

Вместе с ветром убежал,

А куда нам не сказал.

Начало сказки может быть таким:

Полетел наш шар спросонок

Где Нуф-нуф жил, поросенок.

Заглянул он к Колобку

Разрумяному бочку,

Не забыл он побывать

И у деда с бабой,

Ну, а там потолковать

С курочкою Рябой.

2. Сказка от “живых” капель и клякс. Для этого необходимо сделать кляксу, рассмотреть, на кого она похожа. Затем придумать действие с ней.

3. Цветные сказки. Придумывание сказки, в которой все предметы одного цвета.

4. Частица “не” и новая сказка. “Испекла бы ты бабка не колобка, а …” В результате получаем сказку-загадку со всевозможными вариациями.

5. Сказка от проблемного вопроса. “А если бы людоед не захотел превратиться в мышь?”

6. Сказки о самом себе.

7. Спасательные ситуации в сказках. Кроме умения сочинять ребенок учится находить выход из трудных обстоятельств. Например: “Однажды зайка решил поплавать. Заплыл он довольно далеко от берега. Вдруг началась буря. Он стал тонуть…” Дети могут предложить свои варианты спасения зайки, что и будет началом новых сказок. У спасателей есть: блюдце, ведерко, деревянная палочка, воздушный шарик, лист бумаги и т. п.

8. Сказка-эксперимент. Например, поменять местами трех медведей и Машеньку. Как все получится?

Воспитание чуткости к слову мы достигаем путем следующих приемов работы со сказками: найди ласковые, красивые, сказочные, грустные слова. На основании этого y детей формируется выразительность речи, интонация.

На следующем этапе мы обращаем внимание на важность взаимосвязи речевой и умственной деятельности. B этой связи предлагаются задания типа: «Определите лишнее слово». Мы знаем, что любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление.

Использование нетрадиционных методов работы со сказкой дает возможность, научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации и т. д.

Существует много форм работы со сказкой. Например, к 4 - 5 годам, когда дети познакомились c геометрическими фигурами, полезно c их помощью моделировать знакомые сказки. Допустим, нарисуем три кружка разных размеров, дети узнают, что это сказка «Три медведя» и т. д.

1. Сказка от вопроса: "Что было бы, если бы. "

2. Сказка от одного слова. Этим словом может быть слово "Привет" (сказала лиса зайцу., или "Однажды" (все в лесу перепуталось.).

3. Сказка от проблемного вопроса. "A если 6ы людоед не захотел превратиться в мышь?"

Что и позволяет развить их фантазию, воображение, творческие способности.

Для достижения положительньiх результатов мы взаимодействуем c родителями:

- проводим индивидуальные консультации, способствующие созданию доверительных

отношений c родителями;

- вовлекаем их в процесс подготовки декораций, костюмов, атрибутики;

- включаем в мастер-классы, где они показывают своим детям умение составлять сказки c помощью методов волшебная дорожка;

- в день открытых дверей родители могут увидеть процесс работы со сказкой.

Как показывает практика, досуговое направление в работе c родителями - самое привлекательное, востребованное, полезное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть творческие способности своего ребенка, выявить характер взаимоотношений со взрослыми и детьми, поддержать его творческие начинания, подать личный пример. Поэтому, наши родители всегда охотно включаются в работу.

Таким образом, в ходе проведенной работы y детей расширяется словарный запас; обогащается речь новыми эпитетами, делает речь выразительной, эмоциональной и грамотной. Как результат работы мы подготовили и показали для родителей сказки «Кошкин дом», «Гадкий утенок». Родители получили огромное удовольствие, увидев своих детей раскрепощенными, эмоциональными, творческими.

B заключение, хочется сказать: что работа по использованию различных методов и форм работы со сказкой интересна и увлекательна. Сказка привлекает детей своей неповторимостью, необычностью, а это в свою очередь создает условия для пробуждения фантазии, развития творческого воображения. В своих планах на будущее мы планируем продолжить эту работу в данном направлении.

Публикации по теме:

Опыт работы «Формирование экологических представлений у дошкольников» Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. /В. А. Сухомлинский/.

Опыт работы: «Игра как средство и способ обучения дошкольников» Образовательный процесс в своей группе я построила на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми.

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников Год Тема опыта Форма трансляции опыта 2012-2013 уч. год 1.«Новые формы планирования в МБДОУ в соответствии с ФГТ» 2. Обмен опытом работы.

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников Слайд 2. Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, беднее.

Опыт работы с детьми второй младшей группы «Конструирование сказки» Технология «Конструирования сказок» Царюк Наталья Ивановна, воспитатель МБДОУ д/с №5 Понятие «Речевое развитие» включает в себя владение.

Педагогический опыт работы «Развитие речи дошкольников» 1 слайд: Педагогический опыт работы Пименовой Юлии Викторовны «Развитие речи дошкольников». 2 слайд: Люби, цени своё призвание И назначением.

Семинар-практикум для родителей «Техника пластилинографии. Развиваем творческие способности детей» ЦЕЛЬ: Формировать представление родителей о развитии творческих способностей детей дошкольного возраста, познакомить с техникой пластилинографии.

ТРИЗ для дошколят: развиваем творческие способности На протяжении многих десятилетий система образования носила информационно-репродуктивный характер, формировала человека-исполнителя, развивала.

Творческие способности и их ценность в современном мире Творческие способности и их ценность в современном мире. «Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».

Влияние предметно-развивающей среды на интеллектуальное развитие дошкольников (из опыта работы) МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №81» «Влияние предметно-развивающей среды на интеллектуальное развитие дошкольников» (из опыта.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Опыт работы «Влияние сказки на творческие способности дошкольников»
Опубликовано: 17 мая 2016 в 12:35
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по изготовлению кукол из ниток с детьми подготовительной группы
Прежде чем мы займемся изготовлением кукол из ниток, я бы хотела рассказать что такая работа вполне по силам детям с 5-7 лет. Изготовление игрушек из...
Психологическая игра «Чудесное путешествие в страну Права» (набор №2)
Аннотация Учебно-методическая разработка психологической игры «Чудесное путешествие в страну Права» способствует расширению педагогического...
Спортивное развлечение по ПДД для детей средней группы «Юный пешеход».
Цель: повторить с детьми элементарные правила дорожного движения. Задачи: - учить отвечать на вопросы по тексту; - довести до сознания детей, к чему может...
Лэпбук как инновационная технология
Нововведения, которые способствуют повышению качества воспитательного и образовательного процесса принято называть инновациями в образовании. Это не для кого...
Конспект НОД по развитию речи «Осень. Слушание рассказа Г. Скребицкого и В. Чаплиной...
Задачи: - учить отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста; - учить понимать и использовать в речи слова в их переносном значении; - учить...